Сергей Аксенов выстроил доверительные отношения с муфтием Эмирали Аблаевым (в центре) и митрополитом Лазарем (Швецом). Фото с сайта www.rk.gov.ru
Тему влияния санкций на жизнь Крыма и Российской Федерации в целом обсуждали на форуме «Открытый Крым», который прошел в Алуште в середине июня. Трехлетнее нахождение полуострова под санкциями плюс реваншистские выпады со стороны Киева заставляют пересмотреть внутреннюю политику на полуострове. В том числе отношение властей к сложившейся там конфигурации религиозных организаций и общин.
Обсуждению религиозной ситуации в Тавриде была также посвящена конференция, прошедшая 8 июня в Институте Европы РАН. Блок религиозно-общественных вопросов региона был представлен в виде презентации под названием «Крымские надежды», который показал, какие чаяния были у крымчан в 2014 году. Первый пункт – оживление религиозно-политической ситуации, стремление разрешить накопившиеся проблемы, как имущественные, так и идеологические. Второй пункт: на полуострове появились религиозные миссионеры из РФ, что также сказалось на ранее существовавшей здесь системе отношений «власть–общество» и «власть–общество–религия». Соавтор презентации по ситуации в Крыму и модератор конференции - социолог и религиовед Роман Лункин, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН.
Религиозная политика в Крыму управляется ведомственной связкой. В связку входят Госкомнац Крыма (глава Заур Смирнов), отдел по делам религий и национально-религиозных сообществ Минкультуры Крыма (начальник Александр Селевко), Министерство внутренней политики Крыма (глава Дмитрий Полонский), межрелигиозные советы в крупных муниципалитетах – Симферополе, Ялте, Евпатории. В Севастополе религиозными вопросами занимаются муниципальные консультанты, подчиненные губернатору города. Российская администрация сохранила действующий с 1992 года межконфессиональный совет «Мир Божий», куда входят представители всех традиционных религий полуострова: православные, мусульмане, католики, протестанты, иудеи. Юрисдикция существующего с 1992 года Духовного управления мусульман Крыма (глава – муфтий Эмирали Аблаев) с 2014 года распространяется и на мусульман Севастополя. Город военно-морской славы России также входит в Симферопольскую и Крымскую епархию УПЦ МП, руководимую митрополитом Лазарем (Швецом).
Митрополит Лазарь, секретарь Крымской епархии протоиерей Александр Якушечкин, Эмирали Аблаев и первый заместитель муфтия Айдер Исмаилов входят в образованный в октябре 2015 года указом главы Крыма Сергея Аксенова общественный координационный совет Республики Крым по вопросам патриотического воспитания. В этот совет также входят вице-премьер Дмитрий Полонский, министры культуры, образования, спорта, руководитель регионального штаба «Молодой гвардии «Единой России» (МГЕР) и т.д. Присутствие в этом совете представителей епархии и ДУМК распространяет действие общекрымского совета также и на Севастополь.
Видно, что члены указанного Совета – это представители политикума, который складывался на полуострове еще в украинский период. Министр культуры Крыма Вера Новосельская при Украине была первым замминистра, министр образования Наталья Гончарова до 2014 года работала на аналогичной должности. Глава крымского отделения МГЕР Владислав Ганжара до 2014 года руководил действовавшей в Симферополе Крымской молодежной ассоциацией молодых политологов. Глава Госкомнаца Крыма Заур Смирнов при Украине был членом президиума «Меджлиса крымско-татарского народа» (запрещен в РФ). Дмитрий Полонский, основной куратор всей внутренней политики в Республике Крым, также ветеран украинской политики. Супруга Полонского – Ольга Виноградова, в украинский период депутат Бахчисарайского райсовета, сейчас возглавляет крымское отделение Общероссийского народного фронта. Протоиерей Александр Якушечкин в беседе с «НГР» отметил, что в украинский период у Сергея Аксенова и главы парламента Крыма Владимира Константинова были теплые отношения с митрополитом Лазарем: «Аксенов и Константинов ходили к Лазарю за советом, когда создавалась партия «Русское единство». Говоря простым языком, религия и власть друг для друга – «свои».
