Амина Окуева несла «не мир, но меч» и от «меча» и погибла. Фото со страницы Амины Окуевой в Facebook |
Глава Духовного управления мусульман Украины «Умма» Саид Исмагилов предложил присвоить звание Героя Украины погибшей в конце октября с.г. одесситке Амине Окуевой, пресс-секретарю батальона имени Джохара Дудаева, командует которым ее муж Адам Осмаев. После похорон Окуевой украинские СМИ сообщили, что ее настоящее имя – Наталья Никифорова. «Превращение» украинки в чеченку – только иллюстрация того, как родная для Никифоровой Одесса с начала 1990-х перерождалась в «курорт» для хлынувших в Украину чеченских сепаратистов и, следовательно, ваххабитской экспансии по всему юго-востоку Украины. К нынешнему году этот процесс прошел качественную эволюцию. К 2015–2016 годам в Одессе стали замечать символику запрещенного в РФ «Исламского государства» и подозрительных людей ближневосточной внешности с характерными джихадистскими бородами.
Ваххабиты обосновывались в городе Бабеля и Багрицкого вместе с антироссийски настроенной чеченской миграцией. В начале 1990-х годов базой ревнителей «чистого ислама» стал исламский центр «Аль-Масар» («Радуга»). В 1997 году в «Аль-Масаре» увидел свет переведенный на украинский язык «Намаз» – запрещенная в РФ работа идеолога ваххабизма на Северном Кавказе Багаудина Кебедова. Через «Аль-Масар» распространялись мусульманские газеты на украинском и русском языках со статьями идеолога запрещенного в России движения «Братья-мусульмане» Юсуфа Кардауи и других проповедников. Неофициальную «столицу юмора» посещали высокопоставленные эмиссары «Братьев-мусульман», например директор фонда Labban Foundation Саад ад-Дин Таха аль-Лаббан. В 1999 году, сразу после терактов в Волгодонске и Москве, Лаббан срочно выехал из России, где раньше жил, на постоянное место жительства в Украину. ФСБ давно располагала информацией, что этот исламский благотворитель из Египта спонсирует чеченских боевиков.
В Одессе принимали на высшем уровне и эмиссаров первых лиц «Ичкерии». Вице-президент «Ичкерии» Ваха Арсанов в середине 90-х вел в мэрии переговоры о перевалке «ичкерийской» нефти через одесский порт. Как признались автору материала его знакомые одесские журналисты, разномастные ваххабиты к началу нулевых стали в городе неформальной властью, прибравшей к рукам не только дела духовные, но и ряд сфер одесской экономики. Иметь дела с «ичкерийцами» было рискованно, но выгодно. Выдвинутая украинскими СМИ версия, что 16-летняя Наталья Никифорова – выходец из состоятельной одесской семьи – нашла своего первого мужа Ису Мустафинова в 1999 году в «Ичкерии», не лишена основания. Как и то, что она пошла учиться на хирурга по рекомендации своих ваххабитских «друзей», нуждавшихся в хороших военврачах. Окуевой она стала по поддельной фамилии своего второго мужа – бандглаваря из запрещенного в РФ «Имарата Кавказ» Ислама Тухашева, приговоренного в 2006 году к пожизненному заключению за убийства мирных жителей в Веденском районе Чечни.
В 2011–2012 годах в результате совместных действий Службы безопасности Украины (СБУ) и ФСБ России в Одессе были арестованы чеченцы – граждане Украины, которые планировали покушение на президента России Владимира Путина. Центральной фигурой заговора был Адам Осмаев, третий по счету муж Амины Окуевой. Покушение на президента России запланировал и поручил украинским чеченцам главарь «Имарата Кавказ» Доку Умаров. Было выявлено, что Осмаев оказался в 2007 году в Украине после раскрытого ФСБ в Москве неудавшегося теракта против главы Чечни Рамзана Кадырова, также запланированного Доку Умаровым. Задержанный в качестве предполагаемого «имаратчика» Осмаев на тот момент проживал в Москве легально, работал топ-менеджером в одной из торговых компаний столицы.
В 2012 году Осмаев был признан виновным в подготовке покушения на Путина на основании признательных показаний его подельника Ильи Пьянзина, проживавшего в Одессе русского по происхождению ваххабита из Казахстана. Пьянзин рассказал, что вместе с чеченцем Русланом Мадаевым в 2012 году ездил за инструкциями по покушению на Путина в ОАЭ, к эмиссарам Доку Умарова. Но в июле с.г. осужденный на 10 лет Пьянзин в письме к Путину заявил, что пошел на преступление под давлением своих одесских приятелей-чеченцев, одним из которых был как раз Адам Осмаев.
