Не все верят в обещания курдов обеспечивать безопасность христиан в зоне ответственности автономии. Фото Reuters
Делегация Русской православной церкви вернулась из поездки в Ирак. Как пояснили «НГР» в Отделе по внешним церковным связям (ОВЦС) Московского патриархата, эта поездка была частью программы помощи РПЦ христианам Ближнего Востока. В частности, делегаты РПЦ во главе с секретарем по межхристианским связям ОВЦС иеромонахом Стефаном (Игумновым) посетили лагеря христианских беженцев в районе Багдада и Эрбиля – столицы курдской автономии Ирака. Общаясь с беженцами и духовенством в Ираке, посланцы РПЦ провели мониторинг ситуации с положением христиан в Месопотамии.
«До сих пор христиане Ирака чувствуют себя на родине как на чужбине», – сказал «НГР» Стефан (Игумнов). По его словам, очень много беженцев – жители провинции Мосул. Сама провинция от террористов «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) освобождена, но ее население не спешит возвращаться домой. Часть христиан Мосула – в лагерях беженцев, другая часть – в эмиграции. В США на положении нелегальных мигрантов проживают более тысячи христиан из Мосула. В скором будущем они снова поневоле обретут родину. Президент США Дональд Трамп распорядился о принудительной депортации практически всех иракских христиан – за нарушение ими миграционного законодательства. Христианская общественность Штатов ходатайствует перед Трампом об отмене этого решения, поскольку в Ираке репатрианты рискуют быть убитыми, подвергнутыми пыткам или принуждению перейти в ислам. «Сложность ситуации в Мосуле – в том, что этот регион контролируется как Эрбилем, так и Багдадом, – комментирует ситуацию Игумнов. – Сам город Мосул контролируется силами иракской администрации. А в расположенной к северу от Мосула Ниневийской долине, где находятся места компактного проживания христиан, ситуация более сложная и комплексная. Зачастую невозможно понять, кто контролирует то или иное христианское поселение. Мы посещали лагерь беженцев в Эрбиле, рассчитанный на полторы тысячи семей. Из этого лагеря половина семей вернулась домой – в Каракош (административный центр к востоку от Мосула. – «НГР») и прилегающие к нему поселения. Как нам говорили, беженцы возвратились домой, потому что после освобождения Каракоша от ИГ контроль над этим районам взяла на себя христианская милиция (Каракош в октябре 2016 года был освобожден иракской армией. – «НГР»). Другие беженцы-христиане, хотя и имеют формальную возможность вернуться, не решаются это сделать. В городе Мосуле никто безопасности не гарантирует».
«Саддам Хусейн был гарантией единства и стабильности, но его все вспоминают по-разному, – продолжает Игумнов. – Груз взаимных противоречий и обид между разными этноконфессиональными общинами имеется. Но мы почувствовали и другое. Более чем за 15 лет войны народ Ирака устал. Есть стремление у общин – арабской, христианской, езидской и так далее, – чтобы межнациональный диалог в Ираке развивался и в стране наступил мир. При центральном правительстве в Багдаде действует Комитет по национальному диалогу, с председателем которого мы встречались». По словам представителя РПЦ, сложность ситуации в том, что стабильности в Ираке угрожают не только террористические группировки, как в соседней стране: «В Сирии, где идет война, христиане более уверены в своем будущем. Когда места их компактного проживания очищаются от террористов, сирийские христиане туда возвращаются. А в Ираке, где войны нет, такая уверенность у христиан и других меньшинств отсутствует».
«Позиция РПЦ в данной ситуации такова: за безопасность людей в Ираке отвечают все силы, которые руководят регионами Ирака. На них Русская православная церковь возлагает ответственность за то, чтобы религиозным меньшинствам были дарованы безопасность и достойное будущее в Ираке. Значительное влияние на ситуацию в Ираке оказывает внешний фактор. К внешним игрокам Русская православная церковь тоже обращает свой призыв», – заключил Игумнов.
