По преданию Католической церкви, Христос завещал преемство апостолу Петру, первому епископу Рима. Пьетро Перуджино. Вручение ключей апостолу Петру. 1482. Сикстинская капелла, Ватикан
«Хорхе Мария Бергольо, епископ Рима». Вот так скромно теперь значится имя папы Римского Франциска в папском ежегоднике Annuario Pontificio. Издание традиционно выпускается Государственным секретариатом Святого престола в марте-апреле каждого года и представляет собой статистический адресный справочник Католической церкви. Еще в прошлом году под именем Бергольо значилось «викарий Христа, преемник князя апостолов, верховный первосвященник Вселенской церкви, верховный понтифик, примас Италии, архиепископ и митрополит Римской провинции, суверен государства-города Ватикан, раб рабов Божьих». В 2020 году весь этот перечень был перенесен в конец страницы и напечатан мелким шрифтом в качестве «исторической» сноски.
Нововведения взволновали верующих. Известно, что папа Франциск не любит церемониалы и пышные действа, веками присущие Католической церкви. После избрания на престол святого Петра он отказался практически от всех папских атрибутов – красных башмаков, «кольца рыбака» (вместо него он носит свой кардинальский перстень), моцетты (накидка понтифика), папамобиля и т.д. Также Франциск впервые за столетие решил не поселяться в папских апартаментах Апостольского дворца и продолжает жить в доме Святой Марфы, небольшой пристройке к базилике Святого Петра, где обыкновенно останавливаются кардиналы, приезжающие на конклав или в Ватикан по делам. Воспротивился понтифик и отдыху на летней вилле Кастель Гандольфо, предложив обустроить в ней музей. Но если отказ от материальных благ католики еще могли понять и оценить, то отрицание титулов для них стало непонятным и тревожным знаком.
Официальное издание Епископской конференции Италии, портал Avvenire, направило запрос по этому поводу в Ватикан и получило ответ от директора пресс-службы Святого престола Маттео Бруни. Последний пояснил, что фраза «исторические титулы», которой обозначены все регалии понтифика, означает лишь «связь с историей папства». «Фактически эти титулы понимаются как исторически связанные с титулом епископа Рима, потому что в тот момент, когда он назначается конклавом для руководства Римской церковью, избранный получает титулы, связанные с этим назначением. Таким образом, традиционные титулы, приписываемые папе, не «историзируются», а сохраняют свою актуальность нетронутой», – заверил Бруни.
Такое объяснение удовлетворило не всех. Кардинал Герхард Людвиг Мюллер назвал это исчезновение «богословским дилетантизмом». На страницах немецкого издания Tagespost он заявил: «Взгляд на тексты Второго Ватиканского собора о католическом учении, о папе как верховном пастыре церкви спас бы редакторов Annuario Pontificio – 2020 от обесценивания основных элементов примата как простого исторического аксессуара. Действительно, именно епископы являются преемниками апостолов, которые вместе с преемником Петра, представителем Христа и видимым главой всей церкви управляют домом живого Бога. Это богословское варварство – обесценивать титулы папы «преемник Петра, представитель Христа и видимый глава всей церкви» как простой исторический балласт. Они возникали исторически, как и все понятия о Троице, христологии, благодати, экклезиологии и т.д. Но они обеспечивают важные элементы первенства Петра, которое восходит к Христу и, следовательно, является божественным, а не только человеческим и церковным правом. Ни один папа или Вселенский собор не может отменить или переосмыслить их суть». По мнению немецкого прелата, то, что в Ватикане выдают сегодня за «величайшее смирение», выглядит лицемерием.
По мнению архиепископа Карло Вигано, новый формат папского ежегодника свидетельствует об «узурпации, в которой царит не принцип «Servus servorum Dei» (раб рабов Божьих), а личность Хорхе Марио Бергольо, который официально дезавуировал свое положение викария Христа, наследника князя апостолов и верховного понтифика, как будто они – раздражающие атрибуты прошлого». «Это акт, который, по-видимому, официально меняет папство. Папа Франциск теперь считает себя хозяином церкви, свободным разрушать ее изнутри, не отвечая ни перед кем», – заявил Вигано.
Титулы римских понтификов складывались не один век. Самыми древними из них являются «верховный понтифик» (Pontifex Maximus) и «епископ Рима». Pontifex Maximus в буквальном переводе с латыни означал «великий строитель мостов». В Древнем Риме так пожизненно именовался верховный жрец. А в 753–712 годах до н.э. так стали величать императоров. Лишь с папы Льва I в 440 году верховным понтификом стали называть только главу западной ветви тогда еще неразделенной церкви.
А вот титул «викарий Христа» давно вызывал возражение восточных христиан. «По учению православной церкви, у Христа нет и не может быть «викария» – земного представителя, который управлял бы Вселенской церковью от Его имени, – однажды писал наш современник, «главный богослов» РПЦ митрополит Иларион (Алфеев). – Титул «преемника князя апостолов» отсылает к римскому учению о том, что верховная власть Петра, перешедшая к римскому епископу, подчиняет ему Вселенскую церковь. Данное учение неоднократно оспаривалось в православной полемической литературе. Звание «верховного понтифика» (Pontifex Maximus) носили римские императоры – язычники. От этого звания не отказался император Константин после своего обращения в христианство. Однако применительно к Римскому папе звание «верховный понтифик Вселенской церкви» указывает на вселенскую юрисдикцию папы, которую никогда не признавали и не признают православные церкви».
Любопытная история произошла и с титулом «раб рабов Божьих». Он имеет библейское происхождение. В Евангелии говорится: «Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» (Мф 20.25–27). Первым, кто использовал это словосочетание в качестве титула, был папа Григорий I (конец VI века). Однако позже у пап появился еще один титул – «царствующий во славе», и на долгие века концепция «раб рабов Божьих» отошла на второй план. Реанимировал ее в 1969 году папа Павел VI, который известен также тем, что прекратил использовать папскую тиару, знак политической власти. Он не только вернул титулование «раб рабов Божьих», но и удалил «царствующий во славе». n
комментарии(0)