Освободившись после евромайдана и вернувшись в Одессу, Осмаев застал новый этап формирования национально-религиозной идентичности черноморских чеченцев. Место идей «Имарата» в сознании вайнахов стали прочно занимать идеи «джихада» в Сирии, войны против «российского агрессора» в Донбассе и в ряде случаев – «Исламского государства». В АТО многие чеченцы прибывали из европейских диаспор, по линии расположенного в Дании движения «Свободный Кавказ», чьим координатором в Одессе начиная с нулевых годов была Никифорова-Окуева. Часть этих боевиков до Украины успели побывать на «джихаде» в Сирии, а до этого воевали против «федералов» на Северном Кавказе на стороне «Имарата Кавказ». Командир дислоцированного под Днепропетровском «батальона имени шейха Мансура» с позывным Муслим Чеберлоевский до «джихада» против Башара Асада более 10 лет воевал против федералов в Чечне. А первая рота батальона под командованием Осмаева носит имя воевавшего на стороне Дудаева боевика запрещенной в РФ УНА–УНСО Александра Музычко (Сашка Билого). Боевики-славяне из этой роты активно принимают ваххабитскую версию ислама.
Политолог из Одессы Артем Бузила рассказал «НГР», что использование украинской стороной чеченских исламистов в зоне АТО – факт не скрываемый и официальными украинскими СМИ: «Экс-лидер УНА–УНСО Дмитрий Корчинский долгое время олицетворял связь между украинскими националистами и чеченскими сепаратистами. Не исключаю того, что Никифорова-Окуева воспитывалась в этих реалиях «генетической связи» чеченских ваххабитов и украинских националистов. Незадолго до гибели ваххабитка Окуева заявила, что в ее семье всегда уважали Степана Бандеру, – это не случайно. Но Одесса как таковая беглых террористов никогда не интересовала. Наш регион был им нужен только в качестве политического трамплина, где им представители властей оказывают поддержку. После евромайдана позиции исламистов в Одессе только окрепли. Но для них война за территориальную целостность Украины также не имеет никакой цели и интереса. Единственный интерес расположенных в Украине и воюющих против России исламистских организаций – легализация в международном и военном отношении. Украина, которую исламисты используют в качестве моста для легализации, им подходит. Но для «джихада» против, скажем, Евросоюза, католичества или православия этот формат не приспособлен, и исламисты используют его для борьбы с Россией. Как только Украина им станет совсем не интересна, ничто им не помешает повернуть оружие против приютившей их некогда страны».
Национальная идентичность для одесских исламистов вторична по сравнению с идеологической, сказал «НГР» политолог Андрей Окара: «Значительная часть их, особенно молодое поколение, настроены скорее не против России, а против Путина, Кадырова и всего общероссийского властного тренда». Окара говорит, что вовлеченность мусульман из Одессы в джихадизм как таковой меньше, чем в России. «Для них эта ориентация не является системной и системообразующей, – считает политолог. – Их символ, их кумир Джохар Дудаев, а не Абу Бакр аль-Багдади (лидер «Исламского государства». – «НГР»). Среди крымских татар лично мне чаще встречались случаи ориентации на «Исламское государство», чем среди украинских чеченцев. Для них подобное – это частные случаи маргинального порядка. Как и заявления некоторых командиров чеченских подразделений из АТО, что, очистив от сепаратистов Донбасс, чеченцы пойдут в составе украинской армии освобождать от «российской оккупации» Кубань и весь Кавказ. Тема Кубани действительно магистральна для украинской идентичности, поскольку Екатерина II даровала этот край запорожским казакам, этническим украинцам, поэтому тема украинской Кубани периодически встречается в политической риторике украинских политиков. Но главной задачей для Украины и для воюющих на стороне Украины чеченцев являются Донбасс и Крым, а не Кубань и Кавказ. Да, они уважают Джохара Дудаева, признательны украинским властям за мероприятия в честь «Ичкерии». Но воспринимать их как серьезный боевой потенциал, который способен свергнуть Кадырова и Путина и воссоздать «Ичкерию», ни в коем случае не стоит. Однако их настрой очень радикален. Чеченцев-кадыровцев, которые в 2014 году были в Крыму, а потом в Донбассе, чеченцы-антикадыровцы рассматривают как вызов своему существованию, кровную месть. Но у них нет потенциала не только регулярной армии, но и партизанских частей». «Призывы к джихаду против Путина и Кадырова я рассматриваю как цитату из рэпа из серии «мы вас замочим, посадим в зиндан» и так далее», – иронически заключил Окара.