В амазонских племенах не понимают, как можно обходиться без женщины. Фото Reuters
То, чего так боялись католические консерваторы, случилось. В Ватикане вторую неделю заседает Синод, посвященный проблемам Амазонии и ее жителей. И среди обсуждаемых вопросов – рукоположение женатых мужчин, так называемых viri probati, людей достойной жизни, доказавших свое благочестие. Среди аборигенов Амазонии на 15 тыс. человек порой приходится всего один католический священник. Локальный отказ от обязательности целибата – способ изменить эту ситуацию.
Иерархи, участвующие в Синоде, впрочем, призвали журналистов не зацикливаться на теме viri probati. В конце концов, напомнили они, на заседаниях обсуждаются и другие важные вопросы, например экология и бедность. Однако, как заметил известный американский ватиканист Джон Аллен, журналисты склонны писать и говорить о том, что церковь и папа Римский действительно могут изменить. Синод вряд ли остановит вырубку лесов или разрешит проблему бедности. А вопрос о целибате – в пределах компетенции церкви.
Председатель Синода бразильский кардинал Клаудио Уммес, бывший префект ватиканской Конгрегации по делам духовенства, заявил, что пастырская опека над аборигенами Амазонии осуществляется в режиме «спорадических визитов духовенства», а не ежедневного служения. По словам Уммеса, без регулярного причащения и участия в других таинствах, включая исповедь, говорить о полноценной христианской жизни невозможно. «Люди не ощущают присутствия Слова Божьего в своей жизни», – сказал кардинал. Местные общины, миссионеры, жители Амазонии, отметил Уммес, попросили рассмотреть вопрос о рукоположении женатых мужчин, проживающих в этом регионе. При этом они не подвергали сомнению значимость целибата в церкви.
Престарелый бразильский епископ Эрвин Кройтлер добавил конкретики. «У нас нет другого выхода, – сказал он. – Местные племена не понимают, что такое целибат. Они говорят об этом открыто. Когда я приезжал в местную деревню, меня первым делом спрашивали о том, где моя жена. Они начинали меня жалеть. «Бедняга! » – говорили они. Для них непонятно, как может у мужчины не быть жены – кто же занимается домом, хозяйством?»
«Тысячи общин в Амазонии причащаются раз, два, три в год. Они практически вне церкви, – добавил Кройтлер. – Целибат не может мешать евхаристии. Господь велел есть хлеб и пить вино в память о нем. Он не говорил: «Сделайте это разок, и достаточно». Кройтлер также призвал обсудить тему рукоположения женщин в диаконы. Две трети общин в Амазонии, по его словам, возглавляют именно женщины. Журналистам бразильский епископ сообщил, что подавляющее большинство участников Синода выступают за рукоположение viri probati.
Прозвучали и голоса противников этой инициативы, причем голоса авторитетные. Например, известный своими консервативными взглядами кардинал Робер Сара, префект Конгрегации по делам богослужения и таинств, заявил, что некоторые западные католики‑либералы хотят воспользоваться Синодом и проблемами Амазонии, чтобы продвигать свою повестку. «Они воспринимают Синод как лабораторию для вселенской церкви, – сказал он в интервью газете Corriere Della Sera. – Пользоваться ситуацией, чтобы реализовать свои идеологические планы, – недостойная манипуляция, оскорбление Бога, который направляет церковь, доверяет ей претворение в жизнь плана спасения».
По мнению Робера Сара, рукоположение viri probati – «богословский абсурд». Священник при этом воспринимается сугубо функционально, считает кардинал. Если священниками станут женатые мужчины, пусть даже в Амазонии, где проблема евангелизации действительно стоит остро, то вопрос об обязательности целибата прозвучит и во всей церкви, уверен Сара. Он довольно лаконично выразил озабоченность консервативных кругов. Там считают, что Амазония действительно станет пробным шаром, за которым последует повсеместное упразднение нормы безбрачия духовенства. Ультраконсерваторы и вовсе уверены в том, что таков план папы Франциска, а Синод нужен ему для легитимизации уже принятого решения.
В некоторым смысле опасения Робера Сара уже подтверждаются. Канадские епископы, например, задаются вопросом: почему исключения из общего правила должны делаться только для Амазонии? Та же ситуация и у канадских эскимосов. И среди них нет католических священников. Зато есть священники‑англикане, потому что их церковь не запрещает им жениться.
Префект Конгрегации по делам епископов кардинал Марк Уэлле также скептически воспринимает идею рукоположения viri probati. Незадолго до Синода он презентовал книгу, посвященную ценности целибата. Уэлле, впрочем, лоялен папе. Он не считает обсуждение вопроса о целибате ересью, не ищет вселенский заговор, а просто сопротивляется инициативе как «по убеждению», так и «по здравому смыслу». По словам кардинала, амазонские аборигены, среди прочего, страдают религиозной безграмотностью. Им необходима усиленная катехизация, а не рукоположение. И вопрос скорее в том, что церкви нужно объявить глобальный миссионерский призыв.
Синод не выносит никаких решений. Он предлагает решения папе, который, как правило, спустя несколько месяцев после заседаний Синода выпускает так называемое апостольское увещевание – и оно уже становится руководством к действию, нормой. Каково отношение самого Франциска к идее рукоположения viri probati, не вполне ясно. С одной стороны, обращаясь к участникам Синода, он сравнил епископское служение с огнем и призвал подбрасывать в него новые поленья, не цепляться за прошлое, не коснеть в нем. Это сложно было прочитать иначе, нежели как поддержку смелых инициатив.
В то же время Марк Уэлле, общаясь с журналистами, произнес загадочную фразу: «Не я один отношусь к этому скептически. Есть скептик и повыше меня. Но он дал добро на обсуждение этой проблемы». Похоже, Уэлле имел в виду папу (на прямой вопрос, идет ли речь о Франциске, кардинал не ответил). Впрочем, быть может, он говорил о Господе Боге.
Положительное решение по viri probati, так или иначе, станет революционным, только если смотреть на ситуацию глазами кардинала Сара и консерваторов. Оно не будет даже беспрецедентным. В конце концов Римско‑католическая церковь неоднократно заключала унии с восточными церквами, у которых есть женатое духовенство. Никто не заставлял священников бросать своих жен. А папа Бенедикт XVI разрешил принимать в Католическую церковь англиканских священников. Они тоже преимущественно женаты.
Положение о целибате духовенства – канон, церковная норма, а не догмат. Папа имеет право его пересмотреть. Впрочем, скорее всего, если Франциск прислушается к голосам из лесов Амазонии, каноны не станут переписывать. В них внесут дополнение – для особых случаев. Вопрос в степени либеральности новых предписаний. Папа может разрешить епископам самостоятельно принимать решения о рукоположении. Но вероятен и другой сценарий: все кандидатуры viri probati будут согласовываться с Ватиканом. Пойдет ли процесс быстро, зависит от того, как Франциск отладит куриальную бюрократическую машину.
комментарии(0)