Архиепископ Святослав Шевчук пока не может преодолеть сопротивление почетного патриарха Филарета. Фото с сайта www.ugcc.ua
Министерство культуры Украины удалило со своего сайта информацию о разрешении Украинской греко-католической церкви (УГКЦ) совершить в Софии Киевской богослужение на праздник Богоявления, 7 апреля. Как сообщает информагентство «Укринформ», ведомство опубликовало сообщение для СМИ: «Собор может использоваться для проведения богослужений или других мероприятий исключительно в дни выдающихся государственных или церковных событий по письменному разрешению Минкультуры Украины. На сегодня Министерство культуры не предоставляло УГКЦ ни одного разрешения на богослужения в Софийском соборе и считает, что осуществление подобных мероприятий наносит непоправимый вред памятнику всемирного наследия ЮНЕСКО». Однако в настоящее время и этот текст на сайте Минкультуры отсутствует.
Собор Святой Софии – часть государственного музея-заповедника «София Киевская». Согласно украинскому законодательству, по разрешению Минкультуры религиозные организации Украины могут совершать таинства в относящихся к заповеднику храмах. В соборе Святой Софии в 90-х годах разрешали совершать богослужения по праздничным дням Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП). Также у стен Софийского собора с лета 1995 года находится незаконно сооруженная там могила главы Киевского патриархата Владимира (Романюка). 18 июля 1995 года хоронившие Романюка члены запрещенной в России УНА-УНСО самовольно выдолбили в асфальтовом покрытии Софийской площади яму и поместили туда гроб. Позже над могилой был установлен мраморный памятник. Юридически статус могилы Владимира до сих пор не определен. Возле этого «самостроя» 3 февраля с.г. митрополит Киевский Епифаний (Думенко) отслужил заупокойную литию по Владимиру – накануне своей интронизации в чине главы Православной церкви в Украине (ПЦУ). Интронизацию Епифания ПЦУ тоже провела в Софии Киевской.
УГКЦ не совершала богослужений в Софии. Грекокатолики в столице Украины служат в колокольне разрушенной в 1935 году православной церкви Николы Доброго на Подоле и в построенном в 2004 году на левом берегу Днепра Патриаршем центре УГКЦ. Но, как заявил в конце февраля глава грекокатоликов верховный архиепископ Святослав Шевчук, УГКЦ отправила запрос на имя главы Минкультуры Евгения Нищука с просьбой разрешить богослужение в Софии на праздник Богоявления. «Я получил уведомление от министра культуры, что мы можем провести божественную литургию в соборе Софии Киевской, – заявил Шевчук 17 февраля. – Мы сделаем все возможное, чтобы все могли принять участие в этой литургии». В конце января, в 101-ю годовщину провозглашения Украинской народной республики, Шевчук посвятил Софии Киевской пастырское послание «Наша София», в котором сказано: «София Киевская – христианский фундамент украинского народного бытия. Собор по сей день является красноречивым символом первичной целостности и полноты единой и неделимой Киевской церкви». УГКЦ считает себя прямой наследницей основанной в X веке Киевской митрополии.
Почетный Киевский патриарх Филарет (Денисенко) претензии УГКЦ на Софию Киевскую расценил негативно. В своем письме к Шевчуку Филарет попросил грекокатоликов отказаться от намерения служить в Софии, так как, по словам Денисенко, «это вызовет протест со стороны православных украинцев». Филарет подчеркнул, что униатскую службу в православной святыне Киева «может использовать Россия с целью провокации против украинского народа».
