0
6867
Газета Тенденции Печатная версия

14.05.2019 18:11:00

Откажется ли Запад от церковного налога

Почему членство в религиозных организациях оплачивают даже неверующие

Ольга Позняк
Магистр религиоведения

Об авторе: Ольга Сергеевна Позняк – социолог, религиовед.

Тэги: церковный налог, западная европа, финляндия, швейцария, соцопросы


церковный налог, западная европа, финляндия, швейцария, соцопросы Фото Carsten Koall/Getty Images

В нескольких странах Западной Европы собирают так называемый церковный налог от имени официально признанных религиозных организаций, взимая его в ряде случаев со всех зарегистрированных членов. Эти платежи доходят до миллиардов евро в год и служат крупнейшим источником дохода для духовных учреждений. Но сторонники раздельного существования церкви и государства утверждают, что подобная система нарушает свободу совести, и призывают к ее отмене.

В связи с этим возникает ряд вопросов. Готовы ли европейцы отказаться от финансовой поддержки организованной религии? Почему многие люди продолжают платить церковный налог, но при этом редко посещают богослужения? Провоцирует ли секуляризацию подобная практика?

На эти вопросы попытались ответить сотрудники Pew Research Center (США), чье новое исследование посвящено церковному налогу в Западной Европе. Оказалось, что существенная доля европейского населения по-прежнему поддерживает традицию уплаты налогов религиозным учреждениям в странах, где это установлено законом. В шести государствах Европы с обязательным взносом на членов основных христианских церквей (а в некоторых случаях и на другие религиозные группы) большинство населения утверждает, что платит его. Так, в Дании его выплачивают 80% граждан, в Австрии – 76%, в Швейцарии – 74%, 71% граждан Германии и Финляндии также продолжают следовать этой традиции. Аналогично поступают 68% населения Швеции.

Некоторые европейцы перестают платить церковный налог, но исследователи пришли к выводу, что массового отказа не наблюдается. В Швейцарии только 8% респондентов утверждают, что платили налог ранее, затем отказались, 10% населения перестали выплачивать его в Австрии и Дании, 11% отказались от этого бремени в Германии. Заметно больше граждан такое решение приняли в некоторых северных странах: 18% в Швеции и 20% в Финляндии. От 8 до 18% жителей рассматриваемых шести стран данный взнос никогда не выплачивали.

Сотрудники центра также узнали, планируют ли европейцы отказаться от выплаты церковного налога в будущем. Результаты показали, что большинство граждан в обозримом будущем не собираются изменять данной практике. 88% опрошенных в Дании и 87% в Финляндии заявили, что вряд ли откажутся от уплаты налога, аналогичным образом ответили 78% участников опросов в Германии и Швеции, 77% опрошенных в Австрии и 72% в Швейцарии. «Скорее всего» или «возможно» перестанут выплачивать взнос церквам 26% швейцарцев, 22% австрийцев, 21% жителей Германии, 20% шведов, 11% финнов и 10% датчан.

Большинство тех, кто регулярно отчисляет деньги общинам, – христиане. В Дании и Швеции 22 и 32% плательщиков определили себя как религиозно не аффилированные граждане. В Финляндии к этой категории отнесли себя 7% тех, кто платит налог, а также 6% в Германии, 4% в Швейцарии и 3% в Австрии. В этих странах 2–4% выплачивающих налог принадлежат к последователям других религий. Среди «отказников» религиозно не аффилированных граждан гораздо больше, но и некоторые христиане предпочитают не выплачивать налог: 34% в Финляндии, 32% в Австрии, 24% в Швеции, 23% в Дании, 20% в Германии и 17% в Швейцарии. Среди неплательщиков в этих странах около 4–17% принадлежат к представителям других религий.

То, что религия занимает важное место в их жизни, заявили 60% плательщиков налога в Австрии. Аналогичный ответ дали 58% плательщиков в Швейцарии и Германии, а также 44% в Финляндии. А вот в Швеции и Дании эту позицию разделяют всего 29 и 28% из них. Выяснилось, что существенная часть выплачивающих налог граждан редко появляются на богослужениях. Раз в год или реже посещают церковь 46% плательщиков в Швейцарии, 52% в Австрии, 54% в Германии, 63% в Швеции, 69% в Дании и 81% в Финляндии.

Результаты социологов показали, что многие из плательщиков поддерживают принцип отделения церкви от государства. В Швейцарии 48% из них полагают, что религия должна быть отделена от политики. Так же считают 50% плательщиков в Австрии и 52% в Германии, с еще большей охотой ратуют за такое положение дел выплачивающие налог в северных странах: 74% в Финляндии, 75% в Дании и 77% в Швеции.

Насколько же активно выплачивается церковный взнос в тех странах, где он взимается на добровольной основе? Исследователи опросили жителей Португалии и Испании. Оказалось, что в этих странах налог платит меньшинство: в Испании доля плательщиков составляет 27%, а в Португалии – 14%, при этом в Испании ежемесячно посещают церковь 23% жителей по сравнению с 36% в Португалии. Впрочем, авторы исследования отмечают, что в Португалии люди гораздо более критично относятся к церкви, чем в Испании. 56% плательщиков налога в Португалии полагают, что церкви и другие религиозные организации слишком озабочены деньгами и властью, с этим согласились 26% плательщиков в Испании. 41% выплачивающих налог в Португалии считают, что церкви слишком вовлечены в политику. В Испании 28% разделяют это мнение.

Почему же налог продолжают платить люди, редко посещающие храм, желающие отделения церкви от государства и не придерживающиеся высокого мнения о религиозных организациях? По мнению исследователей, одно из возможных объяснений заключается в том, что в странах с обязательным церковным налогом люди обычно входят в списки церквей при крещении и они должны официально отказаться от регистрации в религиозной организации. Формальный уход из церкви и отказ от части своей идентичности требуют слишком много психологических усилий, поэтому многие удерживаются от этого шага, даже если они не веруют. К тому же европейцы склонны рассматривать религиозные учреждения как организации, оказывающие социальные услуги, помогающие нуждающимся.

По мнению исследователей Pew, не наблюдается очевидной связи между наличием обязательного церковного налога в стране и секуляризацией, хотя некоторые социологи предполагают, что дополнительная фискальная нагрузка может быть одним из факторов, отталкивающих людей от религии. Социологи не обнаружили доказательств того, что в странах Западной Европы, где взимается подобный налог, снижение числа христиан происходит быстрее, чем в тех, где такого налога нет. В странах, где церковный взнос взимается, с христианством идентифицирует себя от 52% (Швеция) до 80% (Австрия) населения, доля христиан в Дании составляет 65%, 71% – Германии, 75% – Швейцарии, 77% – Финляндии. В странах Западной Европы, где не взимается налог, в том числе и добровольный, доля христиан примерно такая же – от 41% в Нидерландах до 80% в Ирландии, в Норвегии она составляет 51%, Бельгии – 55%, Франции – 64%, Великобритании – 73%. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Рост цен идет как по маслу

Рост цен идет как по маслу

Анастасия Башкатова

Некоторые продукты дорожают на десятки процентов в годовом выражении

0
2905
Росстат отметил опережающий рост цен на продовольствие...

Росстат отметил опережающий рост цен на продовольствие...

Михаил Сергеев

Социологи зафиксировали увеличение трудовой нагрузки

0
3917
Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
5548
Системные политсилы укачивает электоральными рейтингами

Системные политсилы укачивает электоральными рейтингами

Дарья Гармоненко

ЛДПР – партия Жириновского по указу президента, Миронов тоже получил одобрение сверху

0
2277

Другие новости