Фото сайта aiasha.ru
Глава самопровозглашенной Абхазской православной церкви (АПЦ) священник Виссарион Аплиа заявил, что вопрос статуса его церкви должен решаться в Москве, а не в Тбилиси. Ранее он направил на имя патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Грузинского патриарха Илии II сообщение о том, что собирается восстановить католикосат на территории республики. «Абхазская православная церковь не входила в состав Грузинской православной церкви. Она является наследницей Абхазского католикосата и восстанавливает свой статус Абхазского католикосата. Церковный совет Абхазской православной церкви обращается к Московскому патриархату, так как миссия восстановления православного христианства на Кавказе принадлежит Московскому патриархату», – говорится в обращении, опубликованном на официальном сайте АПЦ.
В свою очередь, секретарь Илии II протоиерей Михаил Ботковели пригласил Аплиа в Тбилиси. «Мы ознакомились с вашим обращением к патриархам Грузии и России. Несмотря на то что мы категорически не согласны с содержанием и духом письма, осознаем необходимость начала диалога. Как вы знаете, враг разделяет, а Бог объединяет. Поэтому думаем, что было бы полезнее по этой теме с вами встретиться в Тбилиси и напрямую обсудить проблемные вопросы», – сказал в письме грузинский священник. Однако глава АПЦ от встречи отказался, назвав предложение «коварством», и заявил, что если переговоры и возможны, то только в Москве. «Вопрос должен решаться там, где было решено 100 лет назад, только туда мы будем возвращаться, там будем разговаривать. Только так. Там, где тебя убивают, там, где тебя уничтожают, туда ехать и разговаривать не стоит. Мы знаем, чем закончилась поездка Нестора Лакоба в Грузию, чем закончилась поездка Владислава Григорьевича (Ардзинба, первый президент Абхазии, умер во время поездки в Москву на плановое лечение. – «НГР»). Грузинам доверять не стоит», – сказал Аплиа в интервью абхазскому телевидению Apsua TV. «Для нас является правилом и каноном заявление патриарха Тихона в 1918 году о неправомочности претензий Грузинской церкви на территорию Абхазии», – добавил он.
В Грузинской православной церкви (ГПЦ) заверили в готовности прямого диалога с АПЦ. «Категорически неприемлем тон, которым он говорит в интервью. В любом случае это очень агрессивная риторика, которая нами ни в коем случае не может быть воспринята как основа для диалога. Что касается того, где пройдут переговоры, им, вероятно, стоит воздержаться от выдвижения условий. Мы имеем в виду прямой диалог, без вмешательства кого-либо. Конечно, мы бы желали этого. Мы хотели этого в течение долгого времени. Мы готовы к такому диалогу», – сказал Ботковели в интервью телекомпании «Рустави-2».
Это не первая попытка Виссариона Аплиа заставить Московский патриархат вмешаться в церковную ситуацию в регионе. В феврале с.г. он даже приостановил богослужения в своих храмах «до определения статуса АПЦ». Правда, после кулуарных переговоров в Москве, куда, по сведениям республиканских СМИ, священнослужитель прибыл самолично, церковная забастовка была прекращена. Клирик заявил, что «Российская православная церковь будет помогать в становлении автономной церкви в Абхазии» (см. «НГР» от 03.03.21).
Активизация Аплиа скорее всего связана с теми процессами, которые сейчас проходят как в мировом православии, так и в Грузинской православной церкви. После того как Московский патриархат прекратил общение с Константинопольским патриархом Варфоломеем, обвинив его в расколе православия из-за создания Православной церкви Украины (ПЦУ), перед главами других церквей встал вопрос, кого в этом споре поддержать. В ГПЦ хоть и заявили, что не намерены поминать за литургией имя главы ПЦУ митрополита Епифания (Думенко), однако есть и те, кто выступает за признание новой украинской религиозной организации (см. «НГР» от 16.06.21).
Более того, в марте с.г. Илия II поблагодарил патриарха Варфоломея за то, что 30 лет назад Константинопольская церковь признала автокефалию ГПЦ. При этом в письме не было ни слова о том, что РПЦ признала самостоятельность Грузинской церкви еще в 1943 году. В мае 2021 года в интервью грузинскому телеканалу Formula News патриарх Варфоломей заявил, что РПЦ «не имеет канонического права предоставить церковную независимость не только Абхазии, но и вообще кому-либо». «Это эксклюзивное полномочие Константинополя, что подтверждают традиция и действие православной церкви на протяжении веков», – подчеркнул Варфоломей. По его версии, Москва направляет в Абхазию и Южную Осетию, территории которых входят в юрисдикцию ГПЦ, своих епископов.
В РПЦ эти обвинения осудили. «У Русской церкви нет никакого епископа ни в Абхазии, ни в Южной Осетии. Мы давно заметили, что Константинопольская патриархия бывает плохо информирована», – парировал председатель Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата митрополит Иларион (Алфеев). «Русская церковь никогда и не претендовала на право предоставлять автокефалию «кому угодно вообще». Претензии на право давать автокефалии кому угодно предъявляет как раз Константинополь. Но в истории автокефалии предоставлялись не только Константинопольским патриархатом. Например, автокефалия древней Грузинской церкви была дарована Антиохийским патриархатом. Абхазия и Южная Осетия признаются канонической территорией Грузинского патриархата, и Русская церковь никогда этого не оспаривала», – добавил церковный дипломат.
Правда, в ноябре 2019 года между двумя церквами произошел конфликт. По епархиям РПЦ был разослан документ, в котором за подписью председателя Учебного комитета Московского патриархата протоиерея Максима Козлова «студентам-выпускникам духовных вузов в сане иерея» предлагалось отправиться «в командировку сроком до трех лет» для служения на российских военных базах в Абхазии и Южной Осетии. В Грузии этим предложением возмутились. «Вы желаете направить выпускников духовных школ в помощь армейским командирам в российские воинские части, находящиеся в Абхазии, Цхинвальском регионе (так в Грузии называют Южную Осетию. – «НГР»). Но Русская церковь всегда признавала и признает юрисдикцию Грузинской церкви как в Абхазии, так и в Цхинвальском регионе, поэтому нам непонятны такие заявления, и они ставят всех нас в тяжелое положение», – написал Илия II патриарху Кириллу.
И в самой Абхазии нет единства в понимании того, под чьим омофором должны быть ее православные верующие. В 2009 году Виссарион Аплиа зарегистрировал Абхазскую православную церковь, а в 2011 году появилась еще и Священная митрополия Абхазии архимандрита Дорофея (Дбара). Вместе с насельниками Новоафонского монастыря Дбар считает, что разрешить церковный вопрос Абхазии может патриарх Варфоломей. «Я не придаю серьезного значения тому, что делается руководством АПЦ, поскольку у них никогда нельзя проследить какую-либо логику. Все происходит спонтанно, необдуманно, наспех и т.д. Потому в решении абхазского церковного вопроса у нас нет никакого продвижения в течение уже 28 лет. Понятно, что есть и ряд других причин, скажем так, не сугубо церковных, которые тоже успешно тормозят процесс воссоздания церкви в Абхазии. Но и здесь у абхазской церковной стороны (у той, которая обратилась с письмами в РПЦ и ГПЦ) нет четкого видения того, что нужно делать, и, самое главное, нет смелости сказать правду», – написал Дорофей Дбар 24 октября в Facebook.
комментарии(0)