Особенные подозрения РПЦ вызывают бойцовские клубы родноверов. Фото со страницы клуба «Сварог» в «ВКонтакте»
Екатеринодарская епархия и Кубанская митрополия РПЦ направили в Минкульт Краснодарского края запрос, который содержал просьбу информировать церковь о центрах славянской культуры, ведущих в регионе деятельность, и проведении в них реконструкций традиционных дохристианских праздников. «У нас очень простая позиция: когда мы хотим получить информацию о музейной деятельности, связанной с языческим религиозным наследием, мы лишь хотим убедиться, что музейные работники занимаются именно музейной деятельностью. Проповедь и музейная деятельность имеют различную природу и не должны перемешиваться в одной организации», – заявил «НГР» заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе.
Заместитель министра культуры Краснодарского края Григорий Жуков подтвердил «НГР», что соответствующий запрос был получен Минкультом от миссионерского отдела Екатеринодарской епархии. «В настоящее время ведется анализ деятельности учреждений культуры в данном направлении», – заявил он. Церковь болезненно реагирует на то, каким предстает ее образ в изображениях исторической Руси, опасаясь неоязыческой экспансии через светское историческое пространство. Так, в декабре 2017 года сайт Рязанской епархии назвал «образчиком неоязыческой пропаганды», спектакль Рязанского областного театра драмы «Сказание о Евпатии Коловрате». В версии режиссера Марины Есениной богатырь заключает сделку с языческими богами и ведет мертвецов в бой с ханом Батыем. Авторские (а значит, не согласованные с РПЦ) трактовки исторических персонажей епархия считает недопустимыми, поскольку они представляют собой «фальсифицирование истории, глумление над святынями, разрушение исторической памяти народа и тому подобные явления».
В поле зрения РПЦ попадает также деятельность реконструкторов традиции, к трудам которых неоязычники проявляют немалый интерес. «В мероприятиях Федерации этноспорта активно участвуют и родноверы, и православные. При этом ни те, ни другие не делают их площадкой для проповеди. Необходимо отметить, что родноверческие организации все чаще стараются сделать соревнования в исконных забавах частью своих собственных мероприятий. Как и православные организации, они это делают самостоятельно. Были предложения приурочивать мероприятия федерации к праздникам родноверов», – рассказал «НГР» руководитель этноспортивного проекта «Русские игры», член правления Федерации этноспорта России (ФЭР) Анатолий Тедорадзе-Власов. Это вынуждает духовенство подходить к светской культурной среде миссионерски – и без конфликта концепций русской истории, как показывает рязанский пример, здесь не обходится.
«Включение музеев в популяризацию, продвижение мировоззрения выходит за музейные рамки и должно получать соответствующую оценку. Подобным же образом, если у нас есть музей любой религиозной культуры, то этот музей не должен превращаться в место религиозной проповеди. На наш взгляд, участие в религиозно значимых мероприятиях является религиозной деятельностью и должно соответствующим образом регулироваться государственным законодательством. Есть музейная деятельность, а есть проповедь, и в данном случае совершенно неважно, какая именно религиозная организация ее осуществляет. Я думаю, что для того и существует регулирование определенных сфер деятельности. Если человек приходит посмотреть театральное зрелище, а оказывается участником ритуала, то вопрос об этом необходимо поставить перед администрацией театра. Поэтому вопрос разграничения находится в ведении тех людей, которые отвечают за организацию того или иного мероприятия», – сказал изданию Вахтанг Кипшидзе.
Но для родноверов и приверженцев разного рода оккультных течений светские мероприятия и объекты, связанные с древней историей, часто приобретают значимость вне зависимости от желания их организаторов. Забота духовенства о чистоте научного подхода в связи с этим говорит о том, что оно всерьез озабочено проблемой исторической перспективы – того, что россияне не воспринимают церковь как часть исторической Руси. Этот «вакуум духовности» заполняют разные формы современного язычества. Например, в июне с.г. министр культуры Челябинской области Игорь Бетехин констатировал: «массовое паломничество» в дни летнего солнцестояния разрушает заповедник Аркаим, остатки поселения бронзового века. Объектом оккультного туризма его считают и в Челябинской епархии. В июне секретарь Челябинской митрополии протоиерей Игорь Шестаков подчеркивал: Аркаиму нужен научный туризм, а не стихийный съезд поклонников солнца.
Интерес церкви к историческим экспозициям и мероприятиям поднимает и вопрос реакции. В Краснодарском крае, епархия которого обратилась в Минкульт, важной частью общественного служения церкви является работа с казачьими организациями. Известны примеры конфликтов казаков с теми, кого они воспринимают как врагов православия. Так, в апреле с.г. казаки из города Ливны разгромили украшенную рунами детскую площадку в «Обычном славянском саде», обустроенном бизнесменом Сергеем Клушиным – приверженцем «родного природно-народного государственного мировоззрения».
