0
6385
Газета Тенденции Интернет-версия

20.12.2017 00:01:00

"Боги" из Квантунской армии

Тэги: ясукуни, синтоизм, буддизм, мэйдзи, хирата ацутанэ, отряд 731, квантунская армия, военные преступления, вторая мировая война, томоми инада, синдзо абэ, дзюнтъиро коидзуми


ясукуни, синтоизм, буддизм, мэйдзи, хирата ацутанэ, отряд 731, квантунская армия, военные преступления, вторая мировая война, томоми инада, синдзо абэ, дзюнтъиро коидзуми Почитание ценностей милитаристского культа ведет японских политиков к конфликту с соседними странами. Фото Reuters

Капитулировавшую 72 года назад Квантунскую армию почтили на высшем уровне в Стране восходящего солнца. Около 60 депутатов, в основном члены правящей в Японии Либерально-демократической партии, в начале декабря с.г. посетили синтоистский храм Ясукуни в токийском квартале Куданкита. Политики совершили там обряд секонсай – ритуальное подношение душам погибших японских военных, которые в рамках культа Ясукуни почитаются как божества. В числе этих божеств  японские военные и политики времен Второй мировой войны, признанные международным сообществом военными преступниками. На стенах Ясукуни высечены имена всех 14 фигурантов Токийского трибунала 1946 года, включая казненных на виселице японских премьеров Коки Хироту и Хидэки Тодзе.

25 декабря с.г. исполняется 69 лет Хабаровскому трибуналу над генералами Квантунской армии, попавшими в cоветский плен в 1945 году. В числе инкриминированных японцам преступлений было соучастие в разработке и испытании на живых людях бактериологического и химического оружия, которое Япония намеревалась массово пустить в ход в Китае, Монголии и на советском Дальнем Востоке. В подчиненных командованию Квантунской армии лабораториях-концлагерях, расположенных в Манчжурии, на пленных китайцах, монголах, русских пробовались искусственно выведенные штаммы чумы, холеры, тифа, сибирской язвы, газовой гангрены.

Для стран, соседей Японии, каждое паломничество политиков в храм Ясукуни сопровождается шоком и массовым недовольством. Но для Страны восходящего солнца это более чем нормальная традиция. Значительная часть японцев уверена, что милитаристы прошлого уже получили наказание, а после смерти их души вошли в небесное воинство, которое хранит Японию на все времена. Главнокомандующий армии небесных хранителей Японии император Дзимму Тенно (660–585 годы до н.э.), по преданию, ниспосланный с неба богиней Аматэрасу. Таким образом, в пантеоне Ясукуни солдаты из Квантунской армии слились в одном почетном ряду с воителями древнейших лет существования империи.

Ясукуни (в переводе – «храм мира в стране») был создан в 1869 году по указу императора Мэйдзи как место поклонения душам японцев, погибших на полях сражений за свою страну и своего микадо (ныне неиспользуемый древний титул японских монархов). Ближе к концу XIX века в близких к императорскому двору военно-аристократических кругах стало популярным реформаторское течение синтоизма «хирата-синто», возводящее каждого убитого на войне японца в ранг ками – синтоистского божества. Родоначальник «хирата-синто» Хирата Ацутанэ считал, что все, кто погиб, защищая Японию от врагов, одним фактом своей смерти очищены навсегда от кагарэ – ритуальной нечистоты, и превратились в богов – защитников всех японцев. Идеи Хираты в период революции Мэйдзи стали мощным оружием в руках синтоистов-монархистов в борьбе против буддистов – сторонников сёгуната. «Синтоистский Лютер» Хирата в пику буддистам и значительной части тогдашних синтоистов провозглашал: человек имеет индивидуальную бессмертную душу, которая в потустороннем мире не только сохраняется в первозданном виде, но при исполнении человеком при жизни исключительных заслуг может трансформироваться в божественную сущность. Современники Хираты считали, что идею бессмертия и святости человеческой души мыслитель взял из китайского перевода запрещенной тогда в Японии Библии.

«Хирата-синто» стало стержнем так называемого государственного синто - религии, которая управляется не жреческой кастой, а правительством Японии. Если точнее, государственное синто в конце XIX века перестало быть религией в чистом виде. Правительство специально указывало, что «путь богов» – это не религия, а суть жизненного уклада каждого японца, наряду с государственной идеологией кокутай. Сложившееся примерно в одно время с «хирата-синто» учение кокутай («тело нации») обозначало Японию как отличную от всех остальных стран мира божественную державу, которой управляют микадо, потомки богов. Отсюда якобы следует, что все японцы по факту своего рождения превосходят любую нацию, поскольку каждый подданный микадо – тоже отчасти бог. Символом религии, ставшей, по сути, родственной нацизму и фашизму ультраправой идеологией, стал храм Ясукуни.

