Фото Reuters
Взаимоотношения правительства Даниэля Ортеги и представителей Римско-католической церкви в Никарагуа вышли на новый виток противостояния. С начала августа в стране подверглись арестам несколько священнослужителей, в том числе архиереи, закрываются католические учреждения и СМИ. После долгого молчания папа Римский Франциск под нажимом общественности выразил «сожаление и скорбь» по поводу происходящего и призвал противоборствующие стороны к «открытому и искреннему диалогу». Однако многие считают, что это уже невозможно.
После мартовского изгнания из Никарагуа польского прелата и ватиканского дипломата архиепископа Вальдемара Станислава Зоммертага и отсутствия реакции по этому поводу у понтифика администрация Даниэля Ортеги, вероятно, решила вовсе избавиться от Католической церкви в стране. В первых числах августа под домашний арест был отправлен епископ Роландо Альварес из епархии Матагальпы. Вместе с ним покидать дом курии было запрещено еще шести священнослужителям. По версии следствия, прелат со своими соратниками занимались «подстрекательством к насилию». «Используя свой статус религиозных лидеров, используя средства массовой информации и социальные сети, пытаются организовать боевые группы, подстрекая их к совершению актов ненависти по отношению к населению, провоцируя атмосферу беспокойства и беспорядки, нарушающие мир и гармонию в обществе, с целью дестабилизации государства Никарагуа и нападения на конституционные власти», – утверждается в обвинительном акте. Вина Альвареса заключалась лишь в том, что во время очередной мессы он призвал правительство страны «уважать свободу вероисповедания», хотя за демократию в Никарагуа он активно выступает с 2018 года.
Требование епископа разозлило власти. Вице-президент Никарагуа Росарио Мурильо, «по совместительству» супруга президента, назвала его слова «преступлением против духовности». После этого было начато расследование для определения уголовной ответственности епископа. Спустя две недели, в ночь на 19 августа, никарагуанская полиция ворвалась в офис епархии и увезла Альвареса и еще 11 священников в печально известный центр Эль-Чипоте, где на данный момент содержатся около 200 политических заключенных. Позже появились заверения, что епископ был отпущен под домашний арест, однако остальные клирики так и остались в тюрьме. Правительство страны хочет добиться депортации архиерея и угрожает, что в противном случае он проведет в заключении остаток своих дней. Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш 20 августа заявил, что «в Никарагуа существует серьезное препятствие демократическому пространству», и потребовал от властей страны не только «немедленно освободить всех задержанных», но и «обеспечить защиту прав человека всех граждан, в частности, универсальных прав на мирные собрания, свободу ассоциаций, мысли, совести и религии».
В Ватикане арест священнослужителей в Никарагуа поначалу никак не прокомментировали. Однако 17 августа 24 бывших президентов стран Латинской Америки и Испании написали Франциску письмо, в котором призвали понтифика «проявить твердую позицию». Только после этого папа Бергольо сказал, что «внимательно следит, с беспокойством и печалью, за ситуацией в Никарагуа, в которой участвуют как люди, так и учреждения». Он также выразил надежду, что «основа для уважительного и мирного сосуществования все еще может быть найдена посредством открытого и искреннего диалога». Это было первое с 2018 года заявление главы Католической церкви о действиях сандинистского правительства.
Напомним, в апреле 2018 года местные города охватили протесты граждан против правительства. На этот раз никарагуанцы не одобрили реформы социального обеспечения, введенные Ортегой и предполагавшие увеличение налогов и секвестр социальных выплат. Ожесточенные столкновения жителей с силовиками продолжались несколько месяцев и затронули католическое духовенство. В июле того же года представители правопорядка избили папского нунция архиепископа Вальдемара Станислава Зоммертага, а также архиепископа Манагуа кардинала Леопольдо Бренеса и епископа Хосе Сильвио Баэса. Несмотря на опасность их пребывания в стране, папа Франциск призвал иерархов «продолжать попытки диалога» с властями и «оставаться рядом с народом Никарагуа в его страданиях».
В ноябре 2021 года, перед очередными выборами президента, Конференция католических епископов Никарагуа выступила с обращением, в котором говорилось, что в стране отсутствуют «основные и необходимые условия для проведения свободных, справедливых и прозрачных выборов». Архиепископство Манагуа осудило систематические нарушения политических и конституционных прав людей, а также заявило об угрозах Католической церкви и преступлениях «против ее священников и епископов».
В июне был опубликован отчет о преследованиях католического духовенства в стране, в котором утверждается, что за последние четыре года Римская церковь стала объектом как минимум 190 нападений, в том числе пожара в соборе Манагуа, а также преследований епископов и священников.
Впрочем, нынешнее заявление понтифика по поводу Никарагуа только разозлило общественность. Например, Альваро Варгас Льоса – сын перуанского писателя и лауреата Нобелевской премии Марио Варгаса Льоса, заметил: «После того как папа Римский хранил оглушительное молчание перед лицом преследований, которым подвергались представители Католической церкви в Никарагуа, сегодняшние его слова – это не что иное, как безразличие и понтийпилатизм (от имени прокуратора Понтия Пилата, судившего Христа. – «НГР»)».
В открытую полемику с Франциском вступил и епископ Хосе Сильвио Баэс. Ему все же пришлось покинуть страну в 2019 году после многочисленных угроз в свой адрес. «Необходимо требовать свободы, а не вести переговоры. Мы не должны вести диалог с Ортегой, мы должны требовать от него освобождения невиновных», – заявил он в одной из проповедей.
Правозащитники полагают, что отсутствие критики со стороны Франциска действий никарагуанского правительства связано прежде всего с его симпатиями кубинской революции и поддержкой кубинского народа. Об этом он прямо заявил в июне с.г. в интервью каналу TeleSur, финансируемому рядом латиноамериканских государств, в числе которых Венесуэла и Никарагуа. Выходец из Аргентины, Бергольо хорошо знает положение Католической церкви в этих странах. Однако, по мнению наблюдателей, понтифику и Святому престолу сегодня намного симпатичнее режимы, поддерживающие – хотя бы иллюзорно – социальное равенство и справедливость. Они противопоставляются политике США, с которыми у Ватикана трудные отношения. На этом фоне, утверждают наблюдатели, Франциску важнее сохранить хорошее расположение к нему латиноамериканских лидеров, а гонимое духовенство может и потерпеть. Во всяком случае, так получилось в Венесуэле. После почти двух лет противостояния правительства Николаса Мадуро и католического священноначалия ситуация более-менее стабилизировалась. 22 августа с.г. Святой престол даже назначил в епархию Акаригуа-Арауре нового епископа, что было невозможно еще год назад.
комментарии(0)