В среду, 3 августа, министр иностранных дел РФ Сергей Лавров посетит Республику Союз Мьянма и проведет здесь переговоры, своеобразным прологом к которым можно считать открытие Культурного центра этого азиатского государства12 июля в комплексе «Этномир» в Калужской области. Прообразом сооружения стала знаменитая ступа пагоды Швезигон.
В церемонии открытия принял участие премьер-министр и главнокомандующий Вооруженными силами Мьянмы Мин Аун Хлайн. Военные в этой стране взяли власть в результате переворота 1 февраля 2021 года. Затем проходили массовые акции протеста, участники которых требовали вернуть демократическое правительство с участием правозащитницы Аун Сан Су Чжи. Недавно здесь казнили четырех оппозиционеров.
Западные государства осудили переворот, однако Россия сохранила нейтралитет. Контакты с новым руководством Мьянмы продолжаются до сих пор. И вот с визитом – правда, не государственным, а частным – в Калужской области побывал генерал Мин Аун Хлайн. Его сопровождал духовный лидер мьянмарцев, буддийский монах Ашин Нияниссара. В дни переворота он аккуратно осуждал военное правительство, однако впоследствии примирился с ним. Надо сказать, что Нияниссара сыграл определенную, далекую от религиозной терпимости, роль в истории с преследованиями народа рохинджа, исповедующего ислам. Правда, скандальные события произошли еще при демократическом правительстве Мьянмы. Тогда российские мусульмане провели демонстрации в Москве и на Северном Кавказе. Однако после переворота тема рохинджи ушла в песок, несмотря на то что мытарства народа-беглеца, вынужденного к переселению в Бангладеш, продолжаются.
Обращает на себя внимание представительство российской стороны на мероприятии в «Этномире». За церемониями в новой пагоде наблюдали не только религиозные деятели, но и заместитель министра обороны Александр Фомин. «Сегодняшнее мероприятие очень важно для сохранения этнической, культурной и исторической идентичности не только мьянманского, но и всех народов. Уверен, что это мероприятие обязательно послужит дальнейшему укреплению дружбы между Российской Федерацией и Республикой Союз Мьянма, дружбе между нашими народами и дружбе между нашими вооруженными силами», – заявил по этому случаю российский военный.
Отметим, что еще один духовно-культурный центр Мьянмы уже несколько лет действует в подмосковной Балашихе. Однако он был открыт еще при прежнем правительстве Мьянмы.
Если оставить в стороне военные и дипломатические аспекты состоявшегося торжества, остаются еще вопросы о роли происходящего в религиозной жизни России. Эта сфера содержится в аккуратном равновесии. Большинство буддистов в регионах России, расположенных на востоке страны, придерживаются буддизма махаяны. Они близки к буддистам Тибета и Монголии. По понятным причинам среди народов РФ нет традиционных приверженцев тхеравады, более древнего течения буддизма, распространенного в Юго-Восточной Азии.
Возможно, укрепление позиций тхеравады в Центральной России может рассматриваться как выстраивание противовеса тибетскому влиянию, ведь духовный лидер тибетских изгнанников далай-лама XIV Тензин Гьяцо поддерживается Вашингтоном. Однако с этим предположением не согласен буддолог Андрей Терентьев. «Вовсе нет, – ответил эксперт на вопрос «НГР». – Тхеравада уже в перестроечное время зарегистрировалась в нашей стране, с 1989 или 1990 года – одновременно с тибетскими буддийскими центрами. Так, в первую официально зарегистрированную в СССР буддийскую организацию, Ленинградское общество буддистов, уже входили тхеравадинцы – как местные русскоязычные питерцы, так и шри-ланкийские студенты, хотя вскоре тхеравадинцы отделились в самостоятельные общины. В начале 1990-х в Набережных Челнах лет десять действовала тхеравадинская община под руководством шри-ланкийского монаха Ратанасары. В 2006 году в Петербурге был открыт при поддержке консульства Таиланда и ныне действующий Тайский буддийский центр «Буддавихара» под руководством монаха Аджана Чатри». «При этом буддисты тхеравады и тибетской махаяны поддерживают самые теплые отношения, например нередко центр Буддавихара предоставляет свои помещения для занятий тибетских направлений буддизма», – добавил Терентьев.
«Тхеравадинцев действительно в России меньше, чем сторонников тибетского буддизма, но это объясняется даже историческими условиями: тибетский буддизм существует у нас уже более 400 лет – со времен перекочевки западных монголов (ойратов-калмыков) в прикаспийские степи. Но тхеравада – вполне серьезное направление, есть даже русские тхеравадинские монахи, серьезное представительство в интернете», – сказал буддолог.
Терентьев сомневается, что у появления мьянмарских культурных центров поблизости от российской столицы есть какой-то политический подтекст. «Я не знаю конкретных обстоятельств того, как бирманский буддизм занесло в Калужскую область, но предполагаю, что это было связано с какими-то субъективными частными обстоятельствами, а не с тем, что Мьянму кто-то специально «выбирал» для России. Ведь шри-ланкийскую тхераваду или тайскую никто не «выбирал», – просто появились энтузиасты и способствующие обстоятельства», – сказал эксперт.
На вопрос «НГР» о том, как в буддийском мире в целом оценивают происходящее в Мьянме, он ответил, что не встречал какого-то консолидированного мнения на этот счет. По словам Терентьева, происходящее в Украине в последнее время интересует буддистов в разных странах больше, чем последствия военного переворота в Мьянме.
комментарии(0)