Курдские формирования много лет сражаются против угнетения, но угнетатели сменяют друг друга, и войне конца не видно. Фото Reuters
В боях против запрещенного в России «Исламского государства» максимально большие потери понесли курдские силы. Но пока обескровленные курды воевали с террористами, более крупные игроки – такие как США и Турция – занимали курдские территории, создавая там свои плацдармы. В целом война курдов против ИГ еще раз напомнила: всего в мире 40 млн курдов, но курдского единства нет.
Курдскому вопросу в «мире без ИГ» было посвящено заседание круглого стола, организованного институтом «Диалог цивилизаций». Выступавший с докладом директор Института социально-политических исследований Черноморско-Каспийского региона Виктор Надеин-Раевский напомнил: иногда к самым крупным языковым курдским группам, курманджи и сорани, причисляют зазаки – язык народа заза, проживающего в Восточной Турции. Председатель единственной в Турции легальной прокурдской Демократической партии народов Селахаттин Демирташ – заза. «Но заза отличаются от остальных курдов как культурно, так и религиозно. Большинство заза алевиты», – сообщил эксперт. Напомним, что алевитов-заза отождествляют с шиитами. Как и шииты, алевиты почитают имама Али ибн Абу Талиба – зятя основателя ислама пророка Мухаммеда и четвертого праведного халифа, а также шиитских имамов. Но по религиозной культуре алевиты ближе к суфиям – суннитам. Алевитский ритуал очищения семах (от турецкого semah, танец) схож с суфийским зикром. Почитаемый алевитами мусульманский богослов XIII века Хаджи Али Бекташ, согласно легенде, был последователем тюркского шейха XII века Ахмеда Ясави (см. «НГР» от 03.08.16).
В 1924 году алевиты горячо поддержали создание светской Турецкой Республики. Но режим Ататюрка отнесся к этой религиозной группе крайне подозрительно. С самых первых лет республики Анкара стала проводить по отношению к ним политику репрессий. Закрывались алевитские текке (духовные общежития, аналог монастырей), опечатывались тюрбе – могилы алевитских подвижников. Апогеем стала жесткая культурная ассимиляция алевитов. Их обязали называть себя турками и использовать только турецкий язык. В 1938–1939 годы алевиты подняли восстание, жестоко подавленное турецкими войсками. В кемалистской Турции политическая судьба алевитов сплелась с судьбой курдского движения и стала неотличимой от нее. В алевитских кварталах Анкары выступал с лекциями курдский лидер Абдулла Оджалан. Как напомнил Надеин-Раевский, основанная Оджаланом Рабочая партия Курдистана (РПК) базировалась на марксистской платформе: «Предложенный Оджаланом образ правления очень похож на наши Советы образца 1905 года. Но это не коммунизм, а левый национализм. Сейчас партия все больше становится национал-демократической».
Интересные тенденции наблюдаются и в других курдских политических сообществах. Ядро оппозиционных режиму Асада Демократических сил Сирии (ДСС) составляет Союз защитников курдского народа (YPG), поэтому ДСС считают курдской партией. «Но там курдов только
5 тысяч человек, а основная масса – христиане, езиды, а также турки из маоистской Компартии Турции, – говорит эксперт. – Американцы поддерживают ДСС, что нехарактерно для них: США никогда не помогали левым. Помогая курдам из ДСС, американцы не защитили режим Масуда Барзани в Эрбиле, когда Барзани в прошлом году проиграл инициированный им же референдум о выходе из состава Ирака». Нефтеносный Киркук, за который так долго боролись барзанисты, в итоге был уступлен Багдаду, а сам Барзани оставил пост президента курдской автономии. Барзани на этом референдуме не поддержали езиды из иракского города Синджар. «Совершенный боевиками ИГ в августе 2014 года геноцид езидов в Шангале произошел потому, что накануне по приказу Барзани из Шангала (курдское название Синджара. – «НГР») были выведены 8 тысяч бойцов курдских пешмерга. В беззащитный город ворвались джихадисты и учинили там массовую резню. Кроме того, Барзани в период своего президентства предпринял ассимиляцию езидов. Он запретил вывешивать езидские флаги со священными символами солнца и павлина. Езидские лидеры ранее жаловались, что чиновники из Эрбиля, прикрываясь Кораном и шариатом, отбирают езидское имущество и делят его между собой», – пояснил Надеин-Раевский. Напомним, правящий Иракским Курдистаном клан Барзани – сунниты, родом из провинции Мехабад в Иране.
Большой интерес к запутанному курдскому вопросу проявляют суннитские монархии Персидского залива, сообщил старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Константин Труевцев: «Свидетельство тому – встреча в декабре 2015 года Масуда Барзани в Эр-Рияде с саудовским королем Сальманом. Саудовцы высказывают большое сожаление насчет того, что все кому не лень курдов используют, а потом их бросают. Саудовцы, в свою очередь, хотели, чтобы на территории, контролируемые курдами в Сирии, первыми вошли катарцы. Саудовцы предлагали Катару это как повод для Эр-Рияда начать диалог с Дохой по многочисленным спорным вопросам между двумя монархиями». По словам эксперта, многократные, но безуспешные попытки курдских сил овладеть сирийскими городами Раккой и Дейр аз-Зойром, когда те были под контролем ИГ, оказались американской ловушкой. «Американцы знали, что в этих местах курды столкнутся с доминированием враждебно настроенных к курдам арабских суннитских племен. Из всех суннитских лидеров тех мест за курдов – только мой знакомый шейх из Дейр аз-Зойра. При Асаде-отце за поддержку курдов этот шейх сидел в сирийской тюрьме. А сейчас он пытается воплотить в жизнь в своих краях политическую модель Оджалана. Но с арабскими суннитскими племенами этот номер не проходит. Причина – нахождение под оккупацией «Исламского государства». Джихадисты, когда входили туда, брали в заложники племенных лидеров, и говорили им: «Или будете нам присягать, или мы вас всех уничтожим по немецкому образцу времен Второй мировой войны».
В итоге, как сказал Труевцев, суннитам Дейр аз-Зойра, как потенциальным коллаборантам ИГ, не верят ни курды, ни режим Башара Асада, ни американцы. «Поэтому Штаты планируют отдать Дейр аз-Зойр и прилегающее к нему Заевфратье под контроль арабских войск. В таком случае Саудовская Аравия, введи она туда свои войска, могла бы чисто политически поиграть с суннитскими племенами Заевфратья, и тогда бы что-нибудь у американцев да получилось». Тем более что, по словам арабиста, в этом районе присутствует арабское племя Бану Тамим. «Из этого племени родом Мухаммед бин Абд аль-Ваххаб (основоположник ваххабизма. – «НГР»), катарская династия Аль-Тани, практически все верховные муфтии Саудовской Аравии. В этом районе живут арабы – курейшиты, потомки племени пророка Мухаммеда. Получись все это у американцев, курды могли бы спокойно вздохнуть, так как им не придется заниматься совсем ненужными им функциями среди арабов-суннитов».
Режим Башара Асада не составляет главную проблему в Сирии для Вашингтона, высказался главный научный сотрудник Института Европы Александр Шумилин: «Для Дональда Трампа главное, чтобы в Сирии не было влияния Ирана, а сама Сирия – так, что-то случайно попавшееся на пути. На Ближнем Востоке Трамп действует инерционно. В плане курдов и арабов Штаты будут предпринимать политику сближения с Израилем в плане противостояния Ирану».
комментарии(0)