К началу Второй мировой войны организовать свой маленький Ясукуни почитало за честь каждое крупное подразделение армии микадо Хирохито, задействованное на фронте. Такой храм, «комната усопших», был в «отряде 731», военно-медицинском подразделении Квантунской армии в 20 км от Харбина, где на «расово неполноценных» китайцах, монголах, русских в промышленных масштабах испытывалось создаваемое японцами оружие массового уничтожения. В «комнате усопших» воздавали по синтоистскому ритуалу божественные почести сотрудникам, которые умерли на службе: к примеру, отравились насмерть при лабораторных опытах. Командующий отрядом генерал Исии Сиро сочетал свой садизм с фанатичной приверженностью синтоизму. Следуя государственному синто, генералу подчинялись беспрекословно – как самому императору. В отряде на узниках проводили опыты с перепадом давления на больших высотах, обморожением, выживанием человека в ледяной воде и т.д. Все это служило для японской авиации, в частности, для подготовки камикадзе. На территории Ясукуни стоит памятник камикадзе, души ставших «божественным ветром» пилотов возведены в ранг божеств.

Такая сакрализация вызывает в Китае, в обеих Кореях и в других соседних с Японией странах опасение, что японский истеблишмент в храме Ясукуни воздает божественные почести и «отряду 731». В отличие от своего главнокомандования и многих товарищей по оружию, Исии Сиро и его подчиненные в Японии военными преступниками не считаются. Все обвинения были сняты в 1946 году, когда Исии передал американцам научную базу отряда в обмен на иммунитет от уголовного преследования. Несмотря на выявленные Хабаровским трибуналом доказательства преступлений «кухни дьявола», Япония и США отказали Советскому Союзу в выдаче Исии и его подручных.

«Все это так, но обожествлять «отряд 731» никому в нынешней Японии не придет в голову, – сказал «НГР» руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Валерий Кистанов. – Нет свидетельств, как погибли личности из этого отряда, нет их имен. Это слишком одиозно: приравнивать к погибшим на полях сражений разработчиков оружия, входящего в противоречие со всеми нормами международного права. Ни один, даже самый правый нынешний японский политик не поклонится душам тех, кто называл умерщвляемых китайцев, монголов, русских японским словом «маруто» – «бревно».

Однако, говорит эксперт, то, что в Ясукуни воздают секонсай 14 военным преступникам, семеро из которых были повешены в 1946 году, это уже огромная проблема для всех соседей Японии. «Японские политики посещают Ясукуни каждый год 15 августа – в день капитуляции Японии во Второй мировой войне. Для китайцев или корейцев это означает готовность Токио вот-вот начать пересмотр итогов Второй мировой войны», – напоминает Кистанов. По словам эксперта, такие попытки предпринимала ушедшая в отставку в июле с.г. с поста министра обороны Японии Томоми Инада: «Госпожа Инада юрист, сделала себе имя на судебной защите японских милитаристов от исков со стороны антивоенно настроенных японцев. Она пытается доказать, что со стороны Японии в годы войны не было агрессии по отношению к соседям, что проблема «женщин для утешения» – насильственно согнанных в японские военные бордели китаянок и кореянок, полностью надумана. Но Инада не выступает против опеки Запада над японской внешней политикой и обороной, и это самое главное для правящего кабинета Синдзо Абэ».

«Но сам Абэ в этом году не посетил Ясукуни, – подчеркнул Кистанов. – Когда он это сделал в 2013 году официально как премьер, в мире поднялось такое возмущение, что он вообще перестал туда ходить. Он передает туда как частное лицо только ритуальные деревца бонсай». По словам эксперта, идея героизации милитаристского прошлого непопулярна в широких массах японского общества: «В 1970 году, когда вдохновленный реваншистским духом писатель Юкио Мисима призвал военных совершить направленный против Запада государственный переворот, он добился лишь того, что в отчаянии совершил сэппуку – ритуальное самоубийство. Японцы не променяют свой статус страны с общечеловеческими ценностями на псевдосинтоистскую милитаризацию в духе 30-х годов. Глубоко укорененный в сознании японцев синтоизм сегодня мирно сосуществует с буддизмом, даже с христианством и исламом. Скажем, похороны японец проводит по-синтоистски, свадьбы – уже как буддист. Синто после Второй мировой войны лишилась государственного статуса, император теперь уже не почитается как божество».

«Но после 2021 года, когда Абэ оставит пост премьера, никто не гарантирует, что в Японии не пойдет тенденция к крену в реваншизм, – резюмирует Кистанов. – До 2006 года премьером от правящей Либерально-демократической партии был ярый националист Дзюнтъиро Коидзуми. Он, подчеркивая свои убеждения, постоянно ходил в храм Ясукуни как премьер. Это настолько ухудшило отношения Японии с Китаем, что в 2005 году в Китае были японские погромы».    n


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Курс рубля вернулся в март 2022 года

Курс рубля вернулся в март 2022 года

Анастасия Башкатова

Попытки воздействовать на нацвалюту ключевой ставкой могут ни к чему не привести

0
314
"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

Владимир Мухин

Киев и НАТО готовятся к новому витку эскалации конфликта с Россией

0
352
США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

  

0
128
Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Екатерина Трифонова

Отказать в возбуждении уголовного дела много раз по одному поводу теоретически нельзя

0
199

Другие новости