Идея независимости церкви появилась у Мило Джукановича едва ли не раньше идеи независимости государства. Фото с сайта www.predsjednik.me
«Мы будем защищать церковную собственность от черногорских властей ценой нашей жизни», – заявил от имени православных священников Черногории епископ Будимлянский Иоанникий (Мичович), викарий Черногорско-Приморской митрополии Сербской православной церкви (СПЦ). Иоанникий видит опасность в проекте закона о свободе совести и правовом статусе религиозных общин Черногории, внесенном в парламент страны президентом Мило Джукановичем. Согласно этому закону, если у религиозной общины нет документов и других доказательств права обладания недвижимым имуществом, то данное имущество отчуждается в пользу государства. Голосование по закону назначено на конец июня – начало июля. В СПЦ не без оснований полагают: парламент, который полностью подконтролен главе государства, одобрит закон в первом чтении.
В Черногории за 13 лет независимости страны не смогли выработать законодательных механизмов во взаимоотношениях государства с религиозными организациями. Отсутствие правовой базы множится на антагонизм между администрацией Джукановича и СПЦ. Церковь в 2006 году не поддержала отделение Черногории от Сербии, что дало повод Джукановичу называть Черногорско-Приморскую митрополию «длинными руками Сербии». В 2015 году священнослужители устроили протест против первой версии закона о религиозной собственности, заблокировав его принятие. Митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий (Радович) тогда заявил: власти с помощью этого закона хотят вернуть СПЦ к состоянию времен режима Иосипа Броз Тито. Во входившей в Югославию Социалистической Республике Черногория культовое имущество было социалистической, то есть государственной, собственностью. СПЦ в лице Иоанникия утверждает: Джуканович, бывший функционер Союза коммунистов Югославии, ведет себя по отношению к верующим «еще хуже, чем режим Тито».
У митрополии СПЦ нет выданных черногорским государством правоустанавливающих документов на храмы, часовни и монастыри, сказал «НГР» научный сотрудник Института славяноведения РАН Георгий Энгельгардт. «В Социалистической Федеративной Республике Югославия эти объекты принадлежали государству, которое разрешало священникам и монахам пользоваться культовыми сооружениями, – пояснил эксперт. – После распада Югославии и отделения Черногории от Сербии митрополия СПЦ распоряжается церковной недвижимостью из негласной презумпции, что церковь владеет этим испокон веков. В самом деле, никому из черногорцев в голову не приходило проверить, есть ли у митрополии документы на ее храмы и монастыри. Новый закон Черногории сводит этот устный договор к нулю. По новому закону культовое имущество оформляется как собственность государства с правом государства предоставлять данное имущество в пользу той или иной религиозной организации. Данный закон – легитимный инструмент для передачи церковной собственности в распоряжение непризнанной Черногорской православной церкви. В ЧПЦ почти нет своих храмов, как и нет верующих. С духовенством тоже большие проблемы. Как только закон о религиозном имуществе заработает, Джуканович может помогать ЧПЦ за счет давления на Сербскую церковь. Государство с помощью этого закона сможет шантажировать СПЦ и насчет имущества, и по другим вопросам».
Еще в 2015 году Социал-демократическая партия Черногории (СДПЧ), встретив отпор Сербской церкви по закону о культовом имуществе, потребовала от Джукановича, чтобы тот усилил поддержку ЧПЦ и тем самым лишил СПЦ «прав гражданства» в Черногории. СДПЧ, традиционно антисербская и проевропейская партия, вместе с возглавляемой Джукановичем Демократической партией социалистов (ДПС) образует правительственную коалицию. Интересно, что СДПЧ «родилась» одновременно с ЧПЦ – в 1993 году. 31 октября 1993 года СДПЧ, Либеральный союз Черногории и Черногорское федералистское движение провели в Цетинье митинг против президента Сербии Слободана Милошевича и за отделение Черногории от Сербии. На этом же митинге была учреждена ЧПЦ. Главу непризнанной церкви митрополита Михаила (Мираша Дедеича) сербские СМИ считают проводником политических и экономических интересов лидера СДПЧ Ранко Кривокапича – бывшего спикера парламента Черногории, ныне председателя Парламентской ассамблеи ОБСЕ. Джуканович, вдохновившись примером Православной церкви Украины (ПЦУ), хочет добиться получения Черногорской церковью автокефалии через томос Константинопольского (Вселенского) патриарха Варфоломея (подробнее в «НГР» от 15.01.19).
Связи ЧПЦ с ПЦУ усугубляются еще и тем, что единственным православным иерархом, который признал ЧПЦ, является почетный патриарх Киевский Филарет (Денисенко).
