Лидер «Демократических мусульман» Насер Хадер больше доверяет опыту соседних стран, чем опасениям спецслужб в отношении его единоверцев. Фото со страницы Консервативной народной партии Дании в Facebook
Датский националист, который сжег на камеру Коран, должен был предстать перед судом в этом месяце, однако 2 июня с.г. Фолькетинг (парламент страны) отменил закон о запрете богохульства, остававшийся последним из подобных законов в Скандинавии. «НГР» выяснили, где еще в Европе чувства верующих остаются под государственной опекой.
42-летний мужчина, который в 2015 году сжег во дворе своего дома Коран и выложил видеозапись своей акции в Facebook на странице группы «JA TIL FRIHED – NEJ TIL ISLAM» («Да свободе – нет исламу»), стал последним обвиняемым в богохульстве датчанином. О готовящемся судебном разбирательстве заявила на своем сайте 23 февраля с.г. Генеральная прокуратура Дании. Видеозапись, по информации обвинения, сопровождалась комментарием: «Подумайте о соседях – это (вероятно, злоумышленник имел в виду Коран. – «НГР») воняет, прогорая». Адвокат Расмус Палудан рассматривал сожжение Корана как самооборону: «Я не считаю неразумным для датского патриота сжечь книгу, в которой рассыпаны призывы убивать датчан, – заявлял он Датскому радио (DR). – В этом законе странным образом соотносятся политика и уголовное право, и я думаю, что политики в нем больше».
Националист стал не только последним датчанином, подвергшимся уголовному преследованию за акт кощунства. Его дело стало первым с 1971 года случаем применения этого закона на практике. Тогда под судом оказалось руководство радиостанции, в эфире которой прозвучала песня об отрицающей Бога женщине. В 1946 году закон был применен к семейной паре, нарядившей карнавальное чучело в рясу, а в 1938-м – к группе гитлеровцев, распространявших антииудейские листовки.
«Мы считаем, что обстоятельства этого дела заставляют пресекать подобные действия, с тем чтобы суды могли их оценивать», – прокомментировал дело на сайте ведомства генеральный прокурор Дании Ян Рекендорфф. Максимальным наказанием за богохульство могли стать четыре месяца тюремного заключения, однако Рекендорфф заявил о том, что в суде обвинение будет добиваться штрафа. Однако суд, который должен был пройти в датском Ольборге, так и не состоялся – действовавший 334 года закон, запрещающий публичное оскорбление религии, был отменен Фолькетингом.
Тем не менее дорога к отмене спорной правовой нормы была долгой и не обошлась без дискуссий. Решение Фолькетинга стало возможно только после того, как придерживающаяся консервативно-либеральных взглядов аграрная парламентская партия Venstre («Левые») после внутрипартийного обсуждения изменила свою позицию по данному вопросу и объявила о том, что поддерживает отмену закона о богохульстве. Другие партии парламента, Либеральный альянс и Консервативная народная партия, давно согласились с необходимостью такого шага. «Опыт Норвегии, Исландии и Нидерландов показывает, что закон о богохульстве можно легко отменить», – сказал газете Ekstra Bladet представитель Консервативной народной партии и лидер организации «Демократические мусульмане в Дании», уроженец Дамаска Насер Хадер. Однако с парламентарием согласны далеко не все.
Центр анализа террористической угрозы датской службы безопасности и разведки (Politiets Efterretningstjeneste, или PET) вмешался в дебаты вокруг закона о кощунстве с заявлением о том, что отмена 140-й статьи Уголовного кодекса (именно таким был номер отмененного недавно закона) приведет к скачку числа террористических актов на территории страны. Свои опасения по поводу возможности терактов выразил и министр юстиции Сёрен Папе Поульсен. При этом аргументация чиновников не удовлетворила законодателей. «Я очень разочарован речью министра. Она опирается на рыхлый аргумент от безопасности», – сказал DR пресс-секретарь национал-консерваторов из Датской народной партии Петер Кофод Поульсен.
