Реальные Романовы и иконописные - совсем разные люди. Фото из Библиотеки Конгреса США
В понедельник Следственный комитет России (СКР) сообщил, что «екатеринбургские останки» – это действительно останки Николая II, его семьи и слуг семьи отрекшегося монарха, расстрелянных 100 лет назад в доме купца Ипатьева. Как заявила официальный представитель СКР Светлана Петренко, согласно выводам молекулярно-генетической экспертизы (МГЭ), 7 из 11 обнаруженных останков соответствуют семейной группе: мать (Александра Федоровна. – «НГР») отец (Николай. – «НГР»), дочери (Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия. – «НГР») сын (Алексей. – «НГР»). «Результаты сопоставления генетических профилей костных останков и образцов от живущих в настоящее время родственников семьи Романовых как по отцовской, так и по материнской линиям подтверждают, что останки принадлежат Николаю II и членам его семьи», – цитирует Петренко Интерфакс. Для точного определения родства екатеринбургских останков, в частности, из усыпальницы в Петропавловском соборе Петербурга был эксгумирован прах отца Николая II – императора Александра III. Эксперты СКР установили, что между Александром и человеком, идентифицированным предположительно как бывший российский монарх, существует биологическое родство на уровне отец–сын. «После завершения двух повторных медицинских (антропологических) экспертиз, автороведческой и историко-архивной судебных экспертиз по уголовному делу будет принято итоговое процессуальное решение», – сказала Петренко.
Напоминаем, «царская» МГЭ была проведена в рамках возобновленного СКР несколько лет назад следственного дела по факту убийства семьи Николая II, закрытого Генпрокуратурой России в 1998 году. 20 лет назад надзорное ведомство идентифицировало останки как принадлежащие отрекшемуся царю, его супруге, трем дочерям и слугам. 17 июля 1998 года прах последних Романовых упокоился в Петропавловской крепости. Поиски недостающих тел – цесаревича Алексея и княжны Марии – продолжились в 2007 году под Екатеринбургом, в районе старой дороги из столицы Урала на Верх-Исетский завод. Там, в урочище Поросенков Лог, по установившейся среди историков и следователей версии, исполнители расстрела Романовых скрыли тела убитых августейших особ. К розыску останков сына и третьей дочери Николая следователей побудил как человеческий долг (чтобы невинно убитые получили достойное христианское погребение), так и обострившиеся после 1998 года околоцерковно-политические интриги вокруг царских останков. Одна из интриг – что в 1998 году под видом убитых Романовых якобы похоронили не тех людей. Наиболее радикальный вариант версии с «подменой» – популярная в русском зарубежье и среди российских маргинальных монархистов легенда о «чудесном спасении» если не всей царской семьи, то отдельных ее членов. В православной среде до сих пор бытует миф об убийстве семьи Николая как о масонском ритуале, проведенном большевиками под руководством Якова Юровского, еврея по национальности. Вокруг этого мифа, в частности, сложился оппозиционный действующей российской власти ультраправославно-монархический тренд, проявивший себя в прошлом году протестами против выпуска к прокату фильма Алексея Учителя «Матильда».
На самом деле история про убийство царской семьи евреями-масонами была сочинена эмигрантами из России, которые работали в Берлине на ведомство Йозефа Геббельса. Но одного этого для разоблачения данной фальшивки следствию было недостаточно. Если условные останки X и Y окажутся прахом Алексея и Марии, их нужно сличить на родство с телами в петербургской усыпальнице и в ходе последующих экспертиз подтвердить или отвергнуть версию о ритуальном убийстве Романовых.
Генпрокуратура и СКР склоняются к версии, что убийство царской семьи ритуальным не было, а в РПЦ единого мнения по данному вопросу нет. Высшее руководство РПЦ воздерживается от однозначных суждений, но допускает, что у расстрела в Ипатьевском доме могла быть ритуальная сущность. «Фигура даже отрекшегося императора Николая II все равно оставалась сакральной. И поэтому убийство Николая II, его наследника, его детей, жены носило, конечно же, для всех убийц символический характер. Спрашивают иногда, какие еще ритуалы у большевиков-атеистов? Но разве Мавзолей Ленина это не ритуальное явление? А процессы 30-х годов – разве это не было псевдоритуализмом?» – сказал в конце 2017 года в эфире телепередачи «Вести в субботу» нынешний митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов).
Открывшееся 14 июля с.г. в Екатеринбурге заседание Синода РПЦ в СМИ анонсировали как «царское». 14 июля – начало Великой французской революции, характеризуемой РПЦ как прелюдия к свержению монархии в России, убийству царской семьи и красному террору. Выступая с пастырским словом после литургии в храме Новомучеников и Исповедников Российских в Алапаевске, патриарх Московский и всея Руси Кирилл провел параллели между событиями в Ипатьевском доме и смертью Христа на Голгофе. Но подлинность «екатеринбургских останков» РПЦ не признает много лет. «Перед этими останками никто не молится. И никаких свидетельств о том, что по молитвам перед этими останками произошло какое-нибудь чудо», – сказал в 2007 году в эфире православного телеканала «Союз» нынешний митрополит Петрозаводский и Карельский Константин (Горянов) – к слову, врач по образованию. Освещающие церковные дела журналисты пишут в соцсетях: судмедэксперты от СКР доказали, что «уральские кости» принадлежат царской семье. Но безразличие верующих к костям, которые по вердикту СКР на самом деле святые мощи, – мощный удар по всему культу царской семьи в православных кругах и самой канонизации Романовых РПЦ в 2000 году. 18 лет назад автор материала слышал от церковного публициста протодиакона Андрея Кураева – в то время старшего научного сотрудника кафедры философии религии и религиоведения МГУ им. Ломоносова, что на канонизацию царской семьи РПЦ пошла для того, чтобы добиться воссоединения с Русской православной церковью за границей (РПЦЗ). По словам Кураева, Николая прославили в РПЦ поэтому только в чине страстотерпца – за последние дни его жизни, а не за саму жизнь. Как человек и как правитель Николай II идеалу православного святого не соответствовал.
Несмотря на подножку от СКР насчет царских останков, Синод РПЦ отметил Царские дни в Екатеринбурге триумфально. В городе, где погибли последние Романовы, РПЦ приняла документ исторического значения – чин поминовения в церкви младенцев, умерших без принятия крещения. Этого документа ждали поколения православных родителей. «Бывает, что дети рождаются мертворожденными или умирают в первые часы после рождения. Конечно, скорбящие родители приходят в храм и просят священника о совершении какого-то чина над их младенцами и ищут утешения», – сказал пресс-секретарь патриарха Кирилла священник Александр Волков.
комментарии(0)