0
14059
Газета Тенденции Печатная версия

04.07.2018 00:01:00

Школьницы из степи мечтают о многоженстве

Ростом стихийной полигамии обеспокоены в Туркмении и во всей Средней Азии

Тэги: многоженство, запрет, ранние браки, шариат, никах, рухнама, гурбангулы бердымухамедов, сапармурат ниязов, средняя азия, социальная депрессия, архаика


многоженство, запрет, ранние браки, шариат, никах, рухнама, гурбангулы бердымухамедов, сапармурат ниязов, средняя азия, социальная депрессия, архаика Известное всем слово «гарем» происходит от арабского «харам», запретное. Фото с сайта www.azattyq.org

Президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов распорядился, чтобы в Семейном кодексе страны появился запрет на многоженство, а полигамных мужей наказывали в уголовном порядке. Меджлис (парламент) республики единогласно одобрил решение президента, издав поправки к Семейному кодексу, оперативно опубликованные в главной правительственной газете «Нейтральный Туркменистан». Отныне за наличие «младших» (то есть вторых, третьих и т.д.) жен отправляют на исправительные работы. А сами «младшие» жены рискуют оказаться в тюрьме за проституцию.

Закон о запрете многоженства вступит в силу с 1 сентября с.г. Приходящаяся на День знаний дата в данном случае очень символична. Власти страны директивно – приказным порядком заботятся о женском здоровье  школьниц. Оппозиционный Бердымухамедову правозащитный ресурс «Хроника Туркменистана» критикует власти за предложение регулярно проверять всех старшеклассниц на девственность и отдавать под суд врачей, которые делают несовершеннолетним гименопластику. К восстановлению девственной плевы гражданки страны прибегают, как правило, накануне официального замужества, по понятным причинам традиционного характера. Подобное есть и в католическом мире, к примеру, в Латинской Америке. Забота официального Ашхабада о подростковой гинекологии – своего рода ответ на практику ранних браков. В загс по туркменским законам можно идти только после 18 лет. Однако 16–17-летние невесты и жены в стране норма, особенно в отдаленных районах. Девочку в степи могут сосватать и выдать замуж в 13–14 лет, как это делалось испокон веков. Официально Туркмения – светское государство западного типа. Но над светским правом превалируют два источника неформального права – «Рухнама» авторства первого президента Сапармурата Ниязова и Коран. Коран разрешает выдавать девушку замуж после вхождения ее в брачный возраст, в буквальной трактовке – после наступления у будущей невесты критических дней. В Туркмении, если юный возраст невесты не позволяет идти в загс, заключают никах – исламский брак у имама в мечети. Шариатом в современной Туркмении легализуют и полигамию. В советское время многоженство в Туркменской ССР не было искоренено; с негласного позволения местных властей оно ушло на полулегальный статус. Вторые или третьи жены были у многих партийных и советских чиновников. Чтобы не вызывать лишних слухов, которые могли бы повлечь отдачу под суд, своих «младших» жен советские полигамные мужья селили отдельно от основной семьи, время от времени навещали их и обеспечивали содержание самим «младшим» женам и родившимся от них детям. От любовниц «младшие» жены отличались тем, что жены «старшие» могли быть в курсе их существования и поддерживать с «младшими» хорошие отношения. Само собой, с «младшей» женой заключался подпольный никах, проводимый специально приглашенным полулегальным имамом, который, получив вознаграждение, обещал хранить все в тайне. Как говорят в Туркмении, когда Ниязов в нулевых годах планировал легализовать многоженство в стране, он опирался на личный опыт – у него в советские годы  была вторая жена. Но туркменбаши в итоге не решился официально разрешать в светской Туркмении исламский институт. Полигамии, набирающей рост в стране в связи с прогрессирующей архаизацией и исламизацией общества, оставили ее «советский», теневой статус.