Несмотря на скептицизм датских парламентариев, обеспокоенность экспертов спецслужб и министра юстиции понятна. Закон о богохульстве действительно применялся крайне редко – начатое в отношении сжегшего Коран мужчины дело стало четвертым за последние 80 лет – однако возможность его применения с одной стороны и отмены с другой широко обсуждалась во время протестов мусульман, вызванных публикацией карикатур на пророка Мухаммеда газетой Jyllands-Posten в 2005 году. Во многих странах Европы законы, аналогичные отмененному датскому 140-му, в последние годы применялись в подавляющем большинстве случаев в отношении людей, так или иначе оскорбивших чувства мусульман. Так, с 2009 года в Австрии виновными по 188-й статье Уголовного кодекса (поношение религиозных учений) были признаны четыре человека. Двое из них обвинили пророка Мухаммеда в педофилии; еще на одного подал в суд сосед, оскорбленный тем, что он передразнивал пение муэдзина, подстригая лужайку. В 2009 году суд обязал правого финского политика Юсси Кристиана Халла-ахо выплатить 330 евро штрафа, согласно разделу № 10 Уголовного кодекса Финляндии (нарушение святости религии) за пост в блоге, обвиняющий пророка Мухаммеда в педофилии. В 2014 году группа французских исламистов заявляла о намерении подать в суд на получивший впоследствии печальную известность сатирический еженедельник Charlie Hebdo, используя до сих пор действующий в Эльзасе закон о богохульстве.
Расстрел в редакции сатирического журнала, происшедший в 2015 году, породил новые дискуссии о необходимости отмены этого закона, воспринимающегося в секулярной Франции как анахронизм. Дания стала пятой – после Исландии, Норвегии, Нидерландов и Мальты – страной в Европе, в которой закон о богохульстве был отменен полностью. Однако европейские сторонники секуляризации сталкиваются с неожиданной проблемой: отмена законов, принимавшихся сотни лет назад для защиты господствовавшего в Европе христианства, имеющая целью уравнять перед законом все мировоззрения, может вызвать недовольство мусульман, чувствующих незащищенность перед атаками со стороны как атеистов, так и радикальных националистов, и рост популярности экстремистских движений в эмигрантской среде.
Главный редактор журнала «Религия и право» Анатолий Пчелинцев считает, что «антибогохульные» законы играют важную роль, препятствуя радикализации мусульман Европы. «Они существуют еще со Средних веков, и в последние годы вообще не работали, пока не полыхнул Ближний Восток. Огромное количество беженцев поменяло ситуацию в Европе, в том числе и правовую. Мусульмане более трепетно, чем христиане, относятся к выпадам в адрес своей веры, Аллаха и пророка. Поэтому наличие этих законов является сдерживающим фактором», – сказал он в беседе корреспонденту «НГР».
Сдерживающим фактором, по мнению эксперта, подобный закон (статья 148 УК РФ, о защите чувств верующих) является и в России, несмотря на некоторые неудачные дефиниции, содержащиеся в нем: «Как практикующий адвокат и ученый, я могу сказать, что именно из-за его понятий я был его ярым противником. Но, учитывая низкий уровень правовой культуры нашего общества – с моей точки зрения, его влияние остается больше позитивным, чем отрицательным». Пчелинцев поясняет: «В правовом поле появились две новые дефиниции – «чувства» и «верующие». Что такое чувства, как определить глубину и искренность веры? Конечно, присутствующих в УК РФ механизмов и норм и без того достаточно. Но не стоит драматизировать ситуацию – и у нас, и в Европе немало людей, которые любят «помахать шашкой». Эта норма превентивная. На практике нельзя сказать, чтобы она оказала сверхнегативное влияние. Да, есть дело по покемонам («дело Руслана Соколовского». – «НГР»), но при отсутствии этой нормы его (Соколовского) могли привлечь по другой статье УК».
«Несколько лет назад были активны околоправославные антикультисты – они устраивали митинги, могли прийти с плакатами «Секту долой» к традиционным протестантам, – продолжил Пчелинцев. – Сегодня они не могут этого сделать – это подпадает под действие Уголовного кодекса. Поэтому сегодня подобных мероприятий нет, и закон выступил стабилизирующим фактором. У людей в сознании осело: такого делать нельзя».
Однако применение схожих по содержанию законов в Европе и России существенно различается, и дела по сравнительно молодой статье 148 УК РФ становятся не курьезными случаями пробуждения от спячки норм многосотлетней давности, а актуальными политическими событиями, вызывающими как оживленные дискуссии, так и протесты на улицах.