Теперь у Росгвардии есть свой главный храм, а у главы этой силовой структуры Виктора Золотова – церковная награда за храмостроительство. Фото с сайта www.patriarchia.ru
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в воскресной проповеди 6 ноября выдвинул смелое богословское предположение. Из слов главы РПЦ можно сделать вывод, что российский народ, по сути, в настоящее время как бы замещает Церковь. Причем не конкретную религиозную организацию вроде Московского патриархата, а Церковь с прописной буквы, то есть мистическое сообщество, исповедующее единственно верное учение о спасении души.
«Особая ответственность ложится на тех, кому вручена обязанность защищать рубежи нашей Родины, ведь целиться могут куда угодно, но бить будут в Россию. Она сегодня есть некий столп и утверждение истины (см. 1 Тим. 3:15). Эти слова были сказаны в отношении Церкви, но наш верующий народ, приняв умом и сердцем слово Божие, отметая на протяжении истории множество соблазнов – политических, культурных, экономических и оставаясь свободным от этих соблазнов, сам по себе является тем, чтобы быть столпом истины», – так звучит самый любопытный фрагмент проповеди патриарха, которую он произнес после освящения храма равноапостольного великого князя Владимира в подмосковной Балашихе.
Освящена была не совсем обычная церковь, а главный храм войск Росгвардии. Поэтому на богослужении присутствовали глава этой силовой структуры Виктор Золотов и другие командиры. «Князь-Владимирский храм изначально проектировался как храм воинской славы, поэтому в своем образе он несет черты, ассоциирующие его с Росгвардией. Лаконичные формы мощного четверика поддерживают главу, напоминающую шлемы русских богатырей. Бело-бордовая гамма фасадов перекликается с краповыми беретами бойцов Росгвардии», – описывает сооружение официальный сайт РПЦ. Новая церковь идеологически и эстетически встроена в ряд с главным собором Вооруженных сил РФ, «храмом цвета хаки», который приобрел особое значение после начала военной спецоперации в Украине. «Столпом и утверждением» российской государственности сегодня оказались силовые структуры.
Новая конструкция национальной жизни, по-видимому, требует уже не только богословского оправдания, но и выстраивания целостной мировоззренческой системы, где на первый план выходит патриотизм, а не универсальные ценности «космополитического» христианства. «Столп и утверждение истины» – определение Церкви Христовой, которое дает апостол Павел в послании своему ученику Тимофею, тексте, который входит в Новый Завет. Такое название носит и знаменитая работа русского мыслителя Павла Флоренского, казненного большевиками. Книга представляет собой апологию православной церковности и завершена в 1914 году, накануне Первой мировой войны.
Получается, что патриарх Кирилл обозначает тождество между Россией и Церковью в ее мистическом понимании. Не всемирное сообщество христиан исповедует истину, а российский народ, который, как явствует из дальнейших слов патриарха, оказался сегодня в большой беде. Глава РПЦ считает, что «народ лицом к лицу сталкивается с опасностями, которые бросают вызов самому существованию нашей страны». Патриарх призывает «молиться за власти и воинство, то есть за тех, кто несет особую ответственность за судьбу страны». Происходящее в Украине он воспринимает как «междоусобную брань», которую «возбуждают» «могущественные силы, пребывающие вне Руси». Из контекста можно понять, что речь идет о политических центрах или даже государствах Запада, которые стоят, как считают в РПЦ, за конфликтом в Украине.
Обращает на себя внимание такая строка: «И это не только провокация военных действий, но диавольское искушение, направленное на то, чтобы столкнуть братский народ в междоусобную брань». Отсюда можно сделать вывод, что народы Запада в отличие от российского народа сами себя отрезали от Христовой истины.
