У Эмманюэля Макрона неважно складываются отношения с мусульманским Востоком. Фото Reuters
\В ноябре на рассмотрение Сената Франции будет представлен законопроект, направленный на ускорение депортации иностранцев, считающихся опасными, для чего будет необязательно дожидаться обращения в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). В случае если эти депортации будут признаны нарушающими Европейскую конвенцию по правам человека, правительство страны готово выплатить штраф, но не позволит этим людям вернуться. Из данных опроса Французского института общественного мнения (IFOP), опубликованного 28 октября, более двух третей французов боятся такого же нападения на Францию, как то, которое было совершено движением ХАМАС на Израиль.
24 октября, прибыв с визитом солидарности в Тель-Авив, президент Франции Эмманюэль Макрон заявил о решительной поддержке Израиля в его войне против ХАМАС и подчеркнул, что «у Франции и Израиля общий враг – терроризм». За несколько дней до этого на сайте МВД Пятой республики были опубликованы данные, согласно которым только с начала 2023 года Париж выслал 89 экстремистски настроенных иностранцев. Еще порядка 200 ждут депортации. Среди них как минимум 39 граждан России. Помимо прочего в стране повышены меры безопасности. Более 7 тыс. солдат патрулируют города. Запрещено проведение акций в поддержку ХАМАС и т.д. Министр внутренних дел Жеральд Дарманен в середине октября призвал лишить футболиста Карима Бензема французского гражданства. По мнению сенатора, спортсмен может быть связан с исламистской партией «Братья-мусульмане» (запрещенная в РФ террористическая организация).
Нынешнее усиление мер по профилактике радикального ислама началось после того, как 13 октября 2023 года на севере Франции был зарезан учитель одной из школ Доминик Бернар и ранены еще три человека. По данным МВД страны, убийство совершил гражданин России чеченского происхождения. Французские спецслужбы утверждают, что следили за этим человеком начиная с лета. Незадолго до преступления он был остановлен для полицейской проверки, которая не выявила нарушений.
Гибель Доминика Бернара перекликается с трагедией Самюэля Пати, который также был убит исламским экстремистом 16 октября 2020 года. Именно после смерти Пати Макрон инициировал принятие закона «Об усилении республиканских принципов», главной целью которого была борьба с политическим исламом. Закон вступил в действие 24 августа 2021 года, однако, судя по всему, так и остался лишь на бумаге.
В документе говорилось, что деятельность религиозных ассоциаций будет приостановлена, если они не смогут доказать свою приверженность национальным ценностям Пятой республики. Также заявлялось, что любому иностранцу может быть отказано в выдаче или продлении вида на жительство, либо ВНЖ может быть отозван, если лицо «выразит неприятие» этому закону. Ужесточался контроль за домашним обучением детей, вводились штрафы за сообщения в интернете, которые могут быть расценены как разжигание национальной и религиозной неприязни.
Согласно закону, религиозные организации теперь должны указывать в специальных декларациях все свои доходы, особенно пожертвования, полученные из-за рубежа, если они превышают 10 тыс. евро. За деятельностью молитвенных домов обязаны наблюдать префекты. В случае если последним покажется, что с духовных кафедр звучат призывы к насилию, они должны будут временно ограничить деятельность организации, вплоть до ее закрытия, а тем, кто был уличен в разжигании розни, запретить посещать духовные центры.
Религиозные ассоциации или фонды, запрашивающие государственную субсидию, «должны уважать светский характер и принципы республики». Сотрудники административных и государственных учреждений теперь не имеют права каким-либо образом демонстрировать свои религиозные убеждения, а также дискриминировать своих сотрудников по религиозному или национальному признаку. Новый закон также запрещает врачам выдавать справки о девственности. Попытки получить такую бумагу приравниваются к уголовному деянию. Нарушители могут быть оштрафованы до 15 тыс. евро или даже приговорены к тюремному заключению на 12 месяцев.
Чтобы гарантировать равные права для женщин, текст усиливает защиту наследников, «которые являются резервистами в отношении собственности, расположенной во Франции, если наследование регулируется иностранным законодательством, которое не признает равенство детей-наследников». Закон также регламентирует заключение браков. В случае возникновения подозрений регистратору придется встречаться индивидуально с каждым будущим супругом. Если после этого его сомнения не исчезли, служащий обязан обратиться в прокуратуру. По мнению законодателей, это положение направлено на борьбу с принудительным бракосочетанием. Кроме этого, лидеры мусульманских организаций Франции подписали «Хартию принципов ислама», которая отвергала использование религии в политических целях, а также вмешательство государства в отправление мусульманского культа. Также утверждалось, что иностранные имамы будут выдворены из Республики. Среди последних – имам Хасан Икиуссен, известный деятель движения «Братья-мусульмане». Сейчас он находится в бегах.
