Фото Reuters
Правозащитники обратились к патриарху Кириллу с просьбой добиться от руководства ФСИН, чтобы к Алексею Навальному, отбывающему наказание в исправительной колонии, допустили гражданских врачей. По сообщениям родственников оппозиционера, он находится в очень плохом состоянии. Послание передано исполняющему обязанности патриаршего пресс-секретаря Владимиру Легойде.
До настоящего момента ни патриарх Кирилл, ни Легойда публично не отреагировали на это письмо, впрочем, и вообще никак не комментировали ситуацию с Навальным. При желании, конечно, можно усмотреть намеки в некоторых высказываниях руководства РПЦ, но не более того. Патриарх 4 апреля произнес проповедь, приуроченную к Крестопоклонной неделе. «В числе страданий, которые выпадают на долю человека, – осуждение, заключение под стражу, тюрьма, тяжелые работы; это средоточие и максимальное проявление человеческого несчастья, особенно в сочетании с болезнями, внутренними скорбями, – заявил глава РПЦ. – Но ведь не от хорошей жизни эти скорби постигают человека, а как результат совершения преступления, нарушения закона и правопорядка. И для того чтобы человек раскаялся, для того чтобы с него было снято всякое обвинение, он и проходит через наказание, ведь заключение под стражу, тюремный срок – это и есть наказание за совершенное преступление». На первый взгляд кажется, что это проповедь духе Глеба Жиглова, однако контекст указывает на крестные страдания Христа.
Владимир Легойда, ничего не отвечая правозащитникам, даже не давая понять, что ознакомлен с их обращением, сделал загадочную запись в своем Telegram-канале. Даже не важно содержание этой записи, важно, что это цитата из «Архипелага ГУЛАГ» Александра Солженицына. Намек? Но что тогда имел в виду Легойда, анонсировав задолго до показа своей авторской программы «Парсуна» на телеканале «Спас» с участием Марии Бутиной? Он представил свою героиню как узницу американской тюрьмы и этим обстоятельством объяснил актуальность темы. «Говорить с человеком, просидевшим 15 месяцев в (американской. – «НГР») тюрьме, – это как общаться с вернувшимся с боевых действий», – написал он в соцсети. Автор обещал представить свою программу «скоро», однако до сих пор она не вышла в эфир.
Впрочем, публике даже не понадобилось содержание записи, достаточно было неоднозначной личности гостьи передачи, прежде всего той роли, которую она сыграла в оправдании пребывания Навального за решеткой. Именно этот аспект стал предметом критики, которая обрушилась на Легойду. Ему напомнили, что Бутина освободилась еще осенью 2019 года, а в эфир «Спаса» попала как раз после посещения ею ИК-2 в Покрове, где отбывает наказание Навальный. Бутина сравнила колонию с пионерским лагерем и санаторием. «Где же у Легойды такой же разговор с людьми, отсидевшими в отечественных тюрьмах? Почему его так интересуют тюрьмы именно американские? Их порядки безопаснее критиковать? – задается вопросом протодиакон Андрей Кураев. – И почему так поздно у него проснулся интерес к этой американской сиделице? Она уже полтора года как в Москве. Но как только ее использовали как критика российского заключенного Навального – так и Легойда сразу бросился ее раскручивать. Не, а так мы вне политики. И наоборот: добрый московский священник Алексей Уминский записал ролик про необходимость оказывать своевременную медицинскую помощь заключенным (как повод взяв соответствующее сообщение того же Навального).
И тут же легойдовское телевидение хамски обрушилось на о. Алексия, выдав образцовую пятиминутку ненависти длительностью в 15 минут».
Кураев имел в виду передачу на том же «Спасе», в которой очень грубо осудили протоиерея Алексея Уминского за то, что тот в видеообращении просил оказать медицинскую помощь Навальному. «Для меня как для священника не имеет большого значения, как зовут заключенного, какую он носит фамилию, по какой статье он осужден. Но для меня имеют огромное значение слова Христа, который призывает к каждому человеку, находящемуся за решеткой, относиться как к Нему Самому», – сказал Уминский. «Обращаюсь ко всем людям, от которых зависит судьба заключенного Алексея и всех заключенных, которые не получают необходимой медицинской помощи, – продолжил священнослужитель. – Пожалуйста, услышьте слова Христа. Пожалуйста, будьте милосердными. Пожалуйста, не превращайте содержание человека под стражей в пытку, в издевательство».
