Алексей Цыденов хочет настроить пандито хамбо-ламу на одну волну с ним. Фото с сайта www.glava.govrb.ru
Взаимоотношения главы Республики Бурятия Алексея Цыденова с духовным лидером буддистов республики пандито хамбо-ламой Дамбой Аюшеевым – вопрос, который всерьез волнует информпространство Забайкалья и буддийское сообщество России.
Цыденова назначили и.о. губернатора в феврале 2017 года, переведя из федерального Минтранса. Знакомясь с местными элитами, новый глава региона не обошел вниманием и традиционное духовенство. 11 февраля 2017 года, спустя неделю после переезда из Москвы в Бурятию, губернатор совершил визит в Иволгинский дацан – духовный центр буддизма в России, резиденцию главы Буддийской традиционной сангхи России (БТСР) Дамбы Аюшеева. Духовный лидер объяснял гостю структуру общины-сангхи, знакомил его с ламами. Но, как считают в Бурятии, с этого момента между Цыденовым и хамбо-ламой «пробежала черная кошка».
В дацане Цыденов увидел «нетленное тело» Даши Доржо Итигэлова – главы российских буддистов начала XX века, который якобы не умер, а перешел в особое состояние. Как передают местные буддисты, Цыденов просил у «вечно живого» ламы благословение на правление Бурятией. Когда Цыденов в том же месяце встретился с митрополитом Улан-Удинским и Бурятским Савватием (Антоновым), по региону пошли слухи: губернатор-буддист якобы взял благословение и у православного иерарха. Потом на суд местной общественности вынесли другие факты из жизни Цыденова. Когда губернатор вышел на крестный ход, выяснилось, что он крещен в православии, наполовину русский, женат на русской. В минус Цыденову пошло незнание им бурятского языка. В глазах национальных элит это выглядит как пренебрежение традициями родного народа.
Но глава-«варяг» поспешил «исправиться»: стал учить бурятский. На своей инаугурации Цыденов присягал на втором государственном языке Бурятии. «Наша задача Цыденову помочь. И наказывать, если он ошибается», – обозначил позицию сангхи Дамба Аюшеев. «Бурятия мой дом, духи приняли меня», – сказал Цыденов в интервью журналу «Бурятия многоликая» в конце прошлого года. Но народная молва спустя год эту картину благостных отношений между Цыденовым и буддийским духовенством вовсю развенчивает.
Первым о конфликте заговорил созданный в конце января с.г. местный Telegram-канал «Степной дозор». Аюшееву якобы не понравилось пренебрежение главы республики бурятской культурой и традициями, в частности национальными видами спорта и кочевым животноводством. Хамбо-лама не оценил и назначенных Цыденовым членов регионального правительства – министра сельского хозяйства Дабы-Жалсана Чирипова и министра образования и науки Баира Жалсанова. По информации «Степного дозора», обсуждение личности Жалсанова спровоцировало словесную перепалку между Цыденовым и Аюшеевым на международном турнире по национальной бурятской борьбе «Бухэ барилдаан» в декабре 2017 года. Ругань между главой республики и лидером сангхи, да еще на чтимом бурятами мероприятии, – скандал на все Забайкалье.
После этой перепалки у Аюшеева якобы начались проблемы с администрацией Цыденова. Руководитель администрации Баир Цыренов якобы стал угрожать главе сангхи «веселыми выборами». По сведениям telegram-каналов, хамбо-ламе предстоит держать отчет за последние пять лет своего служения перед ширетуями – настоятелями дацанов из разных регионов, входящих в традиционную сангху России. «Собрание состоится в буддийском университете в Иволгинском дацане. Ширетуи будут решать, принимать или не принимать отчет хамбо-ламы. В случае положительного решения они будут рекомендовать сугунды (съезду) продлить полномочия хамбо-ламы. Дату съезда назначают на этом же собрании настоятелей. На него в качестве делегатов приезжают трое лам и два мирянина от каждого дацана». В противном случае сугунды имеет право лишить Аюшеева поста главы сангхи. Telegram-каналы подчеркивали, что у Цыренова для этого имеются все возможности. Во-первых, админресурс позволяет администрации главы Бурятии управлять процессами в бурятском буддийском социуме. Во-вторых, Цыденов пользуется поддержкой Владимира Путина, закрепившейся после того, как в Бурятии на выборах действующему президенту была обеспечена поддержка большинства жителей республики.
Третий момент в вероятном противостоянии Ающеева с официальным Улан-Удэ – вопрос религиозных предпочтений «отцов республики». Глава администрации Цыденова Баир Цыренов, сенатор от Забайкальского края Баир Жамсуев, экс-мэр Улан-Удэ Геннадий Айдин и другие местные политики – якобы сторонники центра тибетского буддизма «Ринпоче Багша». Этот центр, во главе которого стоит тибетец Ело Ринпоче, ориентирован на далай-ламу XIV Тензина Гьяцо.
У «Ринпоче Багша» в местечке Лысая Гора под Улан-Удэ есть свой дацан – альтернативный Иволгинскому дацану духовный центр буддизма. Сангху Калмыкии возглавляет ученик далай-ламы Тэло Тулку Ринпоче XII, родившийся в США сын калмыкских эмигрантов. «Скорее всего заинтересованные структуры хотят другого хамбо-ламу. Традиционная сангха к далай-ламе абсолютно равнодушна в отличие от буддистов тибетского направления («Ринпоче-Багша», «Майдар»). Последние явно заинтересованы в расширении влияния, что невозможно при Дамбе Аюшееве, влиятельном и равнодушном к тибетским идеям», – косвенно подтверждает данную информацию telegram-канал «Бурятский городовой». Источники из Бурятии сообщили «НГР», что поддержкой Ело Ринпоче спешат заручиться представители национальных элит, которых Цыденов определил «на вылет» из-за неэффективности и коррупционных связей.
«Мы видели информацию о том, что его святейшество далай-ламу ввязывают в бурятские истории, – сказала «НГР» главный редактор сайта «Сохраним Тибет» Юлия Жиронкина. – Убеждены, что к действительности все это не имеет никакого отношения. Центр «Сохраним Тибет» уж точно. Мы работаем только с Калмыкией и Тывой. Нас никогда не интересовал ни этот конфликт, ни упомянутые в этом конфликте личности. Убеждена, что все это не более чем досужие домыслы журналиста, который все это писал». «Если бы этот конфликт был, то о нем бы говорили все буряты, – сказал «НГР» первый секретарь Забайкальского крайкома КПРФ Юрий Гайдук. – Тем более что Алексей Цыденов родился и вырос в Забайкалье. О том, что у Цыденова конфликт с Иволгинским дацаном, лично я от забайкальских бурят не слышал». «У нас все нормально, никакого конфликта с главой Бурятии у нас нет», – сообщили «НГР» в московском представительстве Буддийской традиционной сангхи России.
Наполовину русское происхождение Цыденова и незнание им бурятского языка – не повод для конфликта главы Бурятии с буддийским духовенством, сказал «НГР» социолог Юрий Московский. «В региональной политике России вопросы языка и религии находятся на третьем-четвертом месте, – считает он. – На первом месте – вопросы власти, собственности, финансовых потоков. С другой стороны, вопросы языка и религии в таких регионах, как Бурятия, тоже очень важны, в особенности в общественном сознании. Они могут быть поводом для разжигания в обществе определенных настроений: через СМИ, соцсети, привлечение активистов и так далее».
комментарии(0)