Кипшидзе заверил «НГР», что запрос – частная инициатива Екатеринодарской епархии РПЦ. «Церковь не является правоохранительным органом. Ее задача в данном случае заключается в том, чтобы получить сведения, каким образом осуществляют работу музейные учреждения. Мы неоднократно заявляли о том, что мы против любой анонимной проповеди. Если какие-то группы лиц осуществляют проповедь, то именно таким образом они и должны себя позиционировать», – сказал он.
Особенно остро тема звучит в контексте этноспортивного движения – реконструкции традиционных игр, состязаний и боевых искусств разных народов. Президент Всемирного общества этноспорта (EWS) Алексей Кыласов считает интерес религиозных организаций к реконструкциям обрядов и традиционных игр общемировым феноменом. «Этот случай не единственный. Аналогично обстоит дело в Турции, где пытаются навязать единый официальный стиль традиционной борьбы, что, конечно же, является дикостью. Коллеги из Испании сталкиваются с требованиями Католической церкви, предъявляющей нешуточные требования к массовым гуляниям, связанным с историческими традициями. В Иране Корпус стражей исламской революции полностью согласует сценарный план Федерации сельских традиционных игр. То же самое происходит и в странах Африки: вполне светские мероприятия, те же финалы традиционных игр (как правило, состязаний по борьбе) нужно обязательно согласовывать с религиозными институциями. В Гамбии и Сенегале, например, на соревнованиях по-прежнему воспроизводятся обряды африканских племен, а официальная религия страны – ислам. Пока что людям удается это совмещать, но насколько это является вызовом исламу или православию – трудно судить, – рассказал он «НГР». – С самого начала нашей деятельности мы понимаем, что работаем с крайне правыми людьми, которых в спортивной среде называют «ультрас». Кто-то из них – православные, кто-то – язычники. Мы беседуем с ними о том, что игры в рамках праздника, который признают и родноверы, и православные, не место для миссионерской деятельности. Пока нам удается пройти между Сциллой и Харибдой, потому что мы не вызываем раздражения даже у них самих друг к другу». Напрямую с церковью в этом вопросе, по его словам, российскому этноспорту до сих пор сталкиваться не приходилось: «В основном мы имеем дело с православной общественностью. Приходы при храмах и так называемые православные активисты проявляют интерес к участию неоязычников в русских играх постоянно. Пишут в администрации, местные СМИ. В Орле, например, газета опубликовала письмо православной общественности, недовольной проведением Солнцекараула. Была проверка прокуратуры и полиции, от нас затребовали все документы. Представители полиции и спецслужб документировали буквально каждый шаг».
«Официального интереса церковь к деятельности федерации никогда не проявляла. Хотя нужно отметить, что церковные служители позитивно относятся к ее деятельности. Они часто по своей инициативе участвуют в мероприятиях в качестве гостей и зрителей. Видимо, это связано с тем, что все события проекта «Русские игры» Федерации этноспорта России приурочены к народному календарю, основой которого являются церковные праздники», – рассказывает Анатолий Тедорадзе-Власов. Контакты с околоцерковными организациями идут, по его словам, постоянно, но сводятся в основном к привлечению участников федерации и в церковь, и на мероприятия связанных с ней структур. Что, по его мнению, расходится с уставными целями открытой для людей разных взглядов ФЭР, «поэтому сотрудничество может быть только в варианте участия околоцерковных организаций в наших мероприятиях».
Состязания в «исконных забавах» в последнее время становятся самостоятельной целью мероприятий околоцерковных молодежных организаций. Серьезной проблемой для них, считает Тедорадзе-Власов, является распространение практик, не имеющих связи с традиционной культурой. Поэтому, с его точки зрения, церковь поднимает важный и актуальный вопрос – но арбитром в его разрешении должно быть не духовенство. «Сегодня множество альтернативных взглядов на историю, культуру, традиции физической культуры. Эти взгляды часто опасны и вредны для общества и молодежи. В связи с этим видится, что суррогаты не должны финансироваться из бюджета. Но возможно, экспертной организацией здесь должна быть не церковь, а научное сообщество, так как околоцерковные общественные и молодежные организации в свою очередь в работе часто используют фейки, когда касаются традиционных форм физической активности и фольклора. В этой части экспертизе должна подвергаться и деятельность самих околоцерковных общественных и молодежных организаций», – добавляет он.
комментарии(0)