0
4167
Газета Тенденции Интернет-версия

18.10.2017 00:01:00

Наследники Реформации в зеркале социологии

Ольга Позняк
Магистр религиоведения

Об авторе: Ольга Сергеевна Позняк – аспирант кафедры социологии и религиоведения РГПУ им. А.И. Герцена.

Тэги: протестантизм, 500летие реформации, католики, конфессии, социология


протестантизм, 500-летие реформации, католики, конфессии, социология За пять веков стерлись богословские различия между двумя ветвями западного христианства, но сами наследники Реформации разделились на сотни движений. Фото Reuters

Pew Research Center провел два исследования в 15 странах Европы и в США, пытаясь определить, насколько глубок разрыв между католиками и протестантами двух континентов спустя 500 лет после Реформации. Проводя опросы в Западной Европе, исследователи увидели, что сегодня большая часть протестантов этого региона по-прежнему проживает в северных странах, а католиков – в южных. В охваченных исследованием странах самыми многочисленными религиозными группами протестанты являются в Финляндии (73%), Дании (58%), а также в Англии, Норвегии и Швеции, а католики – в Италии (78%), Португалии (77%), Ирландии (75%), Австрии (74%), а также во Франции, в Испании, Швейцарии, Бельгии. В Германии и Нидерландах католиков и протестантов примерно по 20%. Обе религиозные группы демонстрируют низкий уровень соблюдения культа, только 12% протестантов и 13% католиков заявляют, что религия очень важная часть их жизни, 14% протестантов и 12% католиков ежедневно совершают молитву, 8% протестантов и 14% католиков посещают церковь каждую неделю. 

Самый интересный результат исследователи получили, когда задали респондентам вопрос о том, что необходимо для того, чтобы попасть в рай. Выяснилось, что 47% протестантов и 59% католиков полагают, что вера и добрые дела для спасения являются одинаково необходимыми. 36% католиков и 29% протестантов думают, что спастись можно только верой, остальные не занимают четкой позиции по этому вопросу.

Если судить по результатам опросов, то преобладающим мнением среди протестантов и католиков Западной Европы является то, что у их конфессий сходств больше, чем различий. Так полагают в среднем 58% протестантов и 50% католиков, противоположного мнения придерживаются 26% протестантов и 34% католиков. Оказалось, что подавляющее число протестантов и католиков выразили готовность принять представителей другой конфессии в свою семью, равно как и в качестве соседей. В таком ключе высказалось подавляющее большинство протестантов (от 98% в Германии до 85% в Финляндии) и католиков (от 97% в Германии до 76% в Португалии).

Похожее исследование проведено и в США. 81% католиков и 52% протестантов говорят, что для обретения рая нужны вера и добрые дела, 46% и 17% католиков соглашаются с принципом спасения только верой. Протестанты США разделились по вопросу об источнике вероучения для христиан. 52% протестантов и 75% католиков полагают, что таковым является не только Библия, но и церковное Предание и традиции. 46% протестантов и 21% католиков ответили, что только Библия служит единственным авторитетным источником вероучения. В итоге оказалось, что только 30% протестантов США (и 7% католиков) придерживаются представлений о двух столпах Реформации: спастись можно «только верой», а источник вероучения – «только Писание».

Респондентам в США так же, как и в странах Западной Европы, задали вопрос о том, насколько, по их мнению, похожи католицизм и протестантизм. Оказалось, что 57% протестантов и 65% католиков считают, что у этих двух течений христианства больше схожих черт, чем различий. 41% протестантов и 32% католиков думают, что протестантизм и католицизм в большей степени различаются, чем похожи друг на друга.

Таким образом, в Западной Европе и США среди западных христиан преобладает мнение, что сегодня протестанты и католики в большей степени похожи друг на друга, чем различаются между собой. Также опросы показывают, что многие протестанты – почти половина их численности в США и Западной Европе – убеждены, что вечное спасение достигается посредством сочетания веры и добрых дел, что противоречит позиции Мартина Лютера и других реформаторов западного христианства.

В сентябре с.г. свой отчет по изучению взглядов представителей различных протестантских деноминаций на вопросы морали представил Институт Гэллапа, который провел опрос в США среди последователей Епископальной церкви, лютеран, пресвитериан, методистов, баптистов (отдельно выделив южных баптистов), пятидесятников, а также протестантов, не принадлежащих ни к одной из деноминаций. Стало известно, что 57% епископалов, 53% пресвитериан, 46% лютеран и методистов, 27% баптистов и 17% южных баптистов, 13% пятидесятников считают аборты возможными. Однополые браки одобряют большинство епископалов (71%), пресвитериан и методистов (56%), лютеран (59%) и меньшинство среди баптистов (34%), южных баптистов (24%), пятидесятников (15%), независимых протестантов (36%). Внебрачные сексуальные отношения находят позволительными большинство епископалов (71%), пресвитериан (60%), лютеран (66%), методистов (61%), примерно половина баптистов (49%), меньшинство среди южных баптистов (36%), внеденоминационных протестантов (40%), пятидесятников (30%). В результате можно увидеть, что сегодня в вопросах морали и брака епископалы, пресвитериане, лютеране и методисты более либеральны, чем баптисты (особенно южные), пятидесятники и внеденоминационные протестанты.

Свой отчет, посвященный 500-летию Реформации, опубликовал и Центр изучения глобального христианства, представив демографические данные по протестантизму. Центр объявил 10 стран с самым большим количеством протестантов. Этот список возглавляют США (56,177 млн), далее следуют Нигерия (53,106 млн) и Бразилия (34,836 млн), а также Великобритания, Китай, Германия, Индия, Кения, Индонезия и Эфиопия. Континентом, на котором проживает больше всего протестантов, оказалась Африка, сегодня там сосредоточились 41% всех протестантов. Быстрее всего за последние 10 лет численность протестантов растет в таких странах, как Республика Сан-Томе и Принсипи, Бутан, Нигер, Сингапур, Иран, Бенин, Азербайджан, Сенегал, Гондурас и Лаос.

Исследователи Центра изучения глобального христианства составили также топ-10 самых крупных протестантских религиозных организаций. В результате обладающем самым большим числом членов было признано китайское Триединое патриотическое движение (Three-Self Patriotic Movement), участниками которого являются 26 млн человек. Второй по численности стала Ассамблея Бога в Бразилии с 25 млн прихожан, третьей – Евангелическая церковь Германии с 24,45 млн прихожан. Далее в этом списке находятся Церковь Англии, Англиканская церковь Нигерии, Южная баптистская конвенция в США, Церковь Уганды, Евангелическая церковь «Слово жизни» в Эфиопии, Объединенная методистская церковь в США и «Евангелическая церковь победителей» в Нигерии (Evangelical Church Winning All). В итоге становится ясно, что в настоящее время протестантизм, зародившийся в Европе, довольно активно развивается в Африке и Азии. Исследователи центра полагают, что к 2050 году 53% всех протестантов будут жить в Африке.

Приведенные исследования наглядно показывают, что протестантские деноминации расходятся между собой во взглядах на брак и сексуальное поведение, единство отсутствует и внутри каждой деноминации. Довольно существенная часть мирян-протестантов в Западной Европе и США проявляют незнание некоторых основ вероучения протестантизма. Протестанты и католики в большинстве своем проявляют толерантность друг к другу и видят сходство между двумя направлениями христианства. Также продолжается активное распространение протестантизма в Африке и Азии с перспективой перенесения центра протестантизма на Черный континент.



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1344
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
851
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
606
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
844

Другие новости