Нурсултан Назарбаев рекламировал казахстанскую модель взаимоотношения религий и государства. Фото с сайта www.akorda.kz
В Казахстане 10 и 11 октября состоялся VI съезд лидеров мировых и традиционных религий. Для столицы республики Астаны это имиджевый проект и часть тех усилий, которые президент республики Нурсултан Назарбаев прилагает для того, чтобы превратить ее в дипломатический центр Азии. «Мы уже 18 лет живем в третьем тысячелетии, но мир, благополучие, достаток так и не стали основной тенденцией развития человечества. Мировое сообщество не смогло выбраться из зловещего круга взаимного недоверия, неприязни, конфликтности. Между странами, геополитическими блоками возводятся новые стены, новые железные занавесы. Но самое опасное – в умах и сердцах людей усиливается чувство взаимной отчужденности. В Казахстане зарегистрировано более 3,5 тыс. религиозных субъектов 18 различных конфессий. При таком многообразии мы смогли найти баланс между обеспечением национальной безопасности и защитой религиозных свобод. В нашей стране, по всеобщему признанию, удалось сформировать особую казахстанскую модель межконфессионального мира и согласия. Уверен, что опыт и практика Казахстана вполне применимы и в масштабах планеты», – сказал президент на пленарном заседании съезда.
Однако съезд, чья тема была заявлена как «Религиозные лидеры за безопасный мир», проходил скорее в ключе определения способов взаимодействия конфессий с государством и его представителями в различных сферах – в основном в области борьбы с религиозным экстремизмом. Доклады и вопросы об этом звучали в Астане чаще всего.
В частности, о взаимоотношениях с государствами исламской общины – уммы. Недавно в СМИ появились сообщения, что в рамках антиэкстремистских мер в КНР преследованиям за веру подвергаются десятки тысяч мусульман. «Я знаю китайскую умму, я не раз бывал в Китайской Народной Республике, в регионах, где компактно проживают наши братья-мусульмане. В 2008 году мы подписали меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве с Ассоциацией мусульман Китая (признанное китайским правительством объединение мусульман. – «НГР»). Мы проводим совместные мероприятия и создали платформу для постоянной международной богословской конференции, которая была принята и Ассоциацией мусульман Китая, и правительством Китайской Народной Республики и способствует сотрудничеству между мусульманами двух наших стран», – сказал корреспонденту «НГР» председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин. Муфтий считает сообщения о преследованиях его единоверцев в КНР надуманными. «Я имел возможность посетить общины уйгуров, казахов, татар, узбеков, посетить татарскую мечеть в Урумчи, интересовался положением мусульман в Синцзян-Уйгурском автономном округе от рядовых верующих до имамов мусульманских общин, – заявил он, – В отдельных встречах, в переговорах мы видим, что Ассоциация мусульман Китая, которая объединяет всех мусульман страны, не чувствует себя притесненной, не чувствует, что есть какая-то дискриминация со стороны правительства. По этому вопросу я не имею другой информации, кроме как из СМИ и той, что наши братья сами дают нам».
Тем не менее в сообществе российских мусульман не все разделяют позицию Гайнутдина. «Меня все спрашивают, как я отношусь к ситуации, сложившейся в Китае вокруг мусульман. А как может относиться религиозный деятель к антирелигиозной политике? – написал в своем Instagram муфтий Татарстана Камиль Самигуллин. – Мы в России хорошо усвоили уроки собственной истории – борьба против религии имеет непоправимые отрицательные последствия. Безусловно, нас беспокоит ситуация, сложившаяся в Китае, тем более что она напрямую коснулась наших соплеменников. Но мы надеемся, что власти этой великой страны вспомнят о мудрости, которую несет их древняя культура. Мы, мусульмане России, должны искренне помолиться за благополучие наших братьев по вере в Китае. Есть тот, кто может защитить всех нас, – это наш Творец и Господь». Напомним, что в августе с.г. СМИ сообщали о том, что татары в Синьцзян-Уйгурском автономном округе подвергаются давлению наряду с уйгурами. Присутствовавший же на съезде в Астане заместитель председателя Ассоциации мусульман Китая Цзинь Жубинь предпочел не акцентировать внимание на этой теме, отметив только, что исламские богословы внесли большой вклад в китайскую культуру.
