Митрополиты Антоний (слева) и Афанасий (справа) вместе служили в новом русском храме в Лимассоле. Фото с сайта www.mospat.ru
Московский патриархат хоть и пытается взаимодействовать с глобальным Югом, но и не порывает с Европой. Объяснить это можно и тем, что христианство генетически связано с классической цивилизацией Средиземноморья, и тем, что церковное руководство сохраняет верность традициям дипломатической гибкости, невзирая на радикализм некоторых представителей низового духовенства. Одним из примеров кропотливой работы с той частью православного мира, которая оказалась по иную сторону линии противостояния Москвы и Константинополя, можно считать рабочую поездку председателя Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) митрополита Антония (Севрюка) на Кипр с 18 по 21 мая.
Антоний, выросший в иерарха РПЦ на благодатной средиземноморской почве, оттачивавший дипломатические таланты вблизи дворца римских понтификов на Ватиканском холме, применяет широкий арсенал мягкой силы при общении с представителями Кипрской православной церкви. Работа эта должна быть предельно аккуратной, потому что с архиепископством Кипра Московский патриархат частично прервал евхаристическое общение, но со своими симпатизантами на острове продолжает общение – в интересах РПЦ и многочисленных русских апатридов разных чинов и достояния. По оценкам британской газеты The Financial Times, датируемых 2023 годом, на Кипре постоянно живет примерно 48 тыс. россиян, что составляет почти 6% населения страны – члена Евросоюза. К тому же на протяжении многих лет Кипрская православная церковь проявила себя как компромиссный духовно-политический центр, склонный к арбитражу между большими и воинственными юрисдикциями.
Центральным событием визита Севрюка стало церемониальное действо – освящение храма Николая Чудотворца в Лимассоле, городе, который считается негласной столицей русской диаспоры на Кипре. Это мероприятие вызвало беспокойство и даже некоторое раздражение у публики, настроенной на примат Вселенского патриархата в православной ойкумене. В отнюдь не духовной брани с Москвой Константинополь все же сумел склонить Кипрскую церковь на свою сторону, и большинство островных епископов признали Православную церковь Украины (ПЦУ). Легитимизировал украинских церковных националистов еще архиепископ Хризостом II, но эту линию продолжил его преемник на соборной кафедре Кипра нынешний архиепископ Георгий III.
Но некоторые островные иерархи предпочли воздержаться от признания ПЦУ, и кипрский Синод особо не принуждает их к единомыслию. Наиболее заметен среди них митрополит Лимассольский Афанасий Николау. Когда в конце 2022 года после смерти Хризостома выбирали нового главу церкви, он проиграл Георгию Папахрисостому, митрополиту Пафоса (подробнее в «НГР» от 21.12.22 и «НГ» от 26.12.22).
В дни майского визита Севрюка Афанасий встречался с главным дипломатом РПЦ и даже вместе с ним 19 мая совершил богослужение, приуроченное к освящению русского храма, что в церковном мире представляет собой еще более значимое деяние, чем простая встреча или переговоры. Афанасий сказал, что для него большая радость и благословение принимать посланца патриарха Московского и всея Руси Кирилла, утверждает официальный сайт РПЦ. В соответствии с канонами русский приход, даже если он предназначен для экспатов, находится в иерархическом подчинении местной церкви.
Но эти выражения дружбы, вероятно, стали возможными благодаря молчаливому согласию архиепископа Георгия, хоть его сердце больше лежит к Константинопольскому (Вселенскому) патриарху Варфоломею, чем к Кириллу Московскому. Проконстантинопольская греческая пресса не без досады обращает внимание на такое потворство киприотов русским. Интернет-издание OrthodoxTimes.com язвительно сообщило, ссылаясь на свои источники, что РПЦ просила сделать Никольский храм подворьем Московского патриархата, но Кипрский синод отклонил это предложение и предписал подчинение русского прихода Лимассольскому митрополиту. Этим обстоятельством греки объясняют присутствие Афанасия на богослужении. Как уже сказано ранее, Московский патриархат разорвал евхаристическое общение с теми кипрскими иерархами, кто признает ПЦУ, но считает его возможным с другими, отказывающимися признать украинских креатур Константинополя. Афанасий как раз относится к числу последних.
