Христианские консерваторы остаются самой преданной группой поддержки Дональда Трампа. Фото Reuters
Нэнси Пелоси, спикер Палаты представителей Конгресса США, объявила о начале официального расследования в рамках процедуры импичмента президента Дональда Трампа. Однако насколько сильно повлияла эта инициатива на популярность Трампа среди определенных групп верующих? Часть из них восхваляет президента‑республиканца за защиту религиозных свобод. Чьей поддержкой среди верующих он может располагать и какой вес имеют в американском обществе представители религиозных групп? Некоторые ответы могут дать опубликованные данные опроса, посвященного американским ценностям и проведенного Общественным научно‑исследовательским институтом религии, и двух других новых исследований – от Исследовательского центра Pew и Barna Group.
Сотрудники Общественного научно‑исследовательского института религии выяснили, что поддержка Трампа со стороны белых евангеликов по‑прежнему остается очень высокой – 77% из них одобряют его деятельность на посту президента, в том числе 50% заявили о своем решительном одобрении. Также больше половины (54%) белых представителей протестантского мейнстрима склонны одобрять работу действующего главы государства. Примерно пополам относительно взглядов на деятельность Трампа разделились белые католики: свое неодобрение выразили 50% из них, а 48% продемонстрировали симпатию к его действиям. Из католиков‑латиноамериканцев только 28% положительно относятся к Трампу, 72% из них не одобряют его работу. Наиболее негативно, чем остальные группы, к президенту относятся черные протестанты (86% не одобряют) и религиозно не аффилированные американцы (81% не одобряют).
Исследователи постарались узнать, насколько личное поведение Трампа влияет на его поддержку. 47% белых евангеликов заявили, что оно не имеет значения, еще 16% утверждают, что поведение президента подвигло их увеличить поддержку, но 36% сказали, что из‑за него они менее склонны поддерживать Трампа. Остальные религиозные группы склонны к негативной оценке личного поведения Трампа. Такой ответ выбрали 80% черных протестантов, 76% религиозно не аффилированных, 70% приверженцев нехристианских традиций, 63% католиков, 63% протестантов‑латиноамериканцев и 54% представителей протестантского мейнстрима. Также 63% белых евангеликов считают, что Трамп не нанес ущерба достоинству президентства, тогда как остальные религиозные группы полагают иначе.
Но в какой мере религиозные группы представляют собой значимую часть электората США? Вопросом о религиозном ландшафте задались исследователи центра Pew, представившие в октябре данные нового опроса. Стало понятно, что упадок христианства в США продолжается, и в достаточно быстром темпе, так, за последнее десятилетие доля христиан сократилась на 12%, снизившись с 77% в 2009 году до 65% в настоящее время. При этом доля религиозно не аффилированного населения за 10 лет возросла с 17 до 26% (4% атеисты, 5% агностики, и 17% отнесли себя к графе «ничего особенного»).
В настоящее время примерно 43% населения США являются протестантами, еще 29% относят себя к католикам, 2% причисляют себя к мормонам, менее 1% исповедуют православие. Доля нехристианского религиозного населения составляет 7%. За последние 10 лет она увеличилась на 2%. Так, 2% исповедуют иудаизм, 1% последователей ислама, еще 1% относят себя к буддистам, 1% – к индуистам, 3% являются приверженцами других религий. Что касается белых евангеликов, то их доля составляет 16% по сравнению с 19% десять лет назад.
Продолжает снижаться не только доля религиозного населения, но и посещаемость религиозных обрядов. Если в 2009 году раз в месяц или чаще религиозные службы (помимо свадеб и похорон) посещали 52% американцев, то в 2018–2019 годах такая посещаемость церквей характерна для 45% населения (31% приходят на службу раз в неделю и чаще, а 13% появляются там 1–2 раза в месяц). На 7% возросла доля американцев, редко посещающих религиозные службы. В 2009 году несколько раз в год и реже в церкви бывали 47% американцев, в настоящее время в ней редко появляются 54%, если указывать точнее, то 20% приходят на службу несколько раз в год, 17% – иногда, а еще 17% – никогда.
Помимо этого, результаты исследования показали разрыв между пожилыми и молодыми американцами по религиозной принадлежности и посещаемости церквей. Из представителей «молчаливого поколения» (рожденные в 1928–1945 годах) христианами себя считают 84%, еще 4% исповедуют другие религии. Половина (50%) посещает церковь каждую неделю и чаще, никогда в ней не бывают 12%. Среди беби‑бумеров (1946–1964) 76% являются христианами, еще 6% – приверженцами других религий. Каждую неделю и чаще на религиозную службу приходят 35%, никогда не бывают в церкви 14%. В поколении Х (1965‑1980) доля христиан составляет 67%, к другим конфессиям принадлежат 6%. 32% посещают церковь раз в неделю и чаще, а 15% – никогда. Наконец, чуть менее половины представителей поколения миллениалов (1981–1996) причисляют себя к христианству – а именно 49%. 9% исповедуют иные религии, 22% бывают на религиозной службе раз в неделю и чаще, 22% никогда не посещают церковь.
Если говорить о связи религиозной принадлежности и политических предпочтений, то среди электората обеих партий США христиане по‑прежнему преобладают, несмотря на снижение их доли. Среди тех, кто идентифицирует себя с Республиканской партией, христианами являются 79% (в 2009 году – 86%), 54% посещают церковь каждый месяц и чаще, доля религиозно не аффилированных составляет 16%. Среди приверженцев Демократической партии христианами называют себя 55% (в 2009 году – 72%), раз в месяц и чаще на религиозные службы приходят 38% демократов, доля религиозно не аффилированных лиц составляет 34%.
Однако исследования Barna, проведенные в 2017 году, показывали, что большинство взрослых в США позитивно воспринимают пасторов. Насколько же они вне церковных служб остаются значимыми фигурами для прихожан, показывают данные нового опроса, опубликованные в октябре с.г. Согласно им, 20% христиан заявили, что они регулярно встречаются или разговаривают с пастором/священником своей церкви (прихода) вне церковных учреждений. 32% тех, кто был в своей церкви хотя бы раз за последние полгода и чаще, также общаются с пастором вне службы, 43% практикующих христиан (посещающих церковь раз в месяц и чаще) отвечают аналогичным образом. Среди практикующих христиан прихожане протестантских церквей (48%) взаимодействуют со своими пасторами чаще, чем католики (27%) со своими священниками. По мнению исследователей Barna, отчасти это можно объяснить исторически сложившимся в Католической церкви более формальным подходом к взаимодействию духовенства и общины, чем в протестантских деноминациях.
44% практикующих христиан заявили, что пастор их прихода часто посещает общественные или социально значимые мероприятия, еще 45% утверждают, что пасторы их церквей периодически появляются на подобных мероприятиях, также 8% отметили, что пасторы посещают такие мероприятия редко, а 7% – никогда.
Хотя большинство опрошенных прихожан заметили, что не взаимодействуют с пастором вне церковных учреждений, отмечается значительное количество прихожан, считающих, что их отношения с пасторами можно назвать дружескими. Ровно половина (50%) христиан полагают, что для них пасторы – друзья. Еще 19% христиан считают своих пасторов наставниками, 13% – консультантами, а 11% видят их в роли своих учителей. Таким образом, по мнению сотрудников Barna, пасторы для американских прихожан представляют нечто большее, чем просто духовные лидеры.
комментарии(0)