В августе 2022 года правительство отчиталось: только за первый год «было осуществлено временное или постоянное закрытие 836 предприятий, проведено 26 614 рейдов, возмещены порядка 55,9 млн евро, открыто более 550 уголовных дел». Власти пообещали также сосредоточить усилия «для обеспечения более эффективного использования имеющихся инструментов, особенно в отношении иностранного финансирования мест отправления культа». В апреле с.г. тогдашний государственный секретарь по вопросам гражданства Соня Бакэ заверила: «Благодаря этому закону государство получило возможность атаковать корень проблемы: сепаратизм питает радикалов, которые сами кормят терроризм.
За полтора года закон позволил нам изменить масштаб, предоставив государству новые средства в сфере регулирования религий, в сфере образования и спорта или в сфере борьбы с ненавистью в интернете. Этот закон также позволил раскрепостить администрацию и дать ей инструменты для борьбы со всем, что могло дать фору сепаратизму: финансированием ассоциаций, семейным образованием, частными внеконтрактными школами».
В то же время правозащитник и юрист Кола Амблар уверен, что принятый закон – не более чем злоупотребление властью. По его мнению, под прикрытием борьбы с радикальным исламизмом закон лишь расширил полномочия правительства в вопросах административного роспуска неугодных объединений.
В начале 2022 года Макрон расформировал Мусульманский консультативный совет (CFCM). По мнению президента, он находился «под иностранным влиянием». Тем более что три федерации совета отказались подписывать «Хартию». Вместо CFCM было предложено создать Форум ислама Франции (FORIF). Он был зарегистрирован в феврале 2022 года. На первом заседании участвовало более 100 представителей мусульманской общины страны. «Мы извлекли уроки из неудач CFCM. Отныне в правительстве больше не будет единого представителя мусульманской веры, компетентного во всех вопросах, а будут группы, организованные по темам для достижения конкретных результатов, которые будут встречаться на регулярной основе», – заявил на открытии форума Жеральд Дарманен. В феврале с.г. на втором заседании Форума представителей ислама было чуть ли не вполовину меньше – всего 60 человек. В мусульманском сообществе страны считают, что поскольку FORIF не имеет четко определенных представителей, он представляет собой громоздкую «объемную» структуру, а также нерепрезентативен, поскольку его участники выбираются государством.
При этом CFCM также продолжает бороться за свои права и легитимность в стране. На сайте Совета постоянно публикуются релизы, в которых они осуждают действия экстремистов и призывают не связывать их с исламом. Так, 10 октября CFCM осудил нападение ХАМАС на Израиль, а 13 октября – убийство Доминика Бернара. Вместе с тем в начале сентября они выступили против запрета на ношение в школах религиозной одежды. «CFCM не защищает ношение абайи или длинного платья как такового. Однако CFCM выражает обеспокоенность по поводу высокого риска дискриминации в отношении молодых девушек из-за их «предполагаемой принадлежности» к мусульманской религии», – говорится в релизе.
Недовольство французов, впрочем, вызывает не столько деятельность CFCM и «неработающий» закон, сколько результаты миграционной политики государства. На конец сентября с.г. доля мигрантов достигла 10–11% от общего населения страны. Летом этого года во Франции прошли масштабные протесты мусульман. Они были вызваны смертью подростка алжирского происхождения, который был застрелен во время задержания полицейскими. Тогда волнения охватили десятки городов – от крупнейших до мелких. Мэры требовали от центральных властей дополнительные силы правопорядка, вводились комендантские часы, отменялось движение общественного транспорта и т.д. Макрон тогда вынужден был отложить визит в Германию.
Согласно последнему исследованию Национального института статистики и экономических исследований (INSEE), которое было опубликовано в апреле этого года, благодаря мигрантам количество мусульман в стране за последние годы выросло на 2% и составило 10% от общего числа верующих. Это больше, чем в других европейских государствах. При этом, как показал опрос, 20% из них регулярно посещают мечети, а 75% – соблюдают пост Рамадана.
комментарии(0)