Фото aiasha.ru
Глава самопровозглашенной Абхазской православной церкви (АПЦ) священник Виссарион Аплиа сообщил 27 февраля, что храмы в республике возобновляют богослужения. Церковная «забастовка» продлилась три дня. Да и была она неполной. Священная митрополия Абхазии не сочла нужным поддержать Аплиа, ведь эта религиозная организация находится в неменьшей оппозиции АПЦ, чем к Грузинскому и Московскому патриархатам.
«Московский патриархат будет нам помогать в нашей самостоятельной позиции, – цитирует Виссариона Аплиа новостное агентство «Спутник-Абхазия». – Русская православная церковь будет поддерживать становление автономной церкви в Абхазии». «Говорить об автокефалии еще рано, сначала надо восстановить автономию. У нас идет восстановление абхазского католикосата, это процесс очень долгий. Кроме России, на Кавказе никто не восстанавливал православие», – заверил людей священнослужитель. По словам Аплиа, самое главное, чтобы Абхазию не связывали с Грузинской православной церковью (ГПЦ). «Этого мы добились. Конечно, грузины будут не согласны, но мы сами внутри Абхазии должны быть в единстве, и это самое главное. Тогда наш вопрос будет решаться легко, потому что и Москва не может понять, хотим мы Константинополь или восстанавливать православие с ними», – сказал он.
По сведениям республиканских СМИ, Аплиа в эти дни съездил в Москву и добился неких кулуарных договоренностей. Вероятно, они носят компромиссный характер. РПЦ не может напрямую поддержать АПЦ, потому что тогда неизбежен конфликт с ГПЦ. Ведь в Тбилиси воздерживаются от признания Православной церкви Украины, а для РПЦ это гораздо более важный вопрос, чем судьба православной общины в маленькой закавказской республике. Пока известно о мероприятиях миссионерского характера вроде помощи Москвы с богослужебной литературой на абхазском языке.
В Тбилиси тоже услышали требования Аплиа и ответили на них. Впрочем, реакция ГПЦ была ожидаемой. Грузинская патриархия обнародовала обращение, в котором Аплиа назван «автором заявлений, основанных на лжи». В обращении повторяются стандартные утверждения, что Абхазия – часть Грузии и в политическом, и в церковном смысле.
Ожидаемо не удалось добиться Аплиа и единства в православном сообществе республики. Священная митрополия Абхазии, которая распоряжается в главной республиканской святыне, монастыре в Новом Афоне, не присоединилась к акции АПЦ. Когда Аплиа намекал на Константинополь, он скорее всего имел в виду новоафонских монахов, которые ориентируются на Вселенский патриархат. То есть именно Священная митрополия Абхазии якобы мешает Сухуму с признанием автономии Москвой.
Напомним, 24 февраля глава АПЦ объявил, что храмы в республике будут закрыты до тех пор, пока Москва не определится со своим отношением к независимости абхазского православия. «Мы надеялись и надеемся, что Московский патриархат решит нашу церковную ситуацию, статус нашей Абхазской православной церкви. Мы не можем быть частью Грузинской церкви, мы не были частью Грузинской церкви и не будем», – заявил священник. «Священнослужители, которые были отпущены в свои определенные епархии на территории России, пусть они там поставят вопрос перед своими архиереями, чтобы архиереи поставили вопрос перед святейшим патриархом Кириллом, как дальше быть. 30 лет вот так находиться в какой-то такой ситуации – это невозможно» – таков был ультиматум главы АПЦ. Из его слов можно было понять, что он отправил клириков в российские епархии, к которым они приписаны. Но в итоге сам побывал в Москве. Спустя три дня тон его заявлений стал умиротворяющим, а смысл сводится к тому, что судьба абхазского православия зависит исключительно от России и РПЦ.
комментарии(0)