Хотя Одессу основал католик Ришелье, присутствие в городе Римской церкви почти незаметно. Фото Романа Храмовника/PhotoXPress.ru
Кардинал и нунций папы Римского Клаудио Гуджеротти совершил в одесском католическом храме Апостола Петра мессу в честь присвоения храму почетного статуса базилики. Одесский храм – отныне третья по счету базилика в Украине.
Всего в Одессе четыре действующих католических прихода, расположенные в небольших по размеру храмах. Для города, чьими основателями были католики Хосе де Рибас и Арман дю Плесси Ришелье и где история католического присутствия насчитывает более двух веков, это незначительно. Знаменитые в старину многочисленные и богатые костелы Одесской области были закрыты и разрушены в годы советской власти. Независимое украинское государство не спешило помогать католикам с реституцией и реставрацией их имущества. Более того, в августе 2018 года мэрия отдала историческое здание католического училища в Приморском районе города под строительство большой мечети – пятой по счету в городе. С этой целью памятник архитектуры, отданный в 1930-х годах под детский сад, будут сносить. В годы «безбожных пятилеток» был разрушен находившийся рядом с этим памятником храм Святого Климента, в ведении которого было училище. В 90-х годах из некогда богатого наследия костела городские власти отдали католикам только бывший дом притча – ныне монастырь Отцов паллотинов.
В 2017 году в Одессе освятили грекокатолический храм Вознесения Господня, третий по счету, а как отдельно стоящий – первый. Остальные два оборудованы в жилых домах. Украинская грекокатолическая церковь (УГКЦ) получила в Одессе очередной приход благодаря помощи украинской диаспоры из США и Канады, на деньги которой было выкуплено для перестройки помещение магазина стройматериалов. Грекокатолики (иначе: униаты) просили у мэрии под храм отдельный участок земли, но власти отказали.
Бюрократическо-монетаристский подход украинских чиновников к религиозным вопросам приводит к курьезам вроде того, что случился в начале марта с.г. во Львове. Храм Сретения Господня, который в течение последних 17 лет делили католики и униаты, в начале марта с.г. отошел к Православной церкви Украины (ПЦУ). Началось все с внезапно возникшего конфликта между двумя братскими общинами храма. В 2016 году Львовское архиепископство Римско-католической церкви (РКЦ) попросило госсекретаря Ватикана Пьетро Паролина содействовать в процессе полной реституции храма. Архиепископство УГКЦ не возражало: храм был построен в XVII веке как католический. Однако прихожане-униаты возмутились и стали вступать в конфликты с прихожанами-католиками. Ситуация усугубилась, когда руководство УГКЦ «для успокоения обстановки» удалило из храма своего священника. В ответ прихожане стали совершать богослужения сами, требуя вернуть своего прежнего пастыря и не назначать нового. Как сообщают львовские СМИ, в состав ПЦУ храм перевел лидер униатской общины храма – декан заочного факультета Львовской академии печати Игорь Барановский. Дать комментарий для «НГР» Барановский отказался, сославшись на «большую загруженность работой».
Перевод храма латинского обряда в ПЦУ произошел с молчаливого согласия муниципалитета и по не совсем прозрачной с юридической точки зрения схеме. Приход как церковную единицу УГКЦ юридически ликвидировала еще в феврале с.г. – под предлогом того, что в храме «не служат грекокатолические священники». О переходе в ПЦУ заявило в марте возглавляемое Барановским объединение «Религиозная община Украинской грекокатолической церкви прихода Сретения Господа нашего Иисуса Христа». Такое юридическое лицо в госреестре Украины не значится, следовательно, в права собственности на храм вступать не могло.
Глава ПЦУ митрополит Киевский Епифаний (Думенко) отказывается принимать приход под свой омофор, о чем официально сообщил в начале марта руководитель пресс-службы ПЦУ архиепископ Евстратий (Зоря). Но в одно из первых воскресений марта в храме появился архиепископ Дрогобычский от ПЦУ Иаков (Макарчук) вместе со священником, который с благословения Иакова совершил в храме богослужение.
