Левана Тохосашвили ожидает суд, который может принять решение о его экстрадиции в Грузию. Фото с сайта www.ssu.gov.ua
СБУ расследует, какие теракты в Украине планировал совершить арестованный под Киевом Леван Тохосашвили, он же Абу Бара аль‑Панкиси, один из ключевых главарей запрещенного в России «Исламского государства» (ИГ). Леван (по другим данным – Цезарь) Тохосашвили был арестован в ноябре в Киевской области в ходе совместной операции СБУ, МВД Грузии и Интерпола. По информации пресс‑секретаря СБУ Алены Гитлянской, в Украину Тохосашвили приехал в 2018 году из Турции по поддельным документам. «На основании фальшивых документов ему удалось легализоваться на территории нашего государства. В Украине террорист продолжил координировать деятельность специальных организаций ИГ – так называемых аминаятов. Правоохранители задержали террориста возле частного дома в Киевской области, где он проживал», – заявляет Гитлянская.
Кроме деталей организации Абу Барой террора в Украине СБУ выясняет, кто из граждан Украины и как помог получить «права гражданства» в стране главарю ИГ. Пресс‑служба ведомства ранее уведомляла о раскрытии своими сотрудниками схем проникновения и легализации в Украине боевиков ИГ разных рангов. Одну из таких схем в конце апреля 2018 года в своем докладе изложил тогдашний замглавы СБУ Виктор Кононенко. По его словам, в Крыму действуют банды черных паспортистов, которые за деньги оформят украинский паспорт кому угодно, включая разыскиваемых Интерполом джихадистов. Как пояснил Кононенко, в Крыму после его «аннексии» Россией в 2014 году скопилась масса бланков бесхозных украинских паспортов. Эти бланки черные паспортисты из Крыма продают своим украинским подельникам, когда тем нужно оформить фальшивый украинский документ на иностранца. Как уточнил Кононенко, боевики ИГ, ставшие фальшивыми украинцами, с помощью черных паспортистов потом обменивают паспорта старого образца на биометрические. Это дает террористам возможность легально выезжать из Украины в Евросоюз в рамках безвизового режима.
В 2016–2017 годах в рамках уничтожения сетей ИГ силами СБУ и МВД были ликвидированы точки черных паспортистов в Харьковской, Киевской, Днепропетровской областях и других регионах страны. Были выявлены подпольные лаборатории по изготовлению фальшивых документов граждан Украины.
«За организацию канала нелегальной миграции граждан Украины и иностранцев – пособников ИГ путем изготовления на этих лиц поддельных паспортов преступники получили 6 тыс. долл., или 154 400 грн. В стоимость «услуги» входят изготовление заграничного паспорта Украины, внутреннего паспорта, организация беспрепятственного прохождения пограничного контроля путем подачи террористу инструкций и указаний на момент пересечения государственной границы Украины», – сообщила в 2018 году пресс‑секретарь Генпрокуратуры Украины Лариса Сарган, ныне пресс-секретарь экс‑генпрокурора Юрия Луценко. Согласно обнародованным Сарган данным, костяк черных паспортистов – пособников ИГ – выходцы из России и Средней Азии. В частности, четверо граждан стран Средней Азии, координаторы ИГ в Харьковской области, нелегально прибыли из Турции, откуда их депортировали за причастность к террористической организации. Работая в украинских «резидентурах» ИГ, они ожидали отправки в Сирию и другие страны. Кроме паспортизации въехавшего в Украину боевика ИГ украинский «резидент» ИГ обеспечивает его деньгами, жильем, временным трудоустройством – прикрытием, покупает ему билеты на транспорт.
У многих задержанных иностранцев – пособников ИГ нашли помимо паспортов Украины еще паспорта других государств на разные имена. Экспертиза выявила, что во все документы были вклеены чужие фото. Фальшивый паспорт представляет собой документ с фотографией террориста, но выписанный на имя подлинного гражданина Украины – во многих случаях жителя Крыма. На основе «крымской» доказательной базы по ИГ СБУ и Генпрокуратура заключили: пути отхода проваленной украинской агентуры идут в Россию. В Крыму, по данным СБУ, сейчас скрываются многие черные паспортисты, объявленные в Украине в розыск.
