0
4791
Газета Тенденции Печатная версия

05.03.2019 16:40:00

РПЦ не оставляет альтернатив для русской эмиграции

Бывший экзархат вышел из подчинения Константинополю и рассматривает московский вариант

Тэги: рпц, европа, русские приходы, рпцз, патриарх кирилл, архиепископия, синод, варфоломей, экзархат, религия, общество, православие


4-12-1_t.jpg
Иоанн (Реннето) – единственный епископ бывшего
русского экзархата в Западной Европе.
Фото с сайта www.orthodoxie.com
Архиепископия православных приходов русской традиции в Западной Европе окончательно решила выйти из подчинения Константинопольскому патриархату и рассматривает вариант возвращения под омофор Русской православной церкви. На общем епархиальном собрании, которое прошло в Париже 23 февраля, за роспуск бывшего экзархата выступило лишь 15 делегатов. А 191 из 206 присутствующих проголосовали за сохранение нынешнего юридического статуса архиепископии.

Правда, вопрос юрисдикции пока остался открытым, и решать его представители приходов русской традиции в Западной Европе будут на следующем собрании в июне 2019 года. Пока наиболее определенное предложение поступило от РПЦ. За него выступил бывший глава Западноевропейского экзархата русских приходов архиепископ Хариупольский Иоанн (Реннето). «Архиепископия должна вернуться к своим духовным истокам и принять предложение Московского патриархата о предоставлении ей юрисдикции РПЦ», – заявил он, пояснив, что, несмотря на то что «еще ничего не решено», но «диалог потихоньку выстраивается», и если Московский патриархат предоставит хорошие условия, то «проблема будет решена».

Напомним, что вот уже три месяца приходы русской традиции находятся в «подвешенном состоянии». 27 ноября 2018 года Константинопольский (Вселенский) патриарх Варфоломей отозвал томос, согласно которому архиепископия имела отдельный территориально-правовой статус экзархата, и предложил приходам влиться в греческие митрополии тех стран, в которых расположены, что означает самоликвидацию и утрату русской идентичности.

В московском предложении, зачитанном на ассамблее архиепископии по поручению патриарха Московского и всея Руси Кирилла, говорится, что «Русская православная церковь всегда воспринимала как временное явление утрату полного единства с церковным уделом в Западной Европе, находившимся некогда под омофором блаженнопочившего митрополита Евлогия (Георгиевского. – «НГР»). Это разделение было порождено скорбными обстоятельствами – гонениями на церковь в России, ее несвободой». Однако сейчас РПЦ «с радостью готова восстановить свое материнское попечение». Предполагается, что в состав Московского патриархата архиепископия войдет «в исторически сложившейся совокупности ее приходов, монастырей и церковных учреждений», включая всех желающих клириков, и во главе с архиепископом Иоанном (Реннето). РПЦ также гарантирует полное сохранение «исторического наследия архиепископии, ее традиций и особенностей епархиального и приходского управления». Избрание архиереев будет осуществляться в соответствии с уставом архиепископии. Московский патриархат будет обладать правом лишь «одобрять список кандидатов и вносить дополнительные предложения». Если приходы все-таки решатся выбрать юрисдикцию РПЦ, то все архиереи архиепископии приобретут права членов Поместного и Архиерейского соборов Русской православной церкви, а «решения Синода будут действовать в архиепископии с учетом особенностей ее управления». При этом есть также вероятность, что архиепископия не будет участвовать в разрыве евхаристического общения между Москвой и Константинополем.

Документ, подписанный руководителем Управления Московской патриархии по зарубежным учреждениям архиепископом Антонием (Севрюком), вызвал бурные обсуждения. «Если открыть устав РПЦ, то в длинном списке экзархатов, митрополичьих округов и прочего нет никакого упоминания об архиепископиях. РПЦ структур с таким названием не знает. Однако в письме архиепископу Хариупольскому Иоанну от 21 февраля звучат слова о том, что архиепископия будет принята и т.д. и т.п. Здесь одно из двух: автор письма или сам плохо знает устав, или намеренно умалчивает о том, что войти в состав РПЦ в качестве архиепископии просто нельзя. И насколько тогда можно доверять прочим обещаниям?» – таким вопросом задается в соцсетях бывший ответственный редактор «Журнала Московской патриархии» Сергей Чапнин. Заместитель управляющего делами и руководитель контрольно-аналитической службы Московской патриархии епископ Зеленоградский  Савва (Тутунов) также через социальные сети ответил, что «синодальное постановление, принятие которого предлагалось, является публичным актом, который подтверждается подписанным указом или выпиской».