Во время евромайдана католики и грекокатолики действовали вместе – на стороне протестующих, напомнил «НГР» ведущий эксперт Киевского центра политических исследований и конфликтологии Андрей Видишенко. «УГКЦ и РКЦ нечего делить. Кроме денег и собственности, и, как я полагаю, конфликт в львовском приходе – тот самый случай, – рассказал эксперт. – Западная Украина традиционно бедный регион. Кто там распоряжается деньгами в религиозной сфере, тот имеет доступ к местной большой экономике, следовательно, к муниципальной политике, вплоть до уровня мэрии Львова и администрации губернатора. Муниципальные чиновники решают вопрос в пользу той или иной религиозной организации исходя из фактора личной финансовой выгоды. В Одессе мечетей стало больше, чем костелов, потому что там в 90-х годах резко выросло число иммигрантов-мусульман. Этнические католики, наоборот, покинули регион из-за кризиса в экономике, роста преступности и других причин».
Анализируя львовский конфликт, Видишенко сказал: «Перевод прихода в ведение ПЦУ – следствие повышенного внимания президента Украины к этой институции. Считается, что раз Петр Порошенко за ПЦУ, то у этой церкви неограниченный финансовый, политический и силовой ресурс. Сама ПЦУ – попытка властей монополизировать культурное пространство ради коррекции самосознания граждан по образу «майдана».
К переходу львовского костела в ПЦУ могла приложить руку местная администрация, сказал «НГР» директор украинского Института политического анализа и международных исследований Сергей Толстов: «Наблюдая конфликт, чиновники приняли «соломоново решение» – наказали и РКЦ, и УГКЦ, и заодно угодили начальству в Киеве. Муниципалитетам сверху поставлена задача – в сжатые сроки добиться перехода наибольшего количества приходов и их имущества в ПЦУ, вне зависимости от принадлежности отчуждаемого в пользу ПЦУ прихода. Отношения между римо- и грекокатоликами в Западной Украине и других регионах всегда были ровные. Национальный фактор – то, что, скажем, католики – это поляки или венгры, а униаты – украинцы, роли не играет. Приходы РКЦ есть в Киеве, Житомире, Одессе – по всей Украине».
Трения между римо- и грекокатолической общиной в Украине были и раньше, сказал «НГР» замруководителя Центра украинистики и белорусистики МГУ им. Ломоносова Богдан Безпалько. «Но они касались не догматики и обрядов, а политических и национальных устремлений грекокатоликов. Построенный в начале нулевых в Киеве храм УГКЦ служил символом того, что уния впервые шагнула за Днепр. УГКЦ в лице своего руководства обладала значительными амбициями – к примеру, претензиями на патриаршество, что не находило понимания в Ватикане. УГКЦ, если судить по заявлениям и действиям ее руководства и руководства ПЦУ, идет на сближение с ПЦУ. Скорее всего многих не устраивает «слишком медленный» темп этого сближения. Возможно, ПЦУ, в свою очередь, создана для тех регионов Украины, которые не могут воспринимать унию с Ватиканом. В остальном вряд ли стоит ожидать между УГКЦ и РКЦ конфликта, даже на почве героизации в Украине грекокатоликов из ОУН-УПА (запрещена в России. – «НГР»), которые резали на Волыни поляков».
В контексте взаимоотношений ПЦУ с паствой папы Римского стоит напомнить: в начале марта с.г. Синод ПЦУ отказал главе УГКЦ верховному архиепископу Святославу Шевчуку в совершении в апреле с.г. богослужения в Софии Киевской (см. «НГР» от 05.03.19). Почетный патриарх Киевский Филарет (Денисенко) счел, что грекокатолическая служба в Софии – «это похоже на то, если бы кто-то из православных предстоятелей совершил литургию в соборе Апостола Петра в Риме».
комментарии(0)