Власти Ирана признают только те Церкви, которые на протяжении веков присутствуют в регионе. Фото Reuters
Церковный писатель II–III веков Тертуллиан говорил, что «кровь мучеников есть семя христианства». Несмотря на гонения со стороны властей Римской империи, эта религия выжила и широко распространилась. Может ли сегодня христианство процветать в тех странах, где его исповедание подпадает под законодательные ограничения, а новообращенным грозит уголовное преследование?
Недавно информационное агентство Mohabat News сообщило, что исламское правительство озабочено расширением влияния христианства в Иране, особенно среди молодежи. Аятолла Алави Боруджерди заявил, что в Куме, цитадели шиитского благочестия и учености, отмечены случаи обращения молодых людей в христианство, и некоторые даже посещают домашние церкви. Также свою озабоченность распространением христианства среди молодежи в стране выражал аятолла Макарем Ширази, который полагает, что причиной обращения в христианство молодых мусульман служит иностранное влияние.
Христиане в Иране – религиозное меньшинство, признанное Конституцией страны, однако одновременно в Исламской Республике действует запрет на религиозный прозелитизм, также воспрещается создавать домашние церкви. Новообращенным христианам в Иране могут грозить преследования и тюремное заключение, на что и указывают беженцы из Ирана, желающие получить убежище в Европе. Согласно Christian Post, иранское правительство тратит миллионы долларов на поддержку организаций, которые продвигают ислам среди молодежи внутри и вне границ Ирана, наряду с кампанией по пресечению появления христианских новообращенных.
Исполнительный директор Центра по защите прав человека в Иране Хади Гаэми заявил на странице сайта, что иранское государство продолжает преследовать новых христиан. Как сообщает Центр в своем докладе, с июня с.г. по меньшей мере 11 новообращенных христиан и бывший лидер Ассирийской пятидесятнической церкви в Иране были приговорены к длительным срокам тюремного заключения. Они были осуждены за действия против национальной безопасности, часть из них – за организацию домашних церквей и проповедь «сионистского христианства».
Несмотря на меры противодействия со стороны правительства, миссионерская группа Elam Ministries полагает, что распространение христианства в Иране реально – сегодня насчитывается 360 тыс. верующих по сравнению с 500 христианами, перешедшими из ислама в 1979 году.
В этом году еще в одном государстве прозвучали сообщения об увеличении числа христиан. Министр внутренних дел Индии Кирен Риджиу высказался о сокращении числа последователей индуизма и росте количества христиан, в частности, это касается его родного штата Аруначал-Прадеш, в котором, по официальной переписи, христианское население выросло с 1% в 1971 году до более чем 30% в 2011-м. Аналогичный рост произошел и в Манипуре. Министр видит причины процесса в возможности для христиан миссионерства, тогда как индуисты не обращают иноверцев в свою религию.
В августе с.г. христиане штата Джаркханд проявили озабоченность одобрением законопроекта, согласно которому запрещено религиозное обращение в результате насильственных или любых мошеннических действий. Нарушителям может грозить лишение свободы сроком до четырех лет. По сведениям организации «Международная забота о христианах» (International Christian Concern), местные церковные служащие оценивают этот законопроект как угрозу свободы вероисповедания племенных и других маргинальных слоев индийского общества. Подобными законами часто злоупотребляют индуистские националистические силы из-за двусмысленности и отсутствия четких определений терминов вроде «побуждение», «принуждение», «мошенничество» и др.
Аналогичные законы, ограничивающие изменение вероисповедания, действуют в ряде других штатов Индии, таких как Раджастхан, Мадхья-Прадеш, Химачал-Прадеш и Тамил-Наду. В последнее время, по данным организации «Открытые двери», возросло число различных нарушений в отношении христиан. Так, в первом полугодии с.г. организация указывает на 410 случаев притеснения христиан в Индии, среди них и нападения со стороны индуистских экстремистов, осквернение христианских кладбищ, бойкоты, насильственное обращение в индуизм. В большинстве случаев нападавшие не понесли наказания. По итогам 2016 года «Открытые двери» подняли Индию на 15-е место в списке стран (опубликован на их сайте), в которых христианам угрожает наибольшая опасность. Согласно Guardian, Индия испытала эскалацию нападений на свое христианское меньшинство в 2016 году со стороны индуистских националистов.
Зато в мае с.г. Christian Post сообщила о распространении христианства в стране, которая по итогам изучения положения христиан уже несколько лет находится на первом месте в списке «Открытых дверей» как самая опасная для христиан, а именно – КНДР. По словам северокорейского перебежчика Ким Чун-сона, христианского миссионера, христианство в КНДР распространяется, несмотря на преследования и усилия со стороны правительства. По информации Forbes, сегодня в Северной Корее находится от 300 тыс. до 500 тыс. христиан (получить точную информацию очень сложно), при этом многие христиане стараются скрыть свою веру настолько, насколько это возможно, чтобы избежать отправки в трудовой лагерь. В стране есть официальные христианские организации, которые контролируются правительством, но помимо них действуют и подпольные Церкви.
Организация «Открытые двери» утверждает, что в прошлом году за свою веру в трудовые лагеря было заключено около 70 тыс. христиан. По сведениям Forbes, в 2014 году было около 50 тыс. заключенных-христиан. Организация «Всемирная христианская солидарность» (Christian Solidarity Worldwide) докладывает о пытках и внесудебных расправах над христианами.
Помимо этих трех стран СМИ и правозащитные организации упоминают и другие страны, в которых исповедание христианства ограничено и переход в него может грозить смертной казнью или тюремным заключением, такие как Афганистан, Пакистан, Судан, Йемен, Эритрея, Саудовская Аравия. Тем не менее исследовательский центр Pew в своем докладе, посвященном будущему мировых религий, прогнозирует в вышеперечисленных странах увеличение числа христиан в 1,5–2,2 раза к 2050 году. Исследователи предполагают и рост христиан в Иране, Индии и КНДР, впрочем, в Северной Корее довольно небольшой – только на 2 млн последователей. К значительным изменениям в пропорциях относительно остальных религий в этих и вышеуказанных странах подобный рост не приведет – доля христианского населения в процентном соотношении останется примерно прежней.
Таким образом, рост христианства в странах, где его исповедание и переход в него подвергнуты ограничению, действительно возможен, хоть и не слишком значителен. Силовые меры воздействия на миссионеров и новообращенных не останавливают верующих. Но и кардинального изменения религиозного состава населения подобных государств не стоит ожидать.