Дискуссия приобрела такой накал, что непосредственные участники парижской ассамблеи начали чуть ли не оправдываться в рассмотрении предложения РПЦ. «Другие варианты, кроме Москвы и РПЦЗ, действительно всерьез не обсуждались, потому что румыны и американцы (Румынская православная церковь и Православная церковь в Америке. – «НГР») отказались вести официальные переговоры до ответа архиепископии Константинополю. То есть до 23 февраля. Очевидно, чтобы у них самих «чубы не затрещали». Голосовать по московскому варианту в субботу никто не предлагал, потому что окончательного варианта даже с Москвой еще не выработано. Есть «черновик» – это письмо архиепископа Антония. Но голосование может быть не по черновику, а по окончательной версии того «синодального и патриаршего деяния» (чтобы не сказать – томоса), который предполагается потом подписывать», – написал в соцсети клирик иерусалимского храма Гроба Господня и диакон русской архиепископии в Западной Европе Александр Занемонец, добавив, что «одновременно с этим все остальные варианты остаются открытыми». «Хотя, как кажется, всерьез воспринимается – кроме варианта Русской церкви – разве что вариант разойтись по греческим митрополиям. Лично владыка Иоанн (Реннето) – сторонник московского варианта. Думаю, что из чисто прагматических соображений: в случае запрета из Константинополя русский вариант остается единственным», – заключил Занемонец. 

27 февраля в Нью-Йорке состоялось заседание синода РПЦЗ, на котором присутствовала делегация от архиепископии. Гости рассказали о создавшемся положении, однако неизвестно, обсуждался ли переход под омофор РПЦЗ.

Александр Зенемонец также пояснил «НГР», что сейчас у архиепископии только один епископ – Иоанн (Реннето). Константинополь делал все для того, чтобы у русского экзархата больше не было архиереев. «В последние годы Константинопольский патриархат пытался давить на нас, не давая, например, викарных епископов. И получалось, что на всю архиепископию у нас есть один замечательный владыка, которому при этом без малого 76 лет. У нас давно была насущная необходимость в том, чтобы было хотя бы два викарных архиерея. Константинополь, с одной стороны, этого не отрицал, но все кандидатуры, которые мы предлагали, отклонял по самым разным причинам. На самом деле Вселенский патриархат не хотел, чтобы у нас было несколько епископов», – отметил диакон.

Существует масса нюансов, которые не позволяют приходам русской традиции быстро принять московский проект. Останавливает не только финансовый вопрос – кому будут принадлежать деньги и имущество архиепископии, – но и, например, проблема «спорных» храмов, за которые ведутся судебные разбирательства. Например, в 2013 году РПЦ выиграла суд, по которому один из самых больших храмов в Европе – городской собор Николая Чудотворца в Ницце – был передан из пользования местной общины Корсунской епархии Московского патриархата. Приход тогда очень обозлился на РПЦ. Спустя два года эта же община была втянута в другой спор хозяйствующих объектов. Сейчас у нее с Московским патриархатом идет борьба за церковь Святых Николая и Александры, находящуюся в центре Ниццы.

Если в июне все-таки будет принято решение уйти под омофор РПЦ, то часть приходов и общин вынуждены будут покинуть архиепископию и уже самостоятельно решать свою судьбу, как, например, это происходило в 2007 году после подписания Акта о каноническом общении между РПЦ и РПЦЗ.  


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Вдруг на затылке обнаружился прыщик

Вдруг на затылке обнаружился прыщик

Алексей Туманский

«Детский» космос и репетиция мытарств в повестях Александра Давыдова

0
699
Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 18.11.24

0
1931
Домоправители мира сего

Домоправители мира сего

Михаил Стрелец

Христианские конфессии дружно претендуют на этический контроль над разрешением проблем экологии

0
2044
Об отделении гуманности от гуманизма

Об отделении гуманности от гуманизма

Сергей Иванеев

Возможно ли воспитание нравственности без вмешательства религии

0
1783

Другие новости