Когда журналисты пришли
к Борису Джонсону за извинениями, политик устроил им чаепитие. Фото Reuters |
Политический класс Великобритании взял себе за правило жестко, на грани неполиткорректности, высказываться о меньшинствах. Лейбористы обрушились на сионизм и его защитников среди британских евреев, а некоторые консерваторы позволяют себе критиковать набожных мусульман.
Борис Джонсон с интересом следит за тем, как волнами расходится реакция общественности на его сравнения мусульманок, одетых в никаб и бурку, с «почтовыми ящиками» и «налетчиками на банки». Кажется, он уверен в своей популярности, ведь, согласно опросу от 1 августа на сайте ConservativeHome, экс-министр иностранных дел лидирует среди политиков Консервативной партии. Свою нашумевшую колонку в Telegraph «Дания ошибалась. Да, бурка угнетает и смешна, но это не повод запрещать ее» политик написал 5 августа. Текст был комментарием на решение датских властей запретить мусульманкам полностью закрывающую лицо одежду в публичных местах. Джонсон как бы критиковал категоричность датчан, но при этом высказал мнение по поводу исламского консерватизма с жестким сарказмом. «Если школьница в школе или студентка на университетской лекции выглядит как грабитель банка… Преподаватели должны иметь возможность открыто разговаривать с теми, кого они обучают, – написал Джонсон. – Я бы пошел дальше и сказал, что это смешно, когда люди ходят по округе и при этом вынуждены выглядеть как почтовые ящики».
Публикация вызвала скандал. «Всякий, кто говорит на эти темы, должен очень внимательно относиться к манере своего высказывания и к тому, как это высказывание может повлиять на людей», – заявила премьер-министр Тереза Мэй, однопартиец и в каком-то смысле конкурент Джонсона. По словам Мэй, «совершенно ясно, что высказывание Бориса оскорбило людей». Координатор Консервативной партии Брендон Льюис потребовал от Джонсона извинений. Естественно, прозвучали голоса британских политиков мусульманского происхождения. Консерватор Сайида Варси обвинила Джонсона в исламофобии: «Он отлично знал, что делает, когда давал этот комментарий, когда выбирал этот специфический тон, и хорошо понимал, какой эффект это произведет. Я очень надеюсь, что он больше не будет использовать мусульманских женщин в своих попытках повысить собственный рейтинг». Основатель Консервативного мусульманского форума Мухаммед Шейх заявил, что тори должны жестко наказать Джонсона вплоть до лишения партийных постов.
Соперники консерваторов также не преминули включиться в кампанию. Теневой министр по равенству Наз Шах, представляющая оппозиционную Лейбористскую партию, считает, что извинений Джонсона будет мало: «Мэй должна инициировать расследование исламофобии в своей партии, как того требует мусульманское сообщество, и предпринять меры для борьбы с ней».
Впрочем, причины энтузиазма вигов очевидны. Лейбористская партия намного раньше консерваторов увязла в трясине «ксенофобских» скандалов. У лейбористов своя ахиллесова пята – антисемитизм. Британские СМИ один за другим достают скелеты из шкафа нынешнего лидера Лейбористской партии Джереми Корбина. Когда Корбин был еще свободным «леваком», он позволял себе лишнее. Скандальное расследование последних дней касается его визита в Тунис в 2014 году, когда политик участвовал в траурной церемонии, где воздались почести боевикам «Черного сентября» – палестинской группировки, устроившей теракт на Олимпиаде в Мюнхене в 1972 году. В свежем интервью, данном телеканалу Sky News, Корбин отрицал участие в этом мероприятии: «Я присутствовал при возложении венков, но не был участником церемонии». Джереми Корбину припомнили и то, что он в 2012 году выступал по иранскому телевидению вместе с Абдул-Азизом Омаром из ХАМАС. Вскоре после этого эфира Омар спланировал теракт, осуществленный смертником в Иерусалиме. Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху мгновенно отозвался на скандал вокруг лидера лейбористов. 13 августа он написал в Twitter: «Возложение венка на могилы террористов, совершивших массовое убийство в Мюнхене, а также сравнение Израиля с нацистами заслуживают безоговорочного осуждения со стороны левых, правых, а также всего, что между ними». Британский политик назвал слова Нетаньяху ложью: «А вот что заслуживает безоговорочного осуждения, так это убийство более 160 палестинских демонстрантов в Газе, совершаемое израильскими солдатами, и в числе убитых десятки детей». Корбин имел в виду разгоревшееся в середине минувшего лета противостояние израильской армии и палестинских активистов в секторе Газа. В свою очередь, ХАМАС оказал Корбину медвежью услугу. 19 августа на официальной странице движения в Twitter в ответ на вопрос, поддерживает ли ХАМАС кандидатуру Корбина на пост британского премьер-министра, была выражена благодарность политику за его поддержку позиции палестинцев. Вместе с тем группировка подчеркнула, что выбор главы правительства – внутреннее дело Великобритании.
