Бывшую инквизицию сейчас возглавляет вовсе не «ястреб», а тихий куриальный чиновник Луис Ладария Феррер. Фото Reuters |
Одновременно в Германии местные епископы во главе с кардиналом Райнхардом Марксом запустили процесс создания Синодальной ассамблеи. Ее заседание будут готовить два года. Войдут в нее как епископы, так и миряне, в том числе и представители реформистских католических групп. Это беспокоит не только консерваторов, которые ждут «либерального раскола», но и Ватикан. Папа и Курия тоже опасаются, что немцы на пути к своему Синоду выйдут из‑под контроля Рима. Однако кардинал Маркс, которого считают иерархом, идейно близким Франциску, ведет себя независимо. Ватикану он отвечает, что Ассамблея обязательно адресует ему все вопросы, касающиеся вселенской церкви и ее учения, а своей немецкой пастве сообщает, что Рим Синод не запретил, а все переговоры с понтификом проходят конструктивно.
Маркс был в Риме 17–19 сентября. Заседал специальный совет кардиналов при папе, членом которого и является архиепископ Мюнхенский. Этот совет когда‑то называли «К‑9» – по числу кардиналов. Сейчас это «К‑6». Трое иерархов прекратили в нем заседать, и среди них – австралиец Джордж Пелл, приговоренный на родине к тюремному заключению за сексуальные домогательства к несовершеннолетним в прошлом. Примечательно, что папа Франциск пока не лишил Пелла кардинальской шапки, и тот формально может даже голосовать на конклаве, выбирать нового понтифика. Вероятно, Пелла лишат сана, когда Конгрегация вероучения закончит собственное – внутреннее – расследование. Папа может медлить потому, что он сам возвысил Пелла, ввел его в Курию, доверял ему, и решение о наказании принять сложно.
Скандалы и тревожные ожидания порой заставляют забыть о том, что у папы Римского есть одно важное незавершенное дело, и «К‑6» собирается именно по этому поводу. Проект новой конституции для Римской курии, призванной сменить «Pastor bonus» Иоанна Павла II, был готов еще весной и разослан по ватиканским офисам, национальным епископским конференциям, монашеским орденам и некоторым католическим университетам. Рабочее название документа – «Praedicate Evangelium», то есть «Гласите Евангелие». Ожидалось, что текст опубликуют в конце июня. Но «К‑6» до сих пор разбирается с присланными предложениями и критикой с мест. Следующее заседание назначено на 2–4 декабря. Есть вероятность, что Курия не получит новую Конституцию до Рождества.
Впрочем, текст проекта с комментариями разработчиков – кардиналов Освальда Грасиаса и Оскара Родригеса Марадьяги – еще летом получили журналисты. Вычлененные ими главные темы, направления реформ, к слову, созвучны проблемам как Панамазонской конференции в Риме, так и синодального движения в Германии.
Курия будет реформирована. По всей видимости, вместо привычных конгрегаций и Папских советов появятся более крупные дикастерии. При этом изменится иерархия куриальных структур. Первой среди них станет Дикастерия по делам евангелизации. Проповедь и миссионерство станут лейтмотивами деятельности Католической церкви. Новая дикастерия объединит в себе нынешнюю Конгрегацию евангелизации народов и Папский совет по содействию новой евангелизации. Сейчас эти структуры возглавляют соответственно кардинал Фернандо Филони и архиепископ Сальваторе Физикелла. Кто‑то из них теоретически может стать одной из самых могущественных фигур в новой Курии. Но оба получили посты от Бенедикта XVI, и у Франциска наверняка есть кандидат из числа «своих» людей.
При аргентинском папе последовательно снижается вес Конгрегации вероучения. Недовольный этим бывший ее префект кардинал Герхард Мюллер, один из ведущих критиков понтифика, лишился поста, его сменил зам – испанец Луис Ладария Феррер, который никогда не добивался никаких должностей и высоких назначений, не лезет на передовицы газет, в общем, воплощает в себе идеал верного куриального работника, как это видит папа Франциск. В этом году Ладарии Ферреру исполнилось 75 лет – возраст, когда иерархи подают формальные прошения об отставке, и от понтифика ждут, что он назначит нового человека.
Едва ли папа сделает это назначение до вступления в силу новой куриальной Конституции. Когда же это произойдет, префект новой дикастерии вряд ли окажется богословом. У Конгрегации вероучения уже не будет такой самостоятельности в доктринальных вопросах, как, например, при кардинале Йозефе Ратцингере. Она превратится в сугубо дисциплинирующий орган. В католической прессе называется фаворит на роль преемника Ладарии Феррера, и это мальтийский архиепископ Чарльз Шиклуна. Он уже проявил себя: папа доверял ему роль главного следователя по делу о насилии над несовершеннолетними в Чили. Шиклуна – юрист, не теоретик, а исполнитель, у него хорошая репутация в светских кругах. Его потенциальное карьерное продвижение при Франциске выглядит абсолютно логичным, как и понижение статуса самой Конгрегации, которая некогда называлась Конгрегацией римской и вселенской инквизиции.
Проект Конституции уже подвергся критике, в частности, со стороны американских консерваторов и уже упомянутого Герхарда Мюллера. Суть замечаний такова: евангелизация может стать приоритетом для церкви, но без твердой доктринальной опоры это уже не евангелизация, а размывание веры, избыточно либеральный подход к любым отклонениям, недопустимые миссионерские уступки. Предполагаемое рукоположение женатых мужчин в Амазонии – именно такая уступка. Критики боятся, что это и есть дух евангелизации по Франциску, который в «Praedicate Evangelium» обретет и букву закона.
Другая тема, провоцирующая консервативный скепсис, – содержащийся в проекте документа тезис о том, что Римская курия должна служить не только папе, но и епископским конференциям по всему миру, превратиться в площадку для коммуникации, перестать быть инструментом утверждения папской власти, карьерно‑бюрократической махиной. Кардинал Мюллер заявил, что такой подход отражает непонимание устройства церкви. Папа – не такой же епископ, как все, он главенствует над всеми, и Курия должна помогать ему, а не остальным иерархам, считает экс‑префект Конгрегации вероучения. Если учесть, что Франциск с самого начала настаивал на том, что он «всего лишь» епископ Рима, понятно, почему их пути с Мюллером разошлись.
Заявления о том, что Курия теперь станет bishop‑friendly, чуть ли не службой «одного окна» для епископов, звучат красиво. Но в них есть лукавство, и внимание на него обратили не только критики Франциска, но и вполне лояльные, доброжелательные комментаторы. Запрос на реформу Курии был по большому счету реакцией на засилье Госсекретариата при кардиналах Анджело Содано и Тарчизио Бертоне. Но в результате реформируются все остальные куриальные ведомства. Согласно проекту новой Конституции, их сможет возглавлять даже мирянин. Госсекретариат же по‑прежнему управляет всей жизнью внутри Курии, а не занимается только дипломатией, как хотелось бы некоторым зачинщикам реформ. И даже в новой куриальной жизни, при всей коллегиальности и соборности, ни одно важное дело «с мест» не попадет к папе в обход госсекретаря кардинала Пьетро Паролина и его ведомства. А сам Паролин, соратник папы, усилится невероятно. Его избрание деканом Коллегии кардиналов – должность формальная, но значимая при проведении конклава – и вовсе кажется делом времени. Известный ватиканист Джон Аллен, не без иронии комментируя роль Госсекретариата в новой Курии, привел цитату из итальянского писателя Джузеппе ди Лампедузы: «Все должно измениться, чтобы все осталось по‑прежнему».
комментарии(0)