Когда архиепископ Кентерберийский желает выступить, светские лорды должны его выслушать. Фото со страницы Палаты лордов в Facebook
Британские СМИ пишут о планах Бориса Джонсона в рамках конституционной реформы переместить заседание верхней палаты парламента Великобритании, Палаты лордов, из Лондона в город Йорк, расположенный на севере Англии. В этом случае изменения коснутся и 26 духовных лордов: в настоящее время в верхней палате заседают архиепископы Кентерберийский и Йоркский наряду с другими 24 епископами Церкви Англии. Однако недавно среди парламентариев в очередной раз прозвучало предложение лишить их права заседать в Палате лордов.
Общепартийная парламентская гуманистическая группа, состоящая из 115 членов обеих палат, считающих себя атеистами, нерелигиозными гуманистами и агностиками, опубликовала доклад. Напоминая о переменах в религиозном составе жителей королевства, авторы заявили, что парламент не относится к своим членам одинаково независимо от их религии или убеждений и лицемерно ожидать равенства от общественности, если оно не практикуется самим парламентом. Трудно критиковать клерикальный Иран, если Великобритания – единственная европейская страна с парламентом, в который входят священнослужители.
Для изменения ситуации они предлагают ряд рекомендаций. Одна из мер – отмена Актов о епископстве конца XIX века и о духовых лордах (женщинах) 2015 года. Тем самым епископы лишатся права автоматически заседать в Палате лордов. Также советуется избегать практики присуждения пожизненного пэрства отдельным лицам в силу того, что они являются представителями какой-либо конфессии или деноминации, в том числе прекратить награждать пожизненным пэрством бывших архиепископов. Авторы указывают, что епископы активно участвуют в работе палаты, выступая, голосуя и служа в комитетах, как и другие пэры, то есть они отнюдь не исполняют чисто формальную или церемониальную функцию, а играют активную роль в создании законодательства.
В докладе описываются девять случаев, когда епископы Палаты лордов оказали влияние на результаты голосования, а если учитывать голоса бывших епископов, то таких прецедентов можно насчитать 12. По оценкам авторов, дважды результаты голосования духовных лордов принесли пользу Церкви Англии. Так, в 2010 году голоса восьми епископов обеспечили изъятие из закона о равенстве пункта о равных правах в сфере труда, тем самым позволив Церкви Англии как работодателю устанавливать более широкие ограничения для соискателей. В 2016 году благодаря голосам трех епископов была отклонена поправка к закону об образовании и усыновлении. Это обеспечило преобразование школ в академии в тех случаях, если субсидируемая школа потерпит крах, что выгодно церкви, ведь она обладает большим контролем над своими школами, когда они имеют статус академии. Также в докладе указываются дополнительные привилегии епископов, например особый допуск к должностным лицам, ответственным за написание новых законов. Духовные особы обладают уникальным правом на выступление во время заседания: светские лорды вынуждены уступить, если священнослужитель пожелал высказаться.
Помимо вышесказанного авторы предлагают, чтобы спикер Палаты общин рассмотрел вопрос о том, как удовлетворяются пастырские потребности членов и сотрудников парламента. В докладе указывается, что в настоящее время за пастырское попечение членов парламента и персонала Вестминстерского дворца отвечает капеллан спикера Палаты общин, принадлежащий к Церкви Англии. Это вызывает сомнение в том, насколько хорошо удовлетворяются духовные потребности парламентариев, принадлежащих к другим традициям, и неверующих, ведь многорелигиозная команда капелланов так и не была создана.
В докладе затрагивается вопрос о богослужении в парламенте. По мнению авторов, каждая палата должна при первой же возможности пересмотреть свои постоянные предписания, чтобы практика произнесения молитв перед началом работы была заменена «инклюзивным временем для размышлений». Нуждающимся в обращении к Богу депутатам и пэрам предлагают совершать молитвы в особых помещениях парламентского здания, например в часовне. Обращается внимание на следующий важный момент: те парламентарии, которые посещают молитву в зале заседаний, занимают более выгодные места для дебатов, чем те, которые ее пропускают и приходят к непосредственному началу заседания, и в результате последние чувствуют себя обделенными.
Кроме того, авторы рекомендуют, чтобы с парламента были сняты функции по управлении Церковью Англии, а законодательство, предусматривающее государственный надзор за церковью, должно быть отменено. В дополнение к этому существующие церковные установления должны перестать признаваться частью британского законодательства, вместо этого их следует считать исключительно частными правилами церкви, которые она может изменить, если пожелает, а управление церковными активами должно быть внутренним делом религиозной организации без какой-либо особой ответственности перед парламентом.
Широкого общественного отклика доклад не вызвал, а иерархи Церкви Англии вообще никак не отреагировали на него. Исполнительный директор организации «Гуманисты Великобритании» Эндрю Копсон пояснил: он «надеется, что, англикане, в частности, смогут увидеть, что авторы этого доклада стремятся к широкому и всеобъемлющему подходу». Депутат-тори Криспин Блант заявил, что парламент остается институтом, который «маргинализирует неангликан», а в докладе подчеркивается устаревшая природа британской политической системы, когда такие члены парламента, как он, могут оказаться в невыгодном положении, если не желают посещать молитвы. Ранее на портале PoliticsHome была опубликована статья лорда Дика Тайверна, в которой тот писал, что «Палата лордов, где заседают 26 англиканских епископов, является плохим примером для демократии». Это дает Церкви Англии особый доступ к властям, что, в частности, укрепляет поддержку правительством религиозных школ.
Однако есть и те, кто оправдывает сохранение традиции. Обсуждая в 2001 году эту проблему, тогдашний премьер-министр Тони Блэр высказывался, что «религиозное представительство помогает осознать ту роль, которую моральные, философские и теологические соображения должны играть в обсуждении политических и социальных вопросов». По мнению лорда Джорджа Янга, опубликованному в стенограмме дискуссии в 2018 году в Палате лордов, епископы «придают нашим дискуссиям духовное измерение, они говорят с высоты морального авторитета».
В 2016 году петицию, опубликованную на сайте парламента, с требованием удалить епископов из Палаты лордов подписали 1793 человека. В 2017 году в опросе YouGov 62% респондентов согласились, что клирики не должны обладать автоматическим правом заседать в Палате лордов, только 8% ответили, что епископы по праву занимают в ней места.
12% поддержали вариант, по которому помимо иерархов Церкви Англии в верхней палате могли бы присутствовать священнослужители других конфессий. Ведь ранее предлагалась идея ввести в Палату лордов представителей других религий. В 2018 году за такой вариант высказался лорд Ник Борн, заместитель государственного секретаря Уэльса, отметивший, что было бы полезно получить «более широкое представительство» в Палате лордов. Но его предложение не нашло широкой поддержки.
комментарии(0)