8 июня с.г. Джуканович подтвердил свой курс на создание автокефальной церкви на митинге ДПС в городе Никшич. «Остался еще один важный шаг, которым мы также исправим большую несправедливость, учиненную Черногории в начале ХХ века. Мы возродим Черногорскую автокефальную церковь», – пообещал он. Джуканович на митинге высказался насчет законопроекта об имуществе религиозных объединений: «Сербская православная церковь хочет и дальше пользоваться тем, что, согласно Конституции Черногории, ей не принадлежит». Президент Черногории обвинил СПЦ в том, что она «препятствует созданию в Черногории правового государства».
Митрополит Амфилохий публично обвинил президента в «патриарших» амбициях. Фото Reuters |
«Сомнительно, чтобы Джуканович – атеист и бывший коммунист, сам стал предстоятелем автокефальной Черногорской церкви, – сказал «НГР» доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ Вадим Трухачев. – С другой стороны, история Черногории знает династию князей Негошей-Петровичей, которые были и светскими монархами, и церковными иерархами. Негоши-Петровичи жили мирской жизнью, рожали наследников престола, а ближе к старости принимали постриг и уходили в церковное служение – при этом не оставляя государственных дел. Возможно, Джуканович – фактически абсолютный монарх в Республике Черногория – мнит себя новым Негошем-Петровичем. Автокефальная церковь Черногории – личный проект Джукановича, который он начал пестовать еще до того, как в 2006 году Черногория отделилась от Сербии. На практике Джуканович делает то же самое, что мы видим в Украине. Как в Киеве называют каноническую Украинскую православную церковь «агентом Кремля», так и Джуканович обвиняет Черногорскую митрополию в работе на сербские спецслужбы. Ведя Черногорию в Евросоюз и НАТО, Джуканович укрепляет и свой личный церковный проект. О поддержке этого проекта он ходатайствует в США и Константинопольском патриархате».
3 июня с.г. делегация СПЦ во главе с патриархом Сербским Иринеем встречалась в Cирии с президентом Башаром Асадом и главой Антиохийской православной церкви и всего Востока патриархом Иоанном X. Церковные иерархи из Сербии посетили пострадавшие в ходе военных действий православные святыни Сирии. Глава СПЦ поблагодарил Асада за то, что президент Сирии поддерживает Сербию. «Сирия и Сербия стали жертвами вмешательства иностранных государств, которые хотят уничтожить суверенитет и социальную структуру наших стран», – цитирует Асада сирийское информагентство SANA.
«Глава МИД самопровозглашенной Республики Косово Беджет Паколи после визита сербских иерархов в Сирию назвал Иринея военным преступником, который благословляет военных преступников, – говорит Вадим Трухачев. – Под последними Паколи имел в виду Башара Асада, Слободана Милошевича, Радована Караджича, Ратко Младича. Реакцию Паколи можно считать недружественным сигналом Косово властям Сербии и Черногории. В Косово, когда отправляли этот сигнал, рассчитывали на обострение конфликта между Сербской церковью и Мило Джукановичем. Стабильность режима Джукановича строится на хороших отношениях с режимом Хашима Тачи в Косово».
«Черногорская церковь – антисербская и проалбанская, если можно так сказать, – продолжает эксперт. – Возможно, что она из неканонической православной церкви превратится в греко-католическую. Со стороны Хорватии давно идет пропаганда версии, что сербы в Средние века якобы насильно обратили черногорцев из католичества в православие. Что интересно, албанские националисты тоже утверждают, что сербские православные монастыри в Косово на самом деле католические. У Черногории и Косово общая граница, а сама Черногория граничит с католическим миром. Можно прогнозировать, что церковный проект Джукановича преобразуется в проект по сближению Черногории с Хорватией. Появись на свет Черногорская церковь, ни одна поместная православная церковь ее не признает. Мираш Дедеич в куда худшей ситуации, чем Филарет (Денисенко): Константинопольский патриарх Варфоломей в 90-х годах запретил Дедеича в служении. Признав Православную церковь в Украине, Константинополь испортил свои отношения с православным миром. Если томос Констанопольского патриарха получат еще и черногорцы, то здесь для Константинополя ситуация еще ухудшится. В случае, когда черногорские автокефалисты уйдут «под Ватикан», будут и волки сыты, и овцы целы».
Мило Джуканович – признанный мастер головоломных политических кульбитов, рассуждает Георгий Энгельгардт. «Хватит ли у Джукановича таланта для амплуа церковного лидера – интересный вопрос. Другое дело, что Мираш Дедеич не популярен и в самой ЧПЦ. Власти Черногории давно обдумывали вариант замены Дедеича на бывшего епископа Дуклянской епархии ЧПЦ Льва Лайовича, выпускника богословской академии Киевского патриархата. Власти Черногории просчитывают разные варианты кадровых подвижек внутри ЧПЦ. Осложняется это тем, что найти в ЧПЦ не замешанных в компромате людей крайне сложно», – резюмирует эксперт.
комментарии(0)