0
6119
Газета Тенденции Печатная версия

16.10.2018 17:34:00

Администрация президента воспитает духовенство

В Баку закрыли главный исламский вуз страны и упразднили теологический факультет госуниверситета

Тэги: исламский университет, институт теологии, ильхам алиев, аллахшукюр пашазаде, сабир гасанлы, сунниты, шииты, православные, иудеи, теология, шариат, исламоведение


исламский университет, институт теологии, ильхам алиев, аллахшукюр пашазаде, сабир гасанлы, сунниты, шииты, православные, иудеи, теология, шариат, исламоведение Закрытый Бакинский исламский университет был любимым детищем Аллахшукюра Пашазаде. Фото с сайта www.akorda.kz

Студенты Бакинского исламского университета (БИУ) доучиваются последний год. Основанное в 1991 году учебное заведение, готовившее исламоведов и специалистов по шариату, уже считается закрытым. Одновременно при активном содействии администрации президента (АП) Азербайджана в Баку осенью официально открылся Азербайджанский институт теологии (АИТ). Глава государства Ильхам Алиев назначил ректором АИТ экс-чиновника АП Джейхуна Мамедова. Управление мусульман Кавказа (УМК) – основной учредитель БИУ – договорилось, чтобы часть студентов закрывшегося вуза перевели в новорожденный АИТ.

Бакинский исламский университет – светский вуз с исламской спецификой, любимое детище главы УМК шейх-уль-ислама Аллахшукюра Пашазаде. При создании в 1991 году БИУ (тогда носившего название «Кавказский исламский университет») Пашазаде делал упор на подготовку в вузе религиозных кадров для шиитского большинства страны. В Азербайджане, где 99,2% жителей, по официальным данным, исповедуют ислам, более 60% шииты, а около 40% сунниты. Выпускник БИУ должен был обладать фундаментальными знаниями по шиитскому исламу и так же хорошо разбираться в мазхабах (религиозно-правовых школах) ислама суннитского. С дипломом БИУ можно было пойти служить в мечеть, работать преподавателем теологии или чиновником по религиозным вопросам.

Институт теологии, куда распределили «бесхозных» студентов из БИУ, ориентирован более светски и поликонфессионально. «Азербайджан – многоконфессиональная страна. В этом году в Институте теологии объявлен прием по специальностям «Религиоведение» и «Исламоведение», в будущем будут открыты специальности, связанные с христианством, иудаизмом и другими религиями», – пояснил председатель Госкомитета при правительстве страны по работе с религиозными структурами Мубариз Гурбанлы. По словам Гурбанлы, открытие АИТ объясняется тем, что исламский университет за свою 27-летнюю историю полностью выполнил свою задачу: «Подготовка кадров для религиозной сферы в Азербайджане пришлась на период восстановления государственной независимости. В связи с увеличением количества мечетей появилась необходимость в кадрах, работающих в религиозной сфере, и Бакинский исламский университет и медресе провели достаточную работу, чтобы заполнить эти пустоты».

Первую в постсоветском Азербайджане альма-матер специалистов по исламу «отправили на пенсию», сказал «НГР» азербайджанский востоковед и политолог Зардушт Ализаде. «В Азербайджане переизбыток дипломированных теологов и дефицит вакантных мест для их трудоустройства. Нет такого числа мечетей или профильных учреждений – все давно заполнено. В БИУ до его закрытия было два факультета – шариатских наук и исламоведения. Готовить кадры для многоконфессионального Азербайджана в АТИ будут на базе единственного в вузе факультета – теологического, с которым слили аналогичный факультет Бакинского госуниверситета. Теологический факультет в Бакинском университете открыли в 1993 году при содействии турецкого Управления по делам религии, деканом его был выдающийся арабист Васим Мамедалиев. В этом факультете, как и в исламском университете, больше нет надобности, так как нет необходимости в дополнительных кадрах. Это только после краха Советского Союза казалось, что народ бегом побежит в религию, и тогда в нашей стране насоздавали религиозных факультетов и вузов. Процесс клерикализации азербайджанского общества достиг логического завершения», – считает Ализаде.

«В Азербайджане увеличилось число мечетей, есть необходимость в специалистах, – в свою очередь, сказал «НГР» востоковед Фархад Ибрагимов. – Институт теологии будет готовить специалистов не только по исламу, но и по другим религиям, которые существуют на территории Азербайджана, – православию и иудаизму. Баку может в этом плане занять удобную нишу в регионе, став привлекательным и для иностранных абитуриентов, которые хотят изучать исламское право. Это первая причина. Вторая причина носит деликатный характер, возможно, связанный с переориентацией мусульманской общины страны из шиитского русла в суннитское. В Азербайджане в последнее время стараются не идентифицировать себя ни с шиитами, ни с суннитами, дипломатично называя себя «просто мусульманами», дабы не разжигать религиозную рознь. С точки зрения политики это разумное решение, учитывая нестабильную обстановку в регионе. Тем не менее все знают, что абсолютное большинство азербайджанцев исповедуют ислам шиитского толка. Наверняка есть какие-либо определенные силы, которые заинтересованы в развитии в Азербайджане ислама суннитского толка, и для этого необходимо реформировать религиозные структуры, начиная с Управления мусульман Кавказа и подведомственного ему исламского университета в Баку. После закрытия и слияния с Институтом теологии исламский университет будет находиться в подчинении Госкомитета по работе с религиозными структурами. А это означает расширение полномочий и влияния Госкомитета и структур, занятых в процессе развития в стране суннитского ислама», – сказал Ибрагимов.

Религиозная сфера – важнейшая часть политической системы Азербайджана, и борьба за нее ведется буквально с момента восстановления независимости в 1991 году, сказал «НГР» руководитель департамента конфликтологии Института мира и демократии Азербайджана Ариф Юнусов. По его словам, в 1990-е годы возник конфликт между талышом Пашазаде и ректором БИУ Сабиром Гасанлы, нахичеванцем по происхождению. «В 1996 году в своих интервью, а также на специальной пресс-конференции Сабир Гасанлы делал заявления о крайне опасной  ситуации в Азербайджане в религиозной сфере, – продолжает эксперт. – Виновным в этом он прямо назвал Пашазаде, публично обвинив главу УМК в том, что тот «потворствует иностранным миссионерам», «погряз в коррупции», «связан с иностранными спецслужбами». Пашазаде счел, что Гасанлы хочет сместить его с поста главы УМК. В 1998 году на съезде мусульман Кавказа Пашазаде был объявлен пожизненным руководителем УМК: шейх-уль-исламу удалось убедить Гейдара Алиева в своей полной лояльности. Но с того времени отношения между Пашазаде и ректором БИУ остались очень напряженными».

Позже, говорит Ариф Юнусов, Пашазаде и Гасанлы примкнули к конфликтующим группировкам в светской вертикали. «В 2017 году борьба между группировками приобрела острый характер и не могла не затронуть религиозную сферу. И решение было вскоре найдено. Вместо планировавшейся отставки Гасанлы с поста ректора БИУ в феврале был создан Институт теологии», – изложил свою версию эксперт.            


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Другие новости