Украинцы давно разучились свято верить всему, о чем пишут СМИ. Фото РИА Новости
Константинопольский (Вселенский) патриарх Варфоломей направил украинским журналистам письмо, в котором призвал четвертую власть Украины к подаче правдивой, неангажированной информации. Роль журналистов – доводить правдивую информацию до людей, чтобы они лучше понимали проблемы и ситуации, в которых живут, заявил Варфоломей. Он также сообщил, что молится за прекращение братоубийственной войны в Украине. Тем самым он связал призыв к украинским журналистам говорить только правду с перспективами установления мира в стране. Заработает ли наказ патриарха Варфоломея в текущих украинских условиях? На эту тему с «НГР» беседовали украинские эксперты.
«Патриарх Варфоломей – человек хорошо осведомленный во всех актуальных вопросах современной жизни, – сказала заведующая отделом истории религии и практического религиоведения Института философии им. Григория Сковороды НАН Украины Людмила Филиппович. – У патриарха есть источники во всех странах, политических лагерях, он получает разностороннюю информацию. Поэтому ему нужно было обратиться в первую очередь к украинским журналистам – людям, которые производят информацию. Ведь случается, что Константинопольского патриарха самого вводят в заблуждение, потому что и у него под рукой вместо достоверной информации все-таки ложная, мифическая».
Письмо Варфоломея Филиппович назвала свежей струей для украинского медиаполя. Однако «призыв патриарха в итоге может оказаться для Украины гласом вопиющего в пустыне». «Сомневаюсь, что патриарх Варфоломей может повлиять на нынешний конфликт между Украиной и Россией, – говорит эксперт. – К сожалению, все основные политические решения принимаются не у религиозных лидеров, не у храмовых алтарей, а в высоких политических кабинетах».
Политолог Владимир Скачко отнесся к письму Варфоломея еще более скептически, чем Филиппович. «Я 14 лет проработал главным редактором газеты «Киевский телеграф», – сказал Скачко «НГР». – Часто общался с выпускниками украинских журфаков. Первое, о чем они меня спрашивали, кого «Киевский телеграф» «мочит». То есть в этих ребят и девчат еще в вузе была вложена установка, что журналисты – это обслуживающая сфера, и больше «печенюшек» в этой сфере получает тот, кто лучше «мочит». Призыв патриарха Варфоломея, чтобы украинские журналисты говорили и писали только правду – шикарная вещь сама по себе. В случае с Украиной эти слова – как легкое облачко, которое проплывает над руинами, не оплодотворяя эти руины даже маленьким дождиком. Это даже не глас вопиющего в пустыне: в пустыне хоть одна живая душа да услышит. Я видел патриарха Варфоломея в 2008 году, когда он приезжал в Киев по приглашению Арсения Яценюка, тогда спикера Верховной рады. Лично мне показалось, что Варфоломей уже тогда, при президенте Викторе Ющенко, не понимал происходящего в Украине. Разобщение журналистов и общества и самих «цепных псов демократии» между собой наблюдалось уже тогда. СМИ из аудита общества превратились в прислугу олигархов. Украинская журналистика сейчас скатывается к советской прессе времен застоя: когда журналисты понимали, что врут, и поэтому пили по-черному, сходили с ума, уходили в диссиденты… И продолжали работать, следовательно, врать. В Украине советской цензуры нет. Есть многоплановый и разноплановый контроль. Если журналисту кажется, что он наконец-то выбрался на праведную дорогу, он вскоре понимает, что и эта дорога оплачена из кошелька толстосума».
Владимир Скачко выдвинул гипотезу, почему Варфоломей обратился к украинской прессе: «Представители украинского политикума к нему часто пристают насчет автокефальной украинской Церкви и вообще независимости ее от любых внешних центров. По сути своего ответа – что журналисты должны говорить правду, тогда правда победит – патриарх абсолютно прав. Но это именно те благие намерения, которыми вымощена дорога в ад. В Украине сделано все для того, чтобы журналисты потеряли себя как корпоративное сообщество».
«Вряд ли патриарх столь наивен, чтобы искренне верить, что, если журналисты Украины начнут говорить правду, война в Украине прекратится, – сказал директор киевского Института политических исследований и международного анализа Сергей Толстов. – Он прав в том смысле, что распространение лживой информации не может считаться богоугодным деянием. У нас журналистика связана с идеологическими кампаниями, и предостережения Варфоломея насчет лживой журналистики обоснованны». Эксперт сказал, что письмо Константинопольского предстоятеля может быть подготовкой к скорому визиту Варфоломея в Украину. «Приближается дата принятия крещения князем Владимиром. В контексте ожидаемого визита надо воспринимать его слова о том, что Константинополь был с украинским народом с момента крещения князя Владимира. Патриарх понимает, что украинское общество нуждается в примирении, необходимо, чтобы пресса этому содействовала. Я вижу в этом скорее проявление внимания к украинским делам, чем сенсационную артикуляцию. Перед приездом в Киев Варфоломею нужно обозначить свою позицию».
«Когда Петр Порошенко в марте прошлого года был в Стамбуле, он встречался с Варфоломеем, – напомнил Сергей Толстов. – У Порошенко есть интерес перевести Украинскую православную церковь под омофор Константинополя. Но этот вопрос на данном этапе трудноразрешим. Решению мешает ситуация в украинско-российских отношениях, которые вряд ли урегулируются в течение ближайших лет. Если этот процесс, переход под омофор Константинополя, рассматривать технологически, потребуются отставка Филарета (Денисенко) и демонтаж Киевского патриархата, созыв Поместного собора и принятие им соответствующего решения, обращение Собора к Варфоломею. Эта схема будет возможна только после отставки Филарета, на что Порошенко вряд ли согласится».
Очень лаконично по поводу письма Варфоломея отозвался Анатолий Кинах, экс-премьер страны. «В письме, как я могу судить из его пересказа, есть много спорных формулировок. Начиная с формулировки о братоубийственной, то есть гражданской, войне», – сказал политик «НГР».