Начиная с весны патриарх Кирилл говорил о «сакральном характере» происходящего в Украине, воспринимая его вслед за политиками как гибридное противостояние консервативной России с «безбожной» западной цивилизацией. Но теперь глава РПЦ развивает свое видение Европы и США как «антихристианской территории». 25 октября на открытии XXIV Всемирного русского народного собора патриарх заявил: «Глобализм является проектом мирового всеединства, но без учета подлинного замысла Творца о человеке. А с точки зрения христианской эсхатологии мы знаем, что означает глобальный универсализм, и знаем, что без этого глобального универсализма не появится некто, кто будет претендовать на глобальную власть и с именем которого будет связан конец света». Здесь уже слышен намек на антихриста, на пути которого встала Россия. А в Балашихе патриарх прямым текстом назвал силу Запада «диавольской». Кто задумал и поддерживает проект «анти-Россия», тот бросил вызов Богу.
На протяжении многих месяцев патриарх Кирилл продвигает убеждение в священной миссии Вооруженных сил РФ. «Церковь осознает, что если кто-то, движимый чувством долга, необходимостью принять присягу, остается верен своему призванию и погибает во время исполнения воинского долга, то он, несомненно, совершает деяние, равносильное жертве. Он приносит себя в жертву за других. И потому верим, что эта жертва смывает все грехи, которые человек совершил», – заявил он в проповеди 26 сентября. Глава РПЦ не сказал этого прямым текстом, но комментаторы сделали выводы, что он отождествляет гибель российских солдат на поле брани и крестную жертву Христа. Многие из сделавших такие выводы подвергли главу РПЦ жесткой критике, считая, что это есть не что иное как отход от христианского вероучения.
Между тем сам Московский патриархат понес потери на полях сражений. В тот же день, когда патриарх выступал в Балашихе, стало известно о гибели протоиерея Михаила Васильева. Он был настоятелем храма при главном штабе Ракетных войск стратегического назначения, а в кругах патриотически настроенных верующих получил прозвище «батюшка ВДВ». Указом президента священнослужителю посмертно присвоено звание Героя России. Васильев не единственный священнослужитель, погибший с начала спецоперации. 9 сентября поступили сообщения о смерти в зоне боев священника Анатолия Григорьева, а 25 сентября – казачьего духовника протоиерея Евфимия Козловского. Еще в марте погиб протоиерей Олег Артемов, но это случилось в Белгородской области, хотя и в результате артиллерийского обстрела со стороны украинских войск.
На нынешнем Всемирном русском народном соборе патриарх предложил включить в Стратегию национальной безопасности РФ понятие жертвенности. Вероятно, тем самым каждый конкретный случай самопожертвования солдата должен аккумулироваться в коллективную жертву нации во имя религиозной истины, носителем которой теперь предстает не церковное сообщество, а политическое образование – Российская Федерация.
Осталось понять, имеет ли в виду патриарх народ именно как политическое объединение или это все же наднациональное сообщество, до поры до времени разобщенное и не оформленное в единых политических границах. Тут глава РПЦ не дает возможности для определенных трактовок. В «балашихинской» проповеди он говорит о России именно как о стране. Но при этом напоминает о духовно-историческом сообществе Святой Руси, к которым принадлежат еще и Украина с Белоруссией. Только вот украинский народ поддался «диавольскому искушению» Запада. Или «переформатированию», как еще часто выражается патриарх. Поэтому украинцы с некоторых пор враждебно настроены ко всему русскому, и важнейшей частью противостояния с Западом становится возвращение к тому состоянию, в котором, как кажется патриарху Кириллу, Украина находилась в 2008 году, во время празднования 1020-летия Крещения Руси. Тогда сам глава РПЦ присутствовал на торжествах. Он мог не просто свободно ступать на киевскую землю, но и был окружен почетом от тогдашних властей Украины.
Церковный писатель XIX века епископ Феофан (Говоров), известный как Феофан Затворник, таким образом толковал слова апостола Павла о Церкви: «Все в ней истинно… и в другом где-либо месте не ищи истины. Есть подобия некие истины и вне ее; но настоящая истина только в ней». Если спроецировать эти рассуждения на прозвучавшую ныне идею патриарха Кирилла, то выходит, что России и российскому народу предоставлен своеобразный «догмат о непогрешимости».
Впрочем, отечественная традиция, особенно в XIX веке, уже знает примеры «обожения» русской земли.
Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде царь небесный
Исходил, благословляя.
Эти строки Федора Тютчева, кажется, перестают быть поэтической метафорой и преображаются в политическую программу.
комментарии(0)