«Филарет был и остается убежденным противником униатской экспансии в Украине, – сказал «НГР» украинский политолог Владимир Скачко. – В конце 90-х – начале нулевых он выступал против строительства в Киеве униатского собора, сказав: «Нога униата в Киеве не стояла и стоять не будет». В то же время УПЦ МП во главе с ныне покойным Владимиром (Сабоданом) высказывала расположение к грекокатоликам. Идеологом сближения УПЦ МП с униатами был Александр (Драбинко), личный секретарь Владимира, ныне перешедший в ПЦУ. Санкция Минкультуры на проведение в Софии униатской службы укладывается в навязываемый светскими властями Украины тренд по созданию единой поместной украинской церкви. Возможно, посредством сплетения униатских канонов с православными на базе ПЦУ будут создавать новую версию Греко-католической церкви. Раз не получается признать ПЦУ остальными поместными церквами, остается только сливать ПЦУ с УГКЦ. Грекокатоличество в отличие от Киевского патриархата – признанная в Украине традиция с четырехсотлетней историей. Если так случится, что ПЦУ сольется с УГКЦ, то признание ПЦУ потребуется только от папы Франциска. Сто процентов, что в Ватикане сразу согласятся. Чем больше украинцев станут католиками, тем лучше для Ватикана. Римокатолики содействовали евромайдану, а духовным наставником будущего папы Франциска был кардинал-украинец Степан Чмиль. С ПЦУ как возможной частью Римско-католической церкви православный мир сможет вступать в дипломатические и иные отношения. С формально православной ПЦУ остальные православные иерархи таковых отношений заводить не желают».
31 марта в Украине выборы президента, напоминает Скачко. «Возможно, что тема взаимоотношений православных с униатами будет активно эксплуатироваться политтехнологами из команд всех кандидатов в президенты, – предположил эксперт. – Из всех кандидатов искренне симпатизирует униатам разве что кандидат от националистов Руслан Кошулинский – он сам униат. Борец за автокефалию Петр Порошенко ранее крестил в храмах УПЦ МП детей своих многочисленных кумовьев. Юлия Тимошенко прекрасно понимает, что религиозная возня в случае чего ударит прямо по ее политическому имиджу. Тимошенко – кавалер орденов УПЦ МП и Иерусалимской православной церкви, и при этом еще и ордена Киевского патриархата. Она и раньше, и сейчас вынуждена говорить, что «независимая Украина должна иметь независимую церковь», потому что это выгодный политический тренд. Как только тренд исчерпается, Тимошенко, как и остальные кандидаты, про свои слова забудет».
По мнению руководителя Религиозно-информационной службы Украины Тараса Антошевского, создание ПЦУ под омофором Константинополя стало шагом к сближению православия и католичества в Украине. «Братские отношения были проблемой, пока в Украине существовали Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ) и Киевский патриархат. С церквами, не имеющими канонического признания, католики не могут входить в принятый формат экуменического диалога, соучаствовать в совместных дискуссиях, блоках. УАПЦ и Киевский патриархат в силу своего статуса не могли представлять Украину на международном уровне. После создания ПЦУ этот диалог стал возможен», – сказал «НГР» Антошевский.
По словам эксперта, претензии Филарета к желанию УГКЦ совершить богослужение в Софии несостоятельны. «Патриарх Варфоломей признал Филарета в сане митрополита, а сам Филарет называет себя патриархом. Но в митрополии, коей является ПЦУ, не может быть патриарха. По моему мнению, непонятная ситуация с грекокатолической службой в Софии связана с тем, что не завершен процесс регистрации ПЦУ и ликвидации Киевского патриархата как юридических лиц. Грекокатолики еще видят, что Филарет по-прежнему остается представителем старой гвардии украинских иерархов – выпускников советских еще духовных семинарий и академий Московского патриархата. Эта старая гвардия считает себя представителями единственной в Украине государственной церкви. А Министерство культуры Украины, которое сначала дает разрешение на службу в Софии и сразу же его аннулирует, сообразует свои действия с позицией Филарета. В Минкультуры почему-то не учли, что Украина – светское государство, а София не храм одной религии, а музей».
«Филарету, как и в советские годы, не по нраву, что грекокатолики будут служить в Софии, – заявил «НГР» директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский. – Но ему грех жаловаться: он стоял во главе ухода Украины от канонического православия. Совершенно логично сближение ПЦУ с УГКЦ, происходящее на фоне передачи западным институтам государственного суверенитета Украины. В Конституцию Украины в этом году внесли поправку о том, что цель страны – членство в Евросоюзе и НАТО. Одна из целей УГКЦ – получить если не полный контроль, то право распоряжаться активами УПЦ МП, в частности Софией».
На этом фоне появилось сообщение, что один из приходов УГКЦ во Львове в начале марта перешел в юрисдикцию ПЦУ.
комментарии(0)