Соскучившаяся по христианскому традиционализму английская молодежь всем сердцем тянется к архиепископу Джастину Уэлби (справа), известному консерватору. Фото со страницы Общины святого Ансельма в Twitter
На июльских сессиях в Йорке Генеральный синод Церкви Англии единогласно проголосовал за передачу Палате епископов контроля над созданием и деятельностью религиозных общин монашеского типа. Синод также одобрил «Канон № 40» – акт, который регулирует деятельность таких общин. Это означает, что Церковь Англии признала монашество впервые со времен Генриха VIII. Этот английский король, основатель Англиканской церкви, в XVI веке распустил в стране все монастыри, а их имущество забрал в казну. В XIX веке в Британии в связи с нарастанием популярности так называемого Оксфордского движения пробуждается интерес к монашеству. В 1841году появляется первый женский англиканский монастырь, а в 1866-м – первый мужской. В конце XX – начале XXI века растет влияние англиканских орденов за пределами Туманного Альбиона – в частности, в Канаде и Южной Африке, а в обиходе появилось понятие «новое монашество». Это общины мирян и клириков, живущие по монашеским уставам, но, в отличие от «старого монашества», свои обеты они соблюдают не так строго, допускают брак, не носят религиозных одежд и могут отказаться от выбранного ими пути.
Чисто юридически «Канон № 40» подразумевает, что «новое монашество» предполагает нахождение человека в общине, где его воспитывают в духе служения Евангелию. Члены таких общин строят свою жизнь в соответствии с уставом и образом жизни, которые являются для этого сообщества уникальными и специфическими. Для регистрации в Палате епископов община должна соответствовать формальным признакам, касающимся стандартов руководства, численности членов, финансов, обеспечения безопасности детей и социально уязвимых взрослых, принесения членами обетов и клятв, а желающему стать «новым монахом» необязательно принадлежать к Церкви Англии.
Схожие с монашеством общины существуют в Церкви Англии полтора столетия. Почему же церковь решила ставить их под свой контроль только сейчас? Как пишет Guardian, епископ Манчестера и председатель комитета церкви по связям с религиозными общинами Дэвид Уокер считает, что сейчас идет рост «монашеских» общин, им надо оказать официальную поддержку, предоставить руководство, структурировать. «Есть стремление людей к чувству принадлежности чему-то общему, в наше время люди ощущают себя совершенно разобщенными», – говорит Уокер. По словам епископа, англиканские общины нашего времени различаются по половым признакам, семейному положению членов, форме проживания, социальной направленности. В отличие от «старого монашества», значительная часть общинников живут отдельно друг от друга, а не в одном монастыре. У общины может быть свой особый род социального служения – к примеру, работа с молодежью в ночное время, когда юноши и девушки особо уязвимы. Некоторые сообщества существуют онлайн: совместно молятся через Skype, а встречаются друг с другом раз в год по возможности. Некоторые «новые монахи» все же проживают под одной крышей – молясь и трудясь вместе согласно уставу общины. Предполагается, что каждый неофит дает торжественное обещание верности и ответственности за своих братьев или сестер. Но эта клятва не тождественна пожизненному монашескому обету аскезы.
По данным Christian Today, в 2018 году была создана Община Древа жизни, предназначенная для христиан в возрасте от 20 до 35 лет. Ее члены должны быть одинокими, проживать совместно год, молиться три раза в день, вместе трапезничать и участвовать в волонтерских проектах. Настоятельница общины преподобная Рэйчел Беннетс утверждает: «У людей существует настоящий голод по подлинному, более глубокому, образу жизни». Относительно краткосрочный характер нового монашества, при котором большинство участников принимают обеты на один год, а не на всю жизнь, является одним из отличий от традиционного монашества. «Монашество – это серьезный вызов, а не путь для слабонервных. Члены общины, конечно, не собираются жить как отцы-пустынники, но в их жизни не будет развлечений». К примеру, в общине Беннетс и во многих других просят адептов отказаться от социальных сетей.
Самый известный «орден» такого типа – Община святого Ансельма. Она была основана в 2015 году лично главой Церкви Англии архиепископом Кентерберийским Джастином Уэлби для представителей самых разных христианских конфессий и располагалась в Ламбетском дворце Лондона – резиденции главы Англиканской церкви. Членами Общины святого Ансельма могли быть христиане и христианки в возрасте от 20 до 35 лет. Они должны были прожить вместе год, который, как считается в «ордене», «сформирует потом остаток их жизни». Членов в общине 28: 15 проживают в главной обители, 13 в других местах. Christain Times цитирует некоего Джейсона, который был членом общины в 2015 году, во время изучения им богословия в университете. Он рассказал, что день в обители состоит из учебы, служения и молитвы. «Утром вы просыпаетесь, завтракаете в тишине, проводите совместное чтение Библии, утреннюю молитву, час личной молитвы. Затем учитесь, проводите совместную евхаристию, отдыхаете и снова учитесь», – рассказывает Джейсон. Четверги и пятницы были посвящены благотворительности по всему Лондону, утро субботы отводилось спорту и уборке. Остаток субботы и все воскресенье – свободное время с определенными ограничениями.
Однако не только рост монашествующих общин подтолкнул Англиканскую церковь к их признанию. Как пишет Daily Telegraph, признание монахов и монахинь стало следствием озабоченности церковного руководства вопросами юридической защиты монашествующих англикан. Дело в том, что в мае с.г. многие общины стали фигурантами IICSA – Независимого расследования по фактам сексуального насилия над детьми. В IICSA, в частности, упоминается бывший епископ Глостера Питер Болл – основатель в 1960 году мужской Общины преславного вознесения, где Болл опекал мальчиков и юношей. Начиная с 2013 года бывшие члены общины стали сообщать о случаях педофилии в общине. Например, один бывший воспитанник сообщил в полицию, что Болл в 1969 году заставлял воспитанников мастурбировать перед ним и друг перед другом. В итоге Болл был лишен сана и осужден. Упоминается в отчете и преподобный Рой Коттон из Портсмута. Придя в священство из скаутских лидеров, он активно занялся духовным воспитанием мальчиков-подростков. В 1990‑х годах бывшие воспитанники Коттона обвинили его в сексуальных приставаниях. На следствии выяснилось, что первый случай мужеложства с несовершеннолетними был замечен за Коттоном еще в 1959 году, когда он руководил скаутами. После публикации майского IICSA Синоду Англиканской церкви предложили утвердить положение, которое бы защищало находящихся в «новом монашестве» детей и взрослых от домогательств со стороны их духовных наставников, и утвердить это положение в каноне о «новом монашестве».
Однако в целесообразности принятого «Канона № 40» многие сомневаются. Монахиня из Оксфорда Кэтрин Харви отметила, что канон ни к чему, так как число практикующих верующих в Великобритании резко падает. «Кажется ироничным, что Церковь Англии выбрала время для признания монашества именно тогда, когда мы находимся в упадке», – цитирует Харви Daily Telegraph. Тем не менее уже известно, что канон должен вступить в силу в 2020 году. Его еще доработают. Например, определят минимальное число адептов для каждой общины, чтобы общину зарегистрировали юридически. Церковь Англии собирается устраивать поверки религиозных общин раз в пять лет посредством церковных комиссий.
комментарии(0)