Юнус-Бек Евкуров благодарен Али Карадаги за то, что тот объявил Россию «территорией мира». Фото со страницы Юнус-Бека Евкурова в Instagram
Во время официального визита в Катар глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров посетил Али Мухеддина Карадаги – генерального секретаря Всемирного союза мусульманских ученых (ВСМУ). Евкуров остался очень доволен визитом. У себя в Instagram он написал: «Выразил шейху благодарность за его усилия по консолидации мусульманского общества, за вклад в укрепление стабильности в наших регионах, а также за его твердые убеждения в том, что Россия – это территория мира. Как считает шейх, в России нет повода для мусульман идти против власти, так как им не запрещают выполнять свои религиозные обряды. Наоборот, власти всячески содействуют этому».
При этом ВСМУ считается террористической организацией в Саудовской Аравии, Египте, Бахрейне и ОАЭ. Президент этой структуры Юсуф Кардауи заочно приговорен египетским судом к высшей мере наказания за террористическую деятельность. Кардауи и Карадаги – духовные наставники «Братьев-мусульман», которые в России признаны террористами.
Как сказал «НГР» президент информационно-аналитического центра «Религия и общество» Алексей Гришин, у ответственных за ислам московских чиновников есть убеждение: Карадаги и Кардауи якобы могут помочь российским мусульманам в борьбе с экстремизмом и терроризмом. «Президент ВСМУ Юсуф Кардауи в 2012 году – то есть в самом начале работы наших чиновников с ним – назвал Россию «врагом ислама номер один», – напомнил эксперт. – Но российские чиновники решили, как говорится, покрутить собакой через ее хвост – убедить «Братьев-мусульман» и иже с ними в их неправоте. Так, в частности, чиновники говорят сейчас. Что же получилось? Во время сирийских событий удар в спину России нанесли наши «друзья» из ВСМУ. Они заявляли, что действия России в Сирии – это для мусульманского мира очень плохо, то есть подтвердили, что Россия для мусульман «враг номер один». При этом наши чиновники продолжали проводить для ВСМУ мероприятия в нашей стране. ВСМУ наибольший эффект произвел в Ингушетии». В мае 2015 года в Магасе Евкуров вручил генсеку ВСМУ высший орден Ингушетии «За заслуги». «После этого в Ингушетии началась необычная активность салафитов», – продолжает Гришин. Эксперт напомнил, как в июне 2015 года салафиты выгнали из мечети поселка Насыр-Корт муфтия республики Ису Хамхоева (см. «НГР» от 17.06.15).
Напомним, в конфликте между Хамхоевым и ингушскими салафитами Евкуров поначалу формально стоял «над схваткой», при этом убеждая Хамхоева признать салафитов равными себе. Когда глава Ингушетии столкнулся с принципиальной негативной позицией Хамхоева по данному вопросу, он принял решение отправить муфтия в отставку, а Духовный центр мусульман (ДЦМ) республики – расформировать, передав его функции администрации главы Ингушетии (см. «НГР» от 15.06.16).
«Муфтий Хамхоев в угоду салафитам фактически был отстранен, – говорит Гришин. – Есть мнение, что такая позиция Евкурова была также обусловлена беспокойством насчет личной позиции главы Ингушетии в общефедеральном рейтинге глав регионов. Если в каком-то регионе есть конфликты на клановой, этнической или религиозной почве, позиции глав этих регионов в рейтинге опускаются. Многие наблюдатели полагают: заботясь о своей позиции в рейтинге, Евкуров таким образом попытался скрыть конфликт между салафитами и суфиями, тем самым показывая: у него в республике все нормально, никто ни с кем не враждует, идет социально-экономическое развитие. Разумеется, раз суфии во главе с Хамхоевым ни за что не хотели мириться с салафитами, это свидетельствует о глубине раскола между мусульманами региона».
Раскол, как говорит эксперт, на настоящий момент только усугубился: «Передача функций муфтията госоргану, Комитету по делам религии при администрации Евкурова, противоречит федеральному законодательству, Конституции России и шариату. Госчиновники стали давать разъяснения на тему, когда и в каких обстоятельствах можно бить жену». По словам Гришина, попытки устранить муфтият Хамхоева через суд (см. «НГ» от 03.08.17) только еще больше дестабилизировали обстановку. Вследствие этого Минюст Ингушетии в сентябре 2017 года был вынужден заключить с ДУМ мировое соглашение (см. «НГ» от 20.09.17).
Вернувшись из Катара, Евкуров поручил руководителям муниципальных образований совместно с управлением по делам религии и главами религиозных общин провести превентивные мероприятия для недопущения политизации проповеднической деятельности в мечетях республики. Муфтий Хамхоев и в этом увидел вмешательство главы региона в дела духовенства. Он заявил «Коммерсанту», что чиновники боятся критики в свой адрес.