США активно играют на христианском поле страны. С февраля 2017 года администрация Дональда Трампа проводит в жизнь идею создания «зон безопасности» для христиан – самоуправляемых анклавов под защитой международного военного контингента. Согласно концепции Вашингтона, «зоны безопасности» для христиан должны располагаться на освобожденных от ИГ территориях Ниневийской долины. Положение иракских христиан с начала экспансии ИГ в регионе Штаты официально именуют геноцидом. С осени прошлого года в США действует закон об оказании финансовой помощи жертвам геноцида христиан в Ираке по линии USAID.
В бюджете США на 2018 год на проекты USAID зарезервировано 30 млрд долл. «30 млрд долл. – огромные деньги, один процент от консолидированного бюджета США, – сказал «НГР» востоковед Давид Хиноев. – Но санкционированные американцами христианские анклавы – повторение опасных для христиан страны геополитических спекуляций, объектом которых всегда оказывался один этнос – ассирийцы. Начиная с 50–60-х годов прошлого века про ассирийцев стали говорить, что они арамеи, поскольку говорят на арамейском языке. Позже вошел в обиход еще более безличный термин – христиане. Христиане – это не только ассирийцы, но и арабы, армяне… Сегодня и курды из политических соображений могут принять христианство. Приняв христианство, такой курд скажет: «Поскольку я христианин, я тоже хозяин в христианской провинции и принадлежащих этой провинции древнейших артефактов, но я не перестаю быть курдом».
«В итоге христианский мир Ближнего Востока разделяется на анклавы, которые выясняют друг с другом отношения. А Штаты будут взирать на эту схватку и регулировать межхристианский конфликт в любом нужном им диапазоне. Вашингтон пытается приблизить к себе христиан, чтобы подальше отвести их от России. С христианами Штаты пытаются повторить тот успех, которого достигли ранее с курдами Ирака и Сирии, которых американцы от России увели. Россия, к сожалению, от курдов и ассирийцев самоустранилась», – считает Хиноев.
По словам эксперта, в августе 2017 года глава курдской автономии Ирака Масуд Барзани, встречаясь в столице автономии Эрбиле с лидером Ассирийского демократического движения Ирака Юнадимом Юсуфом Кана, сказал: «Только Иракский Курдистан вправе защищать христиан Ирака». «За год с небольшим до этого, в апреле 2016 года, ассирийская делегация протестовала в Эрбиле против захвата курдами ассирийских сел в долине Наала. Барзани, возможно, и хочет защитить ассирийцев, но сделать этого не может. Курды Ирака поделены на кланы, каждый клан слушается только своего шейха. Чем дальше от Эрбиля, тем власть Барзани слабее. Сами ассирийцы защитить себя не могут, поскольку они не у власти».
У представителя Национального конгресса Курдистана в России Селахаттина Соро своя точка зрения на ситуацию с христианами Ирака и их взаимоотношения с Багдадом и Эрбилем. «У курдов и христиан в Ираке многовековой опыт дружбы и добрососедства, – сказал Соро «НГР». – Кроме курдов-мусульман и курдов-езидов есть курды-христиане. Между курдами и ассирийцами в Ираке нет острых проблем. Есть, конечно, трения, но это конфликты бытового рода. В штаб-квартире Национального конгресса Курдистана в Брюсселе есть ассирийцы. Никаких жалоб на притеснение со стороны курдов мы от них не слышали. Когда ассирийцы в Ираке справляли Пасху, мы их поздравляли и помогали им. Что касается распределения полномочий по защите христиан между Багдадом и Эрбилем, курдская автономия состоялась, а Ирак сейчас строится заново. При Саддаме Хусейне это был слепленный из разных частей Франкенштейн, развалившийся на части после американской интервенции». «Курды Ирака хотят восстановления Ирака как светской, федеративной, демократической страны, которая будет единым домом для всех общин», – считает Соро.
комментарии(0)