Хорошая охрана обеспечивает еврейским общинам безопасность. Фото Reuters
Накануне Дня памяти жертв Холокоста, который отмечается в Израиле в апреле-мае, в Тель-Авиве рассказали о нынешней ситуации с антисемитизмом во всем мире, обозначили последние тенденции в этой области и представили публике статистические данные. 100-страничный доклад подготовлен Центром Кантора по изучению современного европейского еврейства при Тель-Авивском университете в сотрудничестве c Европейским еврейским конгрессом (ЕЕК). Основательное исследование охватывает события 2016 года, а его данные сравниваются с показателями предыдущих исследований начиная с 1989 года. Подобные доклады представляются публике ежегодно.
Поскольку презентация в Тель-Авивском университете проходила одновременно с президентскими выборами во Франции, выступавшие не прошли мимо политической ситуации в этой и других странах Евросоюза. Они подчеркнули, что вопреки ожиданиям рост миграции с Ближнего Востока в ЕС не стал причиной роста антисемитизма. Даже всплеск праворадикальных и националистических настроений не привел к росту насилия по отношению к евреям или их диффамации. Ксенофобия оказалась в основном направленной на мигрантов из мусульманских стран. В свою очередь, хулиганские проявления со стороны приезжих в основном были нацелены не на еврейские общины Европы и их инфраструктуру, а на представителей титульных народов. В частности, подобное было отмечено в отношении Германии.
«Создается впечатление, что прибытие новых иммигрантов не привело к повышению уровня антисемитизма за счет совершаемых ими действий, даже несмотря на то что они являются выходцами из стран, где антиеврейская пропаганда стала частью мировоззрения, – говорится в релизе университета. – Новые иммигранты озабочены выживанием, стараясь обеспечить себя заработком, изучением языков и интеграцией в новой среде и культуре. Злоумышленниками же продолжают быть представители радикальных кругов укоренившихся мусульманских иммигрантов, а также представители крайне правых течений. К примеру, повышение на 16% случаев проявления антисемитизма в Берлине приходится не на новоприбывших. Несмотря на то что большинство нападений на евреев совершается мусульманами, ответственными за осквернение могил и памятников являются скорее всего крайне правые силы и хулиганы».
«Тем не менее присутствие иммигрантов косвенно влияет на ситуацию: укрепление крайне правых сил необязательно сопровождается громкими антисемитскими заявлениями, хотя они являются частью общей ситуации, в которой все чаще проявляются ксенофобия и популизм, что постоянно грозит перерасти в антисемитские настроения, – также говорится в сообщении авторов доклада. – Опасение, выражаемое в либеральных кругах, заключается в том, что такая обстановка угрожает демократическим ценностям в Европе наряду с обеспокоенностью укрепления ультраправых партий (которые имеют склонность объединять усилия под знаменем антисемитизма). Чем острее будет проявляться кризис с беженцами или даже в случае его продолжения, тем более агрессивными будут действия в отношении иммигрантов, что грозит им реальной расправой наряду с другими меньшинствами в целом».
Когда прозвучали эти заявления, еще не был ясен исход президентских выборов во Франции. Оставалась высокой вероятность прихода к власти ультраправой партии «Национальный фронт» Марин Ле Пен, выступающей не только с антииммигранских позиций, но и в последние дни кампании допустившей ряд высказываний против религиозных евреев и их обычаев. Однако Ле Пен проиграла выборы, и президентом стал Эммануэль Макрон, которого считают приверженцем либеральных воззрений.
Согласно данным исследования, в некоторых странах Западной Европы в предыдущем году отмечено снижение числа антисемитских происшествий. Если в целом по миру антиеврейских акций с применением насилия стало меньше на 12% (с 410 в 2015 году до 361 в 2016-м), то наиболее значительное снижение было отмечено во Франции – на 61%.
В Великобритании, напротив, засвидетельствовано увеличение числа антисемитских инцидентов на 11%, в Австралии – на 10%. Тревожным назван рост случаев проявления антисемитизма на 45% в университетских кампусах США, где еврейские студенты постоянно сталкиваются с проявлением ненависти и нетолерантности. Американская студенческая и академическая среда оказалась в большой мере охвачена пропалестинскими и левыми политическими взглядами. Хотя в общем на левые политические силы авторы доклада возлагают минимальную вину за проявления нетерпимости.
В качестве объяснения того, почему на иудейские общины в Европе стали нападать реже, исследователи приводят факты увеличения финансирования систем безопасности общинных центров, синагог и еврейских школ. В этом смысле показательно, что акты вандализма часто происходят на кладбищах, ведь их трудно защитить.
Президент Европейского еврейского конгресса Вячеслав Кантор прокомментировал данные отчета, заявив, что в мире отмечается снижение числа случаев проявления антисемитизма с применением насилия, однако в 2016 году появились новые способы его выражения – в частности, рост призывов к ненависти в Интернете. «Мы засвидетельствовали улучшение в инициативах крупных корпораций, таких как Google, Twitter, Youtube, Microsoft и Facebook, по регламентированию и введению ограничений в отношении выражения ненависти в социальных сетях. В то же время, к сожалению, методы противодействия «виртуальному антисемитизму» до сих пор не до конца отработаны», – заявил Кантор.
На пресс-конференции для журналистов прозвучали в основном заявления о ситуации в Западной Европе и Америке, но «НГР» поинтересовались у основного спикера, директора Центра Кантора профессора Дины Порат, попала ли в фокус исследователей ситуация в России и Украине, учитывая рост взаимных обвинений обеих стран в диффамации меньшинств. Как раз в это время в Израиле скончался раввин Мендл Дайч, избитый в октябре 2016 года в Житомире. Главный раввин России Берл Лазар по этому случаю высказал соболезнования родственникам погибшего духовного деятеля. Хотя мотивом избиения следствие считает ограбление, еврейские организации России обращают особое внимание на подобные случаи насилия по отношению к еврейским религиозным лидерам в соседней стране.
«Поскольку нападение на раввина Дайча произошло в 2016 году, этот факт обязательно попал в нашу базу данных, – ответила Дина Порат. – Это очень сложное явление, и я хотела бы подчернуть, что в избиении евреев и раввинов принимают участие не только субъекты с политической окраской, представители правых или левых сил, это в основном совершают хулиганы, подростки, которые находятся в состоянии алкогольного опьянения, которые испытывают скуку и находятся под влиянием социальных средств массовой информации. Тем не менее это очень важная проблема, и мы должны с ней бороться».
Что касается фактора взаимных обвинений в преследовании национальных и религиозных меньшинств в информационном противостоянии Украины и России, директор Центра Кантора прокомментировала это явление следующим образом: «В данном случае антисемитизм представляет собой политический инструмент, который стороны используют в конфликте друг с другом. Здесь даже вопрос не в том, кто занимается антисемитизмом и в каком объеме, здесь стороны считают своим долгом в рамках данного конфликта показывать друг на друга пальцем и обвинять друг друга в ксенофобии».
По просьбе «НГ» Дина Порат также оценила динамику религиозной мотивации антисемитских акций, происшествий и агитации. «Религиозная мотивация в антисемитизме снижается со стороны христиан, но со стороны мусульман эта тенденция повышается, – полагает эксперт. – Радикальные мусульмане считают своим религиозным долгом совершать нападки на евреев и утверждают, что это им якобы диктует Аллах. Если мы говорим о христианском мире, то в основном эта проблема касается Восточной Европы, где раньше царил коммунизм, а теперь возвращается религия и за этот счет усиливаются антисемитские движения. Это не касается Западной Европы, где ситуация всегда была ровной и где общество имеет светский характер».