Эта деятельность Московского патриархата вряд ли оставляет равнодушной ПЦУ. 25 мая глава украинских автокефалистов митрополит Епифаний (Думенко) поздравил Георгия III с днем рождения. Конечно, то, что личный праздник Кипрского архиепископа пришелся на день, наступивший вскоре после визита Севрюка, несомненное совпадение. Но Думенко использовал в своем послании такие выражения, которые выглядят как косвенный ответ на дипломатические ходы РПЦ. Он похвалил Георгия за «установление канонического порядка» и отстаивание единства православия – естественно, все это в рамках концепции, предполагающей первенство Константинополя.
Вообще, кипрская почва неплохо приспособлена к тому, чтобы наводить через нее мосты между церквами во имя единства православия, о котором много говорили митрополиты Антоний и Афанасий на освящении храма в Лимассоле. На протяжении многих лет архиепископство пытается выступать в роли арбитра всевозможных споров и парламентера между отдалившимися христианскими юрисдикциями. Правда, миротворческие инициативы островитян, как правило, не достигают цели.
Еще в далеком 2007 году покойный ныне Хризостом II видел себя в роли посредника между Ватиканом и РПЦ. На встрече с тогдашним папой Римским Бенедиктом XVI архиепископ предлагал помочь организовать встречу понтифика с патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Первая в истории и на сегодняшний момент единственная встреча глав Католической и Русской православной церквей состоялась значительно позже, когда и папа, и патриарх уже сменились, да и не Кипр, а другой остров (коммунистическая Куба) свел вместе двух религиозных лидеров.
В июне 2016 года на Крите прошел Всеправославный собор, который впервые так четко в XXI веке обозначил расхождения во взглядах поместных церквей на роль Вселенского патриарха. Многие церкви отказались приезжать на этот форум, и отчасти из-за того, что не был достигнут консенсус по поводу правил объявления автокефалии, после чего и стало возможным учреждение ПЦУ. Но накануне Собора Хризостом Кипрский даже тех, кто противится примату Константинополя, призывал принять участие в собрании и высказать свою позицию.
Уже когда в конце 2018 года была провозглашена ПЦУ и в январе следующего года формально утверждена Константинопольским патриархом, Хризостом утверждал, что не одобряет неизбежный после таких событий раскол. А осенью 2018-го, незадолго до создания новой украинской церкви, Кипрский архиепископ пытался уговорить украинских политиков не порождать кризисной ситуации. Но главе Кипрской церкви не удалось ни других убедить, ни самому сохранить верность своей же позиции. В ноябре 2020 года Кипрский синод признал ПЦУ, и РПЦ сразу же разорвала с ним общение. Георгий III подтвердил позицию предыдущего архиепископа, и также был осужден Синодом в Москве в марте 2023 года.
За месяц до синодального московского решения Георгий предлагал посреднические услуги РПЦ и Константинополю, но с позиций признания верховенства Вселенского патриарха. «Именно Вселенский патриархат дал автокефалию Русской и Элладской церквам, Сербии, Румынии, Болгарии, Албании. Вместе с этой автокефалией он также дал томос, в котором указывались пределы этих автокефальных церквей, а также права их предстоятелей», − пояснил архиепископ Кипра. Разумеется, все это делало невозможным согласие РПЦ с его предложением.
Вместе с тем ограниченный характер отчуждения от Кипра и компромиссная во многом позиция архиепископства делает возможными для Московского патриархата особые отношения с островным православием. Как и в экономике и политике официальных Москвы и Никосии, в церковной дипломатии обеих юрисдикций нет тупиковой непримиримости. Стороны предпочитают декларировать принципиальность, но на деле используют мягкую силу, оставляя на будущее возможность восстановления отношений между русским и греческим мирами.
комментарии(0)