«Члены террористических организаций используют украинские идентификационные и визовые документы для въезда на территорию ЕС, – сообщает в своем Facebook общественный деятель из Геническа (Херсонская область) Сергей Сивак. – Документы приобретаются на территории Республики Крым у местных жителей, которые уже получили российский паспорт. Паспорта покупаются по следующим критериям: человек на фотографии не должен обладать славянской внешностью, должен быть мужчиной, иметь мусульманскую фамилию и имя, его возраст от 18 до 45 лет, он не должен иметь судимости или международного паспорта. Стоимость документа – от 100 до 500 долл.».
Еще в 90-х и нулевых годах СБУ и Генпрокуратура бездействовали в плане легализации зарубежных террористов и экстремистов в Украине, сказал «НГР» крымско‑татарский общественный деятель Ленур Усманов. «Главными пунктами оседания радикалов стали Крым, Херсонская, Николаевская, Одесская области, отчасти Донбасс. Путем засылки и преступной легализации в Украине своих агентов террористы преследовали следующие цели. Первая: разжигание в Украине межрелигиозной и межэтнической розни. Вторая: втягивание украинских госструктур в свои преступные схемы, посредством чего госбезопасность Украины ослаблялась и коррумпировалась. Третья: создание в Украине террористического форпоста против России. После начала второй кампании в Чечне главари террористов объявили Россию «врагом ислама номер один», эту линию позже продолжил и развил духовный лидер запрещенных в России «Братьев-мусульман» Юсуф Кардауи».
После 2014 года, говорит эксперт, террористам из-за рубежа постоянно помогают осесть в Украине. «Воевавшие ранее в Сирии уроженцы Северного Кавказа, выехав в Украину, вербовались в АТО, желая потом получить украинское гражданство. Кто‑то из террористов-мигрантов вошел в преступные этнические группировки Украины. Большая концентрация «бородатого интернационала» с 2014 года наблюдается в приграничных с Крымом областях Украины, Херсонской и Николаевской. В Херсонской области в Геническом районе запрещенный в России «Меджлис крымско‑татарского народа» создал «республику крымских татар в изгнании». «Граждане» этого псевдогосударства – сплошь адепты «Братьев‑мусульман» и «Хизб ут‑Тахрир» (запрещена в России). Связанный с «Братьями‑мусульманами» Всемирный союз мусульманских ученых в 1990-х годах через Украину финансировал чеченских и других северокавказских террористов. В то же время – с попустительства СБУ, МВД и Генпрокуратуры – заработали схемы по легализации в Украине джихадистов всех мастей».
В Киеве, уточнил Усманов, обратили внимание на схемы по легализации террористов в Украине, когда эти террористы стали представлять опасность для властей и граждан страны. «В Луцке ожидает депортации в Россию дагестанский проповедник джихадизма Абдулхалим Абдулкеримов, который до этого жил в Украине около 10 лет. В октябре возле ваххабитской мечети Киева был застрелен неизвестными дагестанский салафит и по совместительству криминальный авторитет Арслан Гусейнов. В 2017 году в Киеве неизвестные взорвали машину джихадиста Тимура Махаури – грузинского чеченца, который воевал в АТО в составе джихадистского добробата имени Джохара Дудаева. «Бородатый интернационал» оказался для Киева ненадежным союзником и опасным балластом, от которого необходимо избавиться. Сейчас Киев скидывает этот балласт. Со стороны президента Украины Владимира Зеленского это может быть дипломатическим жестом в сторону России, без которой Украине невозможно решить проблему Донбасса», – считает эксперт.
«Крым, фигурирующий в официальных сообщениях украинских силовых структур как отправная точка легализации джихадистов в Украине, – мутный ориентир, – сказал «НГР» директор Украинского центра политического маркентинга Василий Стоякин. – Все скандалы с черной паспортизацией джихадистов ведут в Украину, а именно – в миграционные органы страны и отделы внутренних дел. Крымская схема – когда у граждан выкупают бесхозные паспорта Украины и потом туда вклеивают чужие фотографии – была не самой ключевой. В большинстве случаев такого рода речь идет не о подделках, а о выданных миграционными органами легальных документах».
«Участвовали ли в схемах по черной паспортизации лидеры национальных общин Украины? Отдельные люди в общинах, используя родственные или другие связи, могли участвовать. А о системном участии руководства общин говорить не стоит. Национальным общинам лишние проблемы не нужны. Разве что после 2014 года какую-то роль в этом процессе могли сыграть мусульманские общины. Например, после 2014 года из Крыма выехало большое количество крымских татар – адептов «Хизб ут‑Тахрир». А «Меджлис крымско-татарского народа» от таких схем держится в стороне как структура, инкорпорированная во власть», – пояснил Стоякин.
комментарии(0)