После этого в эфире «Спаса» доцент РАНХиГС Сергей Карнаухов призвал к чистке духовенства: «Если Русская православная церковь – моя церковь – не начнет заниматься совершенно трезво и хладнокровно борьбой с цветными технологиями внутри православных приходов, если не начнет внимательнейшим образом отслеживать сигналы из таких приходов, то мы очень много в ближайшее время претерпим от священников, которые будут становиться основными игроками против даже не церкви, а конституционного строя России». После бури возмущения, которая поднялась в околоцерковной среде, телеканал принес свои извинения Уминскому. Только Карнаухов отказался признавать свою неправоту. Он сделал об этом запись в Facebook, а потом скрыл ее.
Московский патриархат не в первый и не в последний раз оказывается вовлеченным в драматичную историю пребывания Навального за решеткой. Само возвращение оппозиционера в Россию и предание себя в руки правоохранителей получило экзальтированное, но достаточно яркое толкование в евангельском духе. Да и сам оппозиционер, с тех пор как оказался в неволе, все чаще заявляет о своей религиозности. Многие его записи в соцсетях выстроены так, что в них читается религиозный подтекст. Скажем, большой шум вызвало сообщение осужденного, что он подает в суд на ИК-2 за то, что ему не дают читать его собственный Коран, который он числе других книг привез в колонию. Литература проходит экспертизу на экстремизм. Навальный объяснил свой интерес к священной книге мусульман тем, что как христианин считает необходимым ознакомиться с мировоззрением ислама. «Мое развитие как христианина тоже требует изучения Корана», – написал он. При этом продемонстрировал осведомленность не только в исламском предании, но и в наследии иудаизма. Навальный утверждает, что намерен изучать еще и Тору. Выяснилось, что его интересует не только сам текст Пятикнижия, но и комментарии к этому священному тексту средневекового богослова Раши (рабейну Шломо Ицхаки).
На признание Навального тотчас откликнулся Рамзан Кадыров. Оппозиционер косвенно бросил чеченскому главе вызов: ведь именно Кадыров в 2015 году запустил процесс, в итоге которого был принят федеральный закон, запрещающий изучать основные сакральные тексты, в том числе Коран, на предмет экстремизма. Однако глава Чечни вовсе не поддержал Навального, а, наоборот, обрушился на оппозиционера с обвинениями в попытках дискредитировать ислам. «И без лишних объяснений ясно, что этот исламофоб пытается использовать Священное Писание в своих политических целях и обязательно будет использовать цитаты для провокаций, как это давно научились делать в Европе», – заявил Кадыров. Он припомнил, как Навальный в 2017 году выступал против ношения мусульманками хиджабов в общественных и государственных учреждениях. Кадыров считает, что «уважающий себя мусульманин не станет прислушиваться к жалким заявлениям» оппозиционера.
А вот в еврейской общине без раздражения восприняли сообщение Навального, что его интересует иудейская традиция. «За последние полгода мы издали около 100 тыс. экземпляров Торы, что указывает на внеконфессиональный интерес к ней, так что я не удивлен, – сказал «НГР» глава департамента общественных связей Федерации еврейских общин России Борух Горин. – В конце концов, это же еще и фундаментальная книга для христиан тоже, так что интерес естественен». Однако евреев Москвы косвенно тоже затронули действия правоохранителей, противостоящих уличной активности молодежи, которая связана в последнее время с поддержкой Навального. Так, в соцсетях обсуждали домашний арест редакции студенческого интернет-ресурса DOXA, в составе которой есть представители московского еврейства. Перепалка в соцсетях по этому поводу вышла за пределы Рунета.
Таким образом, Навальный прямо или косвенно сумел задеть все три авраамические традиции и вызвать в религиозном сообществе переполох. Этому не надо удивляться. Фигура Навального, особенно с тех пор как он попал за решетку, вызывает в российском обществе острые и противоречивые эмоции. Мы помним, как патриарх Кирилл повторял: церковь отделена от государства, но не отделена от общества. Главе РПЦ было важно получить возможность активно продвигать выгодные для себя инициативы, закрепить клерикальное начало в разных областях общественной жизни. Сегодняшний «навальнистский раскол» – прямое следствие такой стратегии. Неудивительно, что социум в гораздо большей степени овладел церковной повесткой, чем церковь повлияла на общество. Не вечные ценности овладели умами большого мира, а, наоборот – злоба дня обуяла церковный мирок.
комментарии(0)