0
26560
Газета Тенденции Печатная версия

18.09.2018 17:07:00

Вслед за Украиной – Абхазия?

Новоафонская братия ожидает своей очереди на «параде автокефалий»

Тэги: абхазия, автокефалия, украина, новый афон, дорофей дбар, вселенский патриархат, варфоломей


абхазия, автокефалия, украина, новый афон, дорофей дбар, вселенский патриархат, варфоломей Архимандрит Дорофей (Дбар). Фото с официального сайта Священной Митрополии Абхазии

За разворачивающимся вокруг автокефалии украинского православия конфликтом Московского и Константинопольского (Вселенского) патриархатов внимательно следит группа абхазских клириков, которая последовательно выступает за равноудаленные отношения как с Грузинской, так и с Русской православными церквами. Провозглашенная в 2011 году Священная митрополия Абхазии (СМА), руководство которой сосредоточено в Новоафонском монастыре, надежды на восстановление церковной независимости возлагает на Константинопольский патриархат. О том, как взаимное отчуждение Москвы и Константинополя может повлиять на ситуацию в Абхазии, ответственному редактору «НГР» Андрею МЕЛЬНИКОВУ рассказывает лидер СМА архимандрит Дорофей (ДБАР).

– Отец Дорофей, ожидаете ли вы, что ситуация с автокефалией украинской церкви ускорит подобные процессы в абхазском православии?

– Прежде всего следует отметить, что вопросы, связанные с понятием «автокефалия», в поместных и новообразованных церквах остро стоят в течение 25 лет после распада соцлагеря. Известно, что последние четверть века в Восточной Европе были воссозданы ряд автокефальных поместных церквей. Например, Албанская православная церковь, Чешских земель и Словакии, Эстонская церковь и т.д. Эти церкви были созданы при непосредственном участии Вселенской патриархии. Что касается постсоветского пространства, то Украина была одной из первых, поставивших вопрос о создании независимой поместной церкви. Надо заметить, что православная община Украины – одна из самых многочисленных, соответственно решение канонического статуса Украинской церкви (а сейчас этот процесс вступил в завершающую стадию) будет способствовать и разрешению аналогичных церковных проблем, в том числе в Абхазии. На сегодняшний день из всех стран бывшего соцлагеря в церковных медиа всегда идет речь об определении статусов Украинской православной церкви, вслед за ней в бывшей югославской Республике Македония и Абхазии. Это далеко не полный список церковных проблем, но именно вышеупомянутые три церкви постоянно обращались к Вселенской патриархии за решением проблемы их статуса. Не в последнюю очередь такой выбор адресата обращений был обусловлен ступором во взаимоотношениях с их формальными материнскими церквами. Для православных христиан Украины – это взаимоотношения с Русской православной церковью, для православных в Македонии – с Сербской православной церковью, а для православных Абхазии – с Грузинской православной церковью (ГПЦ).

– Есть ли у вас представление о возможных сроках признания Священной митрополии Абхазии?

– Хочу еще раз напомнить, что уже восемь лет Священная митрополия Абхазии добивается пересмотра границ ГПЦ и выхода общины православных христиан Абхазии из состава Грузинской церкви с последующим поэтапным воссозданием поместной православной церкви Абхазии. За эти годы давление на Священную митрополию Абхазии не прекращалось. Понятно, что решение украинской церковной проблемы послужит катализатором ускорения решения и абхазской. Кроме того, сама Вселенская патриархия поставила себе целью разрешить бесконечные споры и конфликты во всем православном сообществе. Другого пути у нас нет, поэтому мы будем ждать «своей очереди» столько, сколько потребуется времени для столь судьбоносного решения.

– Зависит ли возможное решение патриарха Варфоломея в отношении СМА от позиции Грузинской церкви в противостоянии Москвы и Константинополя?

– В сложившейся ныне ситуации мне представляется, что решение абхазского церковного вопроса уже не настолько зависимо от ГПЦ, поскольку уже четверть века позиция ГПЦ в вопросе Абхазии лишь обостряет и актуализирует проблемы, но не решает их. Кроме того, ГПЦ отказалась принимать участие во Всеправославном соборе на Крите, тем самым исключив свое участие в соборном обсуждении и решении общецерковных проблем, взвалив таким образом основную тяжесть бремени их решения исключительно на Вселенскую патриархию. Напомню, что в октябре 2012 года делегация ГПЦ в Константинополе отказалась от встречи и переговоров с представителями СМА при посредничестве Вселенской патриархии.

– Как вы считаете, поддержит ли Грузинский патриарх Илия II Русскую церковь, опасаясь автокефального сценария для спорных территорий своей юрисдикции?

– Мне сложно судить, как будет действовать Грузинская патриархия и ее глава. Могу уверить вас, что выбор действий у ГПЦ весьма ограничен.

– Какую позицию займут власти Абхазии, если ситуация в местном православии будет развиваться по пути признания Константинополем?

– Безусловно, властям Абхазии будет сложно, но церковный выбор Абхазии, то есть выход из состава ГПЦ и воссоздание поместной церкви, никто внутри страны не оспаривает.

– Если мировое православие ждет раскол «страшнее Великой схизмы», как предрекают в РПЦ, какую позицию займут абхазские верующие?

– Как церковный историк замечу, что на данном этапе угрозы «Великой схизмы» нет. Мы свидетели естественных, хоть и болезненных для церкви в современном мире процессов. Такое уже много раз бывало и в случае изменения политических границ тех или иных стран будет происходить и впредь, если не выработать надежных механизмов предотвращения подобных проблем. В конечном итоге следует помнить, что высшей инстанцией Православной церкви является Собор. Это подразумевает, что любые вопросы и проблемы нужно обсуждать и решать всем православным христианам вместе, а не порознь. Безусловно, неучастие четырех поместных церквей на Великом и Святом соборе на Крите было большой ошибкой со стороны иерархов этих церквей. Сегодня мы с очевидностью наблюдаем, как они пожинают плоды своего неучастия в решении общеправославных проблем.

– Намерена ли СМА обращаться к Константинополю за поставлением епископа?

– Во-первых, мы не ставим целью добиться только поставления епископа для Абхазии. Напомню, что все решения двух Церковно-народных собраний (в 2011 и 2016 годах) были связаны с пересмотром границ ГПЦ и поэтапным воссозданием автокефальной поместной Православной церкви Абхазии, и адресатами обращений обоих собраний были главы и Синоды всех поместных православных церквей. Другое дело, что Вселенская патриархия – единственная, которая отреагировала на эти обращения. n


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1497
"План стойкости" не мешает Зеленскому опять искать помощи у Запада

"План стойкости" не мешает Зеленскому опять искать помощи у Запада

Наталья Приходко

В Киеве накануне уверяли в обеспечении необходимого финансирования на год вперед

0
1599
Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 18.11.24

0
1685
Абхазия лишилась президента

Абхазия лишилась президента

Игорь Селезнёв

Отставку главы государства поддержало большинство депутатов

0
2220

Другие новости