«Cоветники Евкурова, по всей видимости, не углубляются в деятельность ВСМУ и Карадаги в частности, – считает Гришин. – Эти советники, доверяя функции муфтията госоргану, не очень-то знают и законодательство России. Итог деятельности этих советников такой. Несмотря на то что Россия на официальном уровне отмежевалась от ВСМУ, а связанные с ВСМУ «Братья-мусульмане» запрещены, Евкуров на официальном уровне посещает в Катаре генсека ВСМУ. Но лично меня удивило другое. Евкуров поблагодарил Карадаги за слова о том, что, по мнению Карадаги, Ингушетия и Россия – это территории мира. После своих поездок по России Карадаги действительно на уровне официальных фетв ВСМУ стал провозглашать: Дагестан – территория мира, Ингушетия – территория мира… Интересны комментарии к этим фетвам. Там Карадаги объясняет: мусульманам можно сотрудничать с российскими властями и нельзя осуществлять в России джихад, потому что для войны мусульман с Россией не назрели условия. По его словам, молодые люди, которые в 90-х годах в Чечне попытались устроить джихад, слишком рано выступили, чтобы свергнуть в России власть, и потому погибли зря. Карадаги объяснил: чтобы этого больше не было, надо сначала дождаться в России необходимых условий».
В Катаре Евкуров встречался с министром экономики и торговли эмирата принцем Ахмадом бен Джасимом аль-Тани. «На встрече обсудили возможности экспорта сельхозпродукции из Ингушетии в Катар, а также использование катарскими инвесторами наших промышленных площадок», – написал Евкуров у себя в Instagram. Близкий к правительству Ингушетии источник сообщил «НГР»: Евкуров стал надежным посредником для продвижения эмиратом своих экономических интересов в Ингушетии, а оттуда – в остальной России. По информации источника, Катар выступает в Ингушетии в роли экономического инвестора с 2014 года – момента начала текущего экономического кризиса. Взаимодействие кавказской республики с эмиратом Евкуров выразил в феврале с.г. формулой: «Мы вам воду и яблоки, вы нам – электростанции». Кроме объектов энергетики Катар обещал вложиться в Ингушетии в самый широкий круг отраслей экономики: от ЖКХ до автопрома, туризма и технопарков на месте бывших советских заводов. «Награждая Карадаги орденом, Евкуров вполне мог рассчитывать на особо выгодные условия сотрудничества своей республики с катарскими инвесторами, некоторые из которых, возможно, входят в ВСМУ. Наиболее рациональное объяснение – как раз последнее»,– говорит Гришин.
«Не думаю, что Евкуров встречался с Карадаги именно как с представителем «Братьев-мусульман», – сказал «НГР» глава ингушской правозащитной организации «Машр» Магомед Муцольгов. – Карадаги ранее с ним встречался в Ингушетии, и не нанести ответного визита Евкуров не мог хотя бы потому, что этого требуют наши ингушские обычаи и протокол. Думаю, все детали поездки в Катар Евкуров предварительно согласовал с соответствующими федеральными ведомствами. Когда Карадаги прилетал к нам в республику, он явно имел на это разрешение из Москвы, и никто из наших силовиков не имел к Карадаги претензий». Муцольгов сомневается в том, что Карадаги поспособствует урегулированию ситуации с терроризмом на Северном Кавказе. «Ни он, ни кто-то другой из-за рубежа на это не способен, да и не нужно нам это. Все мы можем сделать сами. Нужна политическая воля нашего руководства, нашего духовенства. Нужно проявлять уважение друг к другу, слушать друг друга и чтобы закон был один для всех. То же самое касается конфликта между Евкуровым и Хамхоевым. Карадаги Евкурову тут не помощник. Ни у Хамхоева, ни у Евкурова не обнаружилось политической воли и мужества, чтобы разрешить эту опасную для республики ситуацию. Но ситуация, я думаю, решится после выборов президента России в этом году. Если Евкурова оставили на этом посту до следующего единого дня голосования – сентября 2018 года, то он вернется к проблеме с Хамхоевым после марта, иначе ему будет грозить отставка. Если же Евкурову известно то, чего не знаем мы, Хамхоев скоро сам сложит с себя полномочия муфтия», – резюмировал правозащитник.
«Карадаги сделал много реверансов в сторону России, но с началом сирийской операции осудил наши действия, – сказал «НГР» источник, близкий к Духовному управлению мусульман Российской Федерации. – И вряд ли встреча Карадаги с Евкуровым высокого ранга была бы возможной до момента, когда мы объявили о сворачивании операции в Сирии. Карадаги – курд по происхождению, по этой причине ему сейчас вряд ли возможно продолжать играть роль связующего звена между духовными авторитетами Турции и арабского мира. А эту миссию он ранее выполнял очень активно. Но каждому игроку необходимо сохранять вокруг себя достаточно широкое поле международного взаимодействия. И российские визави тут отнюдь не лишние».
комментарии(0)