Все же, став официальным лидером вигов, Корбин пытается вывести родимые пятна левацкого прошлого. В январе 2010 года в день памяти жертв Холокоста Джереми Корбин – тогда рядовой член британского парламента – открывал в Палате общин круглый стол на тему «Никогда больше – от Аушвица до Газы». На мероприятии Майер сравнил политику Израиля и нацистской Германии. Ныне Корбин извинился за то, что восемь лет назад участвовал в неоднозначном мероприятии.
Однако британские СМИ продолжают вспоминать прежние высказывания Корбина. «У британских сионистов две проблемы. Во-первых, они не хотят изучать историю. Во-вторых, они живут в нашей стране очень долго, многие – всю жизнь, но так и не поняли британской иронии. Им нужно преподать пару уроков, и возможно, мы можем с этим помочь», – приводят газеты цитату из заявления Корбина от 2013 года. «Если бы Корбин вместо «сионисты» сказал бы «азиаты» или «черные», его бы давно отправили в отставку», – сказал на это министр внутренних дел Великобритании Саджид Джавид (тори, естественно).
Теперь лейбористы-евреи опасаются, что антисемиты возьмут на вооружение давние угрозы Корбина. Как сообщило 26 августа воскресное приложение к таблоиду Daily Mail, к евреям – делегатам конференции Лейбористской партии, которая состоится в Ливерпуле через несколько недель, будет приставлена охрана. Охрану получат и еврейские депутаты парламента от главной оппозиционной партии, многие из которых уже столкнулись с антисемитскими нападками сторонников своего партийного лидера, например Лусиана Бергер.
Между тем под давлением критики Лейбористская партия начала избавляться от наиболее радикальных деятелей. Исключению из партии или приостановке членства подвергли нескольких человек: Питера Уилсмана, Демиэна Эникотта, Мэри Бэйн Локхарт и Джима Шеридана. Упоминавшаяся выше Наз Шах отстранена от депутатских обязанностей из-за предложения «переместить» Израиль в США. Уилсман уличен в сравнении Израиля и нацистской Германии, Эникотт якобы предположил, что евреи пьют человеческую кровь, и своими подозрениями поделился с пользователями соцсети. Мэри Бэйн Локхарт, представитель Лейбористской партии Шотландии, обвинила три ведущие еврейские газеты, издаваемые в Великобритании – Jewish Chronicle, Jewish News и Jewish Telegraph – в том, что они якобы работают на израильскую разведку. Ранее эти газеты вышли с одинаковыми передовицами, предупреждающими, что лейбористское правительство во главе с Корбином представляют «экзистенциальную угрозу» для британских евреев. «Если их цель сместить Джереми Корбина с поста лидера лейбористов, то они ее не достигнут – лишь продемонстрируют свой бесстыдный и циничный оппортунизм. Если же это действо режиссирует Моссад, стремящийся не допустить лейбористов к власти и воспрепятствовать признанию Палестины, то это следует расценивать как недопустимое вмешательство извне в британскую демократию. Израиль – расистское государство, а поскольку палестинцы также семиты, то его можно назвать антисемитским. Пора положить конец практике их умиротворения», – написала Локхарт в Facebook. 18 августа бывший депутат британского парламента Джим Шеридан исключен из партии за высказывание в Twitter: «Всю свою сознательную жизнь я испытывал крайнее уважение и сочувствие к еврейской общине и еврейской истории, полной страданий. Но больше не испытываю из-за того, что они и их блэровские заговорщики делают с моей партией и многострадальными англичанами, которым нужна радикальная лейбористская власть». Шеридан имел в виду то умеренное крыло вигов, которое представляет экс-премьер Тони Блэр, известный своими либеральными взглядами, критикой брекзита и хорошими отношениями с еврейскими организациями.
Вполне естественно, что Блэр пытается сокрушить лидерство Корбина, а Мэй – не отдать свое лидерство Джонсону. Резкие заявления, с одной стороны, и обвинения в радикализме, с другой, оживляют внутривидовую борьбу в обеих партиях. Вероятно, в обществе или какой-то его политически активной части растет спрос на нелицеприятную и разоблачительную критику некоренных сообществ, но блюстители либерализма тоже настороже. Обе партии выбирают каждая для себя краешек «минного поля» неполиткорректности, делают несколько шагов – но всегда готовы остановиться у самого красного флажка.
комментарии(0)