Решение Бердымухамедова о запрете полигамии в стране – юридический казус, когда запрещают то, что и раньше в Туркмении не было легальным, сказал НГР завотделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин. «В постсоветской Средней Азии гендерный вопрос сейчас очень актуализировался. В Киргизии власти призывают бороться с похищением невест. В Узбекистане обсуждают защиту женщин, особенно молодых, которые только вышли замуж. Защиту от давления новой родни, свекрови и так далее. В Казахстане – тему так называемых токал, вторых и третьих жен. Гендерная тема в регионе витает в воздухе, по крайней мере в этом сезоне. Возможно, уже через полгода про все это в регионе забудут». Эксперт говорит: нет данных о том, что полигамия так уж волнует рядовых граждан страны. «Народ больше обеспокоен, где заработать денег, как выстоять очередь за продовольствием  на себя и на детей. Вполне может быть, что власти страны будируют тему полигамии, чтобы отвлечь своих граждан от грустных размышлений об ухудшающемся социально-экономическом положении в стране. Дескать, аркадаг («повелитель», официальный титул Гурбангулы Бердымухамедова. – «НГР») заботится не только о том, что вам покушать, но и о моральном здоровье общества, о материнстве и детстве. Все под контролем аркадага, беспокоиться не о чем».

Полигамию в Туркмении не так давно обсуждали западные правозащитные организации. Западные эксперты, критикуя авторитарные режимы Бердымухамедова и Ниязова, утверждали: официальная легализация многоженства в Туркмении могла бы решить много социальных проблем. Сайт находящегося в Лондоне Института войны и мира (Institute of War and Peace Reporting, IWPR) в 2010 году опубликовал интервью с «младшими» женами, которые из-за теневого статуса полигамии оказались без поддержки семей своих мужей и защиты государства. Мечтала о легальном многоженстве опрошенная экспертами IWPR девушка из бедного степного поселка, занимающаяся в Ашхабаде проституцией. «После окончания школы или института у нас многие девушки не могут найти работу. Если бы у нас официально приняли закон о разрешении многоженства, то таких, как я, стало бы гораздо меньше», – говорила туркменская жрица любви. «Туркменистан в этом плане не исключение из правил, – говорит Андрей Грозин. – Те же истории потерявшихся в жизни девушек из бедных районов, которые хотели бы войти в полигамную семью, обсуждают в Таджикистане, в Казахстане… Чтобы найти место в жизни, люди принимают поведенческие модели, характерные для этих обществ два или три века назад. Отсюда и актуализация других архаичных тем, связанных с трайбализмом, клановым сознанием, похищением невест, расточительством на свадьбах… Государство в курсе, что «младшие» жены давным-давно повседневное явление для среднеазиатских обществ. Другое дело, что это явление никак не регламентировано. И отказ от дальнейших перспектив регламентации – знак обществу о том, что государство и дальше будет вмешиваться в ваши личные дела». Официальное мусульманское духовенство в Туркмении, как и в других странах региона, как говорит эксперт, в плане дел семейных идет в фарватере светских чиновников. «Полигамия по Корану разрешена. Но исламское право обставляет это явление изобилием ограничивающих норм экономического, психологического и другого характера. Вторую и третью жену с экономической точки зрения может себе позволить ограниченное число людей». Как говорит эксперт, при отсутствии должного спроса растет предложение. «В Кыргызстане и Таджикистане – массовый исход мужского населения в трудовую миграцию, преобладание женского населения, со всеми вытекающими последствиями. Но в Туркмении такой массовости нет. Страна ограждена визовыми барьерами, а единственное миграционное окошко – в Турцию, регулярно сужается». «Взятые с Запада модели половых отношений вроде чайлдфри, гражданского брака без обязательств и так далее, конечно же, снимают естественную гендерную фрустрацию. Но для Средней Азии эти западные модели аморальны, и данный фактор тоже значительно влияет на популярность в Средней Азии темы «младших» жен, – говорит Андрей Грозин.         


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В парламенте крепнет системный консенсус вокруг президента

В парламенте крепнет системный консенсус вокруг президента

Иван Родин

Володин напомнил депутатам о негативной роли их предшественников в 1917 и 1991 годах

0
417
Наследство пока еще не уничтоженной УПЦ делят конкурирующие патриархаты

Наследство пока еще не уничтоженной УПЦ делят конкурирующие патриархаты

Милена Фаустова

Судьбу Украинской церкви по-разному видят в Киеве, Москве, Стамбуле и Бухаресте

0
5234
Владимирская область запнулась на слове «хиджаб»

Владимирская область запнулась на слове «хиджаб»

Андрей Мельников

Региональные власти, возможно, перестарались с исполнением федерального законодательства

0
6936
Спор о хиджабе некстати разгорелся накануне Дня народного единства

Спор о хиджабе некстати разгорелся накануне Дня народного единства

Милена Фаустова

Представители ислама предложили носить косынку вообще всем школьницам России

0
9219

Другие новости