Иван Охлобыстин у стен Кремля призвал к священной войне с Западом. Кадр из видео с канала «Факты и события в мире» на YouTube
Актер и запрещенный в служении священник РПЦ Иван Охлобыстин наделал много шума в буквальном и переносном смыслах этого слова. Он выступал на митинге-концерте у стен Московского Кремля в поддержку новых регионов России и предложил называть специальную военную операцию в Украине «священной войной» против коллективного Запада. Актер, сыгравший буйствующего опричника в фильме Павла Лунгина «Царь», кажется, опять вошел в полюбившуюся роль.
«Существует такое русское междометие «гойда!», означающее призыв к немедленному действию, – прокричал Охлобыстин со сцены митинга-концерта. – Как же нам не хватает сейчас таких боевых кличей! Гойда, братья и сестры! Гойда! Бойся, старый мир, лишенный истинной красоты, истинной веры, истинной мудрости, управляемый безумцами, извращенцами, сатанистами! Бойся! Мы идем. Гойда!»
Разумеется, филологи и культурологи принялись искать происхождение охлобыстинского междометия и обнаружили его в эпохе Ивана Грозного, когда была учреждена опричнина.
«Едва ли не единственными, современными самой опричнине, источниками, где упоминается «гойда», являются «Новости из Московии» Альберта Шлихтинга (1570) и того же года послание папы Римского Пия V (1504–1572), которое, правда, ошибочно передает клич как «сойда», – рассказал «НГР» культуролог и религиовед Роман Багдасаров. – В первом случае описывается казнь неугодного, где самолично присутствовал Иван Грозный, во втором – осмеяние им совместно со своим шутом князем Прозоровским литовских послов».
«Сомневаюсь, чтобы все это было известно актеру и священнику Ивану Охлобыстину, когда тот кричал «гойда!» на концерте-митинге, – отметил эксперт. – Внимание нужно обратить на другое. Скандирование опричного клича на Красной площади происходило 30 сентября, а уже на следующий день глава Чечни Рамзан Кадыров в своем Telegram-канале решительно выступил против кумовства и непотизма в армии. Его сразу поддержал близкий к Владимиру Путину бизнесмен Евгений Пригожин. Как говорится: «Случайность? Не думаю». Опричная политика Ивана Грозного в первую очередь подрывала устои тех самых «кумовства» и «непотизма», только применительно к XVI веку. А инициатива в учреждении опричного ордена, как свидетельствует его бывший член Генрих Штаден, исходила со стороны северокавказской супруги Грозного, Марии Темрюковны».
«Феодальная армия отличается от современных вооруженных сил тем, что состояла из автономных формирований, комплектовавшихся и содержавшихся вассалами. С одной стороны, это было приятно для сюзерена, поскольку осуществлялось за счет самих вассалов. С другой стороны – представляло угрозу, поскольку феодальные полки могли обратить оружие против своего государя при неблагоприятном раскладе. Что подтверждают периоды смут», – продолжил Багдасаров. Он напомнил, что затянувшаяся Ливонская война вызывала все больше опасений у самодержца не только из-за боевых действий, которые велись с переменным успехом, но по причине шевелений среди бояр, которые могли вести к заговору и покушению на жизнь Иоанна.
«Государю требовалась опергруппа с неограниченными полномочиями как на фронте, так и в тылу, – говорит эксперт. – Так возник опричный орден: диковинный гибрид рыцарства с ревизионной комиссией. Многие из опричников имели татарскую генеалогию, поэтому совсем не странно, что их кличем стал тюркский понукающий окрик «айда», хорошо известный детям, росшим в Стране Советов». «В виде «гайда» он сохранился, кстати, и в украинском языке, как бы идеологи современной Украины ни открещивались от ордынского наследия», – добавил Багдасаров.
Кроме того, филологи отмечают, что в «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Даля нет такого слова в чистом виде. Но там есть междометие «го» и образованный от него глагол «гойкать». Этот глагол определяется как «голканье псовых охотников, затравивших зайца». Опричники, как известно, украшали себя собачьей головой. Если предположить общую этимологию этих слов с междометием «гойда!», то отношения опричнины и земщины, которые существовали при Иване Грозном и о которых вспомнил Охлобыстин, можно сравнить с охотником и его загнанной добычей.
комментарии(0)