0
5700
Газета Тенденции Печатная версия

07.03.2018 00:01:00

Поколение Z учится обходиться без Бога

Одновременно молодые пасторы мечтают об экспансии своих общин

Тэги: миллениалы, поколение z, социология, церковь, сша, будущее


миллениалы, поколение z, социология, церковь, сша, будущее Плох тот молодой пастор, который не мечтает о собственной мегацеркви. Фото с сайта www.westcoastcatholic.com

Социологи религии и демографы часто пытаются ответить на вопросы: каким окажется в будущем соотношение верующих и неверующих, вырастет или снизится число приверженцев того или иного вероучения? Религиозные лидеры также размышляют о перспективах своих общин и строят планы. Но сбудутся ли они?

Недавно «Лидерская сеть» (Leadership Network), христианская некоммерческая организация с центром в Далласе, опубликовала на своем сайте доклад о том, как новое поколение пасторов переходит к стратегии роста общин и чем их подход отличается от подхода старшего поколения священнослужителей. Исследователи попытались дать ответ на вопрос, какой же будет Церковь будущего в США.

В опросе приняли участие более 1500 пасторов в возрасте от 21 года. Они представляли разные по масштабам Церкви, которые исследователи разделили на «односайтовую» и «мультисайтовую» модели. Разделение зависело от того, как предпочитает расширяться та или иная Церковь: увеличивать количество последователей в рамках одной общины или открывать новые конгрегации в другом месте.

Исследователи выяснили, что 83% духовенства в возрасте от 21 до 39 лет видят будущее в создании новых общин. 76% пасторов в возрасте 40–49 лет и 63% от 50 лет и старше высказали подобное мнение. Дэйв Трэвис, генеральный директор «Лидерской сети», сообщил, что с течением времени молодые пасторы все чаще предпочитают создавать новые группы своих последователей в новом месте, охватывая все большую территорию, в отличие от представителей старшего поколения.

65% молодых пасторов утверждают, что они намеренно увеличивают число лидеров небольших групп. Той же стратегии придерживаются 50% пасторов старшего поколения. Также 65% пасторов от 21 до 39 лет ответили положительно на вопрос, дают ли они деньги напрямую или косвенно для «размножения» общин. К аналогичной финансовой стратегии прибегают 57% пасторов 40–49 лет и 43% от 50 и старше.

Оказалось, что пасторы, которые служат в своей Церкви не более 5 лет, в 2,3 раза чаще склонны к созданию новой общины, чем те пасторы, которые служат в Церкви более 10 лет. Исследователи полагают: подобное можно объяснить тем, что молодые пасторы стремятся к расширению своей религиозной организации, которая часто еще и сравнительно недавно появилась, до мегацеркви. Новые пасторы также привносят свежее видение в недавно открывшуюся церковь или общину.

Исследователи считают, что вероятность того, что «мультисайтовая» Церковь откроет еще одну свою общину или группу, составляет 83%, между тем как Церковь только с одной общиной менее склонна к подобному расширению. Последнее происходит потому, что пасторы «локальной» Церкви по теологическим или прагматическим соображениям не желают подобного усложнения структуры, а некоторые пасторы просто не хотят отвлекаться от служения в одном месте.

Выяснилось и то, что Церкви, не имеющие постоянного здания и соответственно фактического адреса, ежегодно растут на 12% быстрее, чем те, которые имеют постоянно действующие молитвенные помещения. Интересно, что среди «мультисайтовых» Церквей, созданных не раньше, чем пять лет назад, примерно половина находится в условиях постоянного переезда с места на место. Авторы доклада полагают, что Церквам, ориентированным на рост, выгодно быть мобильными, потому что так они привлекают больше новых последователей. К тому же в них нужно меньше вложений, чем в строительство постоянных объектов, а благодаря маркетингу постоянная перемена места заставляет большее число людей заметить и посетить «странствующую» Церковь.

Оказывается, вместе с появлением молодых пасторов происходит и более высокий ежегодный прирост прихожан, и это характерно для одиночных Церквей и для объединений с большим количеством приходов. Так, для Церквей, где преобладают пасторы от 21 до 39 лет, ежегодный темп прироста числа последователей составляет 49%. Там, где много пасторов 40–49 лет, – 27%, а где пасторы 50 лет и старше – 22%. При этом 43% молодых пасторов выступают основателями своих Церквей (данные за последние пять лет).

Исследователи делают вывод, что духовные лидеры будут расширять горизонт видения будущего своих Церквей, так как новое поколение пасторов изменило свое понимание сущности и географии распространения Церкви. Молодежь ставит не на разрастание общины в одном месте, а на умножение количества приходов, хоть и небольших, на расширение географии церковных объектов.

Есть ли у них соответствующая молодая паства, нуждающаяся в появлении новых церквей «шаговой доступности»?

Недавнее исследование социологического центра Barna Group посвящено культуре, убеждениям и мотивам поколения Z. Под поколением Z исследователи понимают генерацию молодых людей, родившихся в период 1999–2015 годов. Опрос проходил в основном среди подростков 13–18 лет. Выяснилось, что по сравнению с предыдущим поколением, миллениалами (родившихся в 1982 году), поколением X (родившихся с 1965 по 1979 год) и старшим поколением, среди которых доля атеистов стабильно составляет 6%, подростки в два раза чаще относят себя к атеистам. Доля таковых составила 13%. Из поколения в поколение падает число людей, называющих себя христианами. Так, 58% подростков считают себя христианами, среди миллениалов и представителей поколения X таковых 65%. 75% представителей старшего поколения относят себя к христианам.

По сравнению с 32% всех опрошенных взрослых 37% подростков полагают, что невозможно точно знать, существует ли Бог. 64% взрослых верующих твердо убеждены в существовании Бога, тогда как среди верующих подростков доля таковых составила 54%. Почти половина представителей поколения Z (46%) утверждает, что им нужны научные данные для подтверждения истинности собственных убеждений. Они проявляют беспокойство относительно связи данных Библии и науки. Посещение церкви очень важно только для 20% подростков, тогда как более половины из них заявили, что это не слишком важно (27%) или совсем не важно (27%). 61% подростков-христиан сказали, что они находят Бога вне Церкви. Большинство подростков, посещающих дом молитвы хотя бы раз в месяц, соглашаются с утверждением, что Церковь важна для их жизни (82%) и что в ней они могут быть собой (77%). Между тем также половина подростков, посещающих храм, говорят о том, что Церковь отвергает большую часть научных данных о мире (49%), и одна треть полагает, что Церковь чрезмерно защищается от подростков (38%), а люди в храмах лицемерны (36%).

Исследователи пришли к выводу, что поколение Z является самым нехристианским в истории США. Брук Хемпелл, вице-президент Barna Group, прокомментировала результаты опроса, сказав, что поколение Z отличается тем, что они выросли в постмодернистской среде и многие из них даже не подвергались воздействию христианства.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


США грозят Китаю с Марианских островов

США грозят Китаю с Марианских островов

Данила Моисеев

Возрождается авиабаза, с которой вылетали самолеты для ядерных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки

0
1341
Приговор Трампу отложен, возможно, навсегда

Приговор Трампу отложен, возможно, навсегда

Геннадий Петров

Суд не решил, что делать, если осужденный – президент США

0
1404
Космос. Шестой полет Starship

Космос. Шестой полет Starship

0
815
Почему новую разведслужбу Мексики называют аналогом ЦРУ

Почему новую разведслужбу Мексики называют аналогом ЦРУ

Сергей Никитин

Национальный разведывательный центр будет выполнять широкий спектр задач

0
1109

Другие новости