Отношения с религиозными юрисдикциями строятся по принципу «свой–чужой». В списке «чужих» – организации, которые, как «Меджлис», отказались принимать предлагаемые новой властью правила игры. Прежде всего это Киевский патриархат. Официально он не запрещен в Крыму, но власти подчеркивают маргинальность этой институции. «У сторонников Филарета (Денисенко) появился шанс на успех в Крыму в президентство Виктора Ющенко, когда в Украине стали популяризироваться темы украинской автокефальной Церкви и голодомора, – сказал Якушечкин. – Голодомор и украинская автокефалия связаны между собой, поскольку направлены против России. Власти тогда объявили, что надо проводить молебны за жертв голодомора». «У Киевского патриархата в Крыму нет ни прихожан, ни влияния, – подтвердил слова Якушечкина в беседе с «НГР» депутат Госдумы Руслан Бальбек, в 2014–2016 годах – вице-премьер Крыма. – УПЦ КП строится на украинском национализме. Любой национализм, украинский, русский, татарский, – это зло».
Интеграция неправославных христианских конфессий Крыма в установленный властями формат проходит достаточно ровно. Крымские католики вышли из украинской орбиты, перейдя в прямое подчинение Ватикану. С декабря 2014 года в Крыму действует католический пастырский округ во главе с епископом Яцеком Пылем. Но при этом у католиков Севастополя есть проблемы: они все еще безуспешно пытаются вернуть себе здание в центре города. Крымские греко-католики получили прописку в российском Крыму, зарегистрировавшись как католики византийского обряда. Их собратья по вере в Украине именуют себя католиками восточного обряда, что как бы отделяет униатов-украинцев от униатов-крымчан. После 2014 года образовались имущественные конфликты по поводу собственности лютеранских общин полуострова. Такой конфликт, в частности, в 2015 году назрел вокруг ялтинской кирхи Святой Марии. Одна сторона конфликта – зарегистрированная в 2005 году Немецкая евангелическая лютеранская церковь Украины и дружественная ей Евангелическо-лютеранская церковь России. Другая – образованная в 2015 году в Ялте Евангелическо-лютеранская община Святой Марии, которой руководит многолетний пастор кирхи Владимир Эмрих, отколовшийся от украинских лютеран еще в 1990-х годах. В нелютеранском протестантском сегменте проводится политика мирного сосуществования лидеров украинского периода и российских миссионеров. При этом полуостров очищается от организаций вроде «Посольство Божие» и «Новое поколение», поскольку они тесно ангажированы с евромайданом и нынешними украинскими властями.
Интересно, что недружественным России агентом влияния Украины в Симферополе считают Духовный центр мусульман Крыма (ДЦМК) – Таврический муфтият, который на полуострове считается куда более пророссийским, чем ДУМК. ДЦМК не прошел идентификацию «свой–чужой» еще при Украине, когда образовался в 2010 году в качестве альтернативы официальному ДУМК. Несмотря на то что Минюст РФ в 2016 году определил, что в ДЦМК исповедуют традиционный для России ханафитский мазхаб суннитского ислама, в Крыму за ДЦМК с подачи властей сохраняется старое украинское определение такфиритов – хабашитов, «псевдомусульманской секты», которая сеет раздор между мусульманами, прикрываясь пророссийской патриотической риторикой. Существование в одном регионе двух муфтиятов в России никто не запрещает. Но в Симферополе считают иначе. То, что на полуострове может быть альтернатива юрисдикции Аблаева, в Симферополе воспринимают как подрывающий безопасность России раскол среди мусульман. «Представьте, что в Рязанской области образовалась вторая православная епархия, которая объявляет других верующих неправославными и критикует власти, – сказал «НГР» первый заместитель Эмирали Аблаева Айдер Исмаилов. – Так называемый Таврический муфтият – то же самое. Это опасная для России секта». Руслан Бальбек добавил, что Таврический муфтият – это крымское отделение действующего в Киеве Духовного управления мусульман Украины во главе с ливанцем Ахмедом Тамимом, где, по словам Бальбека, исповедуют опасную для России ересь хабашизма.
Реализацию религиозной политики в Симферополе видят в реновации той системы отношений, которая была в украинский период. Управление сведено в один блок, а личный состав этого блока – это «ближний круг» руководителей региона.