При этом вопрос взаимодействия с властями Китая волнует в последнее время не только мусульман, но и католиков – особенно после того, как Святой престол подписал с Пекином соглашение о признании назначенных без папской санкции епископов (см. «НГР» от 02.10.18). Председатель папского Совета по интерпретации законодательных текстов кардинал Франческо Коккопальмерио сказал корреспонденту «НГР», что информации о положении «подпольной» католической церкви у него в настоящее время нет, но «достигнутое соглашение с китайским правительством позволяет надеяться на прогресс в этой ситуации, в особенности – на переговоры «официальной» и «подпольной» церквей».
Тема взаимоотношений государства и религиозных общин за последний год вообще стала для Казахстана одной из самых обсуждаемых. Напомним, 29 декабря 2017 года на рассмотрение Маджлиса (нижняя палата парламента. – «НГР») республики был вынесен проект ряда «религиозных» поправок к казахстанскому законодательству. Их содержание говорит о том, что в республике обращают внимание на российский и китайский опыт последних лет. Например, дополнение статьи 490 Кодекса об административных правонарушениях («Нарушение законодательства Республики Казахстан о религиозной деятельности и религиозных объединениях») грозит штрафами за «оскорбление чувств и достоинства верующих и (или) неверующих по мотивам отношения к религии или выполнения богослужений, религиозных обрядов и церемоний» и «осквернение почитаемых последователями той или иной религии предметов, строений и мест». Нарушение внутреннего порядка поведения в местах отправления культа законопроект признает недопустимым. Закон «О государственной службе Республики Казахстан» в предложенной законопроектом редакции запрещает чиновникам лоббирование интересов религиозных объединений, принуждать иных лиц к участию в их деятельности, а также быть инициатором создания или членом религиозного объединения. Кроме того, поправки предполагают запрет на распространение миссионерской литературы среди несовершеннолетних, не обучающихся в религиозных учебных заведениях, для всех, кроме их родителей или опекунов, и штрафы (в том числе запрет на деятельность) для руководителей религиозных объединений, в богослужениях которых несовершеннолетние участвуют без родителей. Наконец, законопроект устанавливает штрафы за незарегистрированную миссионерскую деятельность и запрещает ношение скрывающей лицо одежды и «демонстрирующих принадлежность к деструктивным религиозным течениям» атрибутов в общественных местах.
Председатель Сената парламента Казахстана Касым-Жомарт Токаев заявил «НГР», что в настоящий момент закон отправлен на доработку, а представленные в Казахстане общины верующих – в том числе Русская православная церковь – принимают активное участие в работе над текстом поправок. «Я считаю, что религиозность в разумных пределах не является изъяном развития общества. Люди тянутся к религии, будь это ислам в его умеренном проявлении или православие, католицизм, иудаизм или другие религии. Мы сейчас думаем над законом о религиозных организациях. Недавно Сенат рассмотрел его и вернул в Маджлис, у нас есть серьезные замечания. Вопрос состоит в том, чтобы учесть озабоченность всех религиозных организаций. Мы тесно консультировались с Русской православной церковью – здесь присутствие Русской православной церкви совершенно очевидно. Со временем, думаю, вокруг этого законопроекта будет разворачиваться дискуссия, но, во всяком случае, законодательные рамки деятельности религиозных организаций в Казахстане созданы. Ограничений для них не существует – главное, чтобы они придерживались нашей Конституции», – сказал он. Таким образом, для руководства Казахстана съезд стал международной дискуссионной площадкой по вопросам организации религиозной жизни внутри страны.
В связи с происходящими в Украине событиями Токаев сказал «НГР»: «Все храмы на территории Казахстана входят в единую каноническую территорию Русской православной церкви. Нам никаких экзархов не надо».
Астана–Москва
комментарии(0)