Оба госсекретаря, Пьетро Паролин и Майкл Помпео, так и не услышали друг друга. Фото Reuters
Святой престол выразил готовность продлить Временное соглашение с КНР, которое было заключено между сторонами в сентябре 2018 года. Из-за этого значительно осложнились отношения между Ватиканом и США. Папа Римский Франциск отказался встречаться с госсекретарем США Майклом Помпео во время его визита в Рим. КНР пока молча наблюдает за происходящим, не говоря ни да, ни нет очередному конкордату с Ватиканом.
Встреча Помпео с Франциском была запланирована на 29 сентября. Однако 27-го числа понтифик внезапно отказался от аудиенции с американцем. «Формально было объяснено, что папа Римский не встречается с государственными деятелями в период предвыборных кампаний, – пояснил «НГР» историк-ватиканист Алексей Юдин. – Точка зрения, которую отстаивает папа Бергольо в отношении Китая, не сочетается с демонстративной позицией Помпео. При этом американский дипломат провел встречи в Ватикане с госсекретарем Святого престола кардиналом Пьетро Паролином и секретарем по отношениям с государствами архиепископом Полом Галлахером. Но для Помпео встреча с понтификом на фоне громких антикитайских заявлений была бы красивым выходом в свет в преддверии выборов в США. Не стоит забывать, что помимо игр Китая со Святым престолом есть еще и большая китайско-американская игра, в которой Ватикан также оказался контригроком. Администрация Трампа хотела любыми способами надавить на Ватикан по китайской проблеме, но США это не удалось. Китай на сегодняшний день оказался важнее Святому престолу, чем Америка».
Незадолго до прибытия в Ватикан Помпео жестко раскритиковал не только сам временный договор, но и мягкую политику Святого престола в отношении Пекина: «Два года спустя стало ясно, что китайско-ватиканское соглашение, текст которого никто не видел, не защитило католиков от нападок партии, не говоря уже об ужасном обращении партии с христианами, тибетскими буддистами и другими верующими. Коммунистические власти продолжают закрывать церкви, шпионить за верующими и преследовать их, а также настаивают на том, что партия является высшим авторитетом в религиозных делах. Святой престол обладает уникальной способностью и обязанностью привлекать внимание мира к нарушениям прав человека, особенно к тем, которые совершаются тоталитарными режимами, такими как в Пекине. Та же самая мощь морального свидетельства должна быть применена сегодня к Коммунистической партии Китая».
В свою очередь, государственный секретарь Святого престола кардинал Пьетро Паролин так обосновал необходимость продления соглашения: «Нынешний интерес Католической церкви к Китаю состоит в том, чтобы максимально нормализовать жизнь церкви в этой стране». Он также пояснил, что первый документ был подписан «ad experimentum» и Ватикан планирует продлить этот эксперимент, «чтобы еще больше проверить его полезность для церкви в Китае». Официальный представитель МИД КНР Ван Вэньбинь 22 сентября заверил, что с момента подписания первого конкордата отношения между Ватиканом и Китаем «значительно улучшились». Однако точной даты скрепления подписями нового соглашения ни в Китае, ни в Ватикане пока не называют.
«Китай по понятным причинам оттягивает подписание очередного временного соглашения, – продолжает Алексей Юдин. – Его главная цель – разрыв отношений Ватикана с Китайской республикой, то есть Тайванем. Именно поэтому Китай пока не говорит ни да, ни нет новому временному соглашению со Святым престолом. Ведь Ватикан – единственная в Европе страна, где есть посольство Китайской республики. А ситуация, при которой установлены регулярные дипломатические отношения с КНР и сохраняются дипотношения с Тайванем, не может устраивать власти Китая, поэтому он сейчас и играет в эти игры со Святым престолом. Однако, вероятнее всего, соглашение все же будет подписано. Тем более что оно полностью устраивает Китай, и он ничего не теряет при этом». «Вряд ли сейчас власти КНР пойдут на жесткий ультиматум: мы подписываем соглашение, а вы разрываете отношения с Тайванем», – считает эксперт.
Напомним, что после коммунистической революции 1949 года в КНР стала проводиться политика, направленная на отделение верующих от внешнего влияния. В 1957 году Государственным управлением по делам религий была основана Китайская патриотическая католическая ассоциация (КПКА). При этом существовала и подпольная церковь, которая находилась в прямом подчинении у Ватикана, но не признавалась Пекином. На правозащитном портале Bitter Winter 21 сентября с.г. была опубликована статья, утверждающая, что священники, отказывающиеся присоединиться к КПКА, находятся под угрозой новых репрессий. На официальных информационных ресурсах Святого престола нет заявлений по этому поводу. Не было и никакой реакции на протесты, которые проходят в Гонконге с марта 2019 года.
«Это объясняется очень сложным контекстом взаимоотношений с Китаем. КНР – слишком сильный политический и дипломатический игрок. Для Святого престола подписание Временного соглашения с КНР – это продолжение той модели, которая была заложена еще в 1960–1970-х годах, когда производилась попытка установления хоть каких-то дипломатических отношений с коммунистическими режимами. Китай был и остается самым сложным участком дипломатического фронта Святого престола. Поэтому сейчас все силы Ватикана мобилизованы на это направление, даже несмотря на то что критика в адрес Святого престола по поводу КНР сегодня исходит не только от китайских священников и верующих, но и от европейских кругов», – добавил Юдин.
27 сентября было опубликовано открытое письмо бывшего апостольского нунция Ватикана в США архиепископа Карло Мария Вигано с обвинениями в адрес понтифика: «Орден иезуитов, представитель которых папа Франциск вопреки правилам возглавляет церковь, поддерживает Демократическую партию в Америке и Коммунистическую партию в Китае. Иезуиты в Америке за четыре года получили гранты в размере почти 2 млн долл. от Джорджа Сороса, и похоже, что такое же соглашение существует между Святым престолом и коммунистическим режимом Китая». Бывший епископ Гонконга кардинал Иосиф Чэнь в интервью Catholic News Agency заявил, что продление договора о сотрудничестве, а также молчание Ватикана о гонениях на христиан «подрывает способность церкви играть определенную роль в формировании будущего страны», а также «наносит вред евангелизации». «Завтра, когда люди соберутся вместе, чтобы строить новый Китай, Католическая церковь может оказаться им не нужной. У меня мало надежды на то, что возобновление сделки между Ватиканом и Китаем обеспечит будущее китайских католиков. Это станет возможным, только когда рухнет режим», – заключил кардинал.
комментарии(0)