Даже оппонируя режиму Асада, ассирийцы надеются на покровительство Москвы. Фото Reuters
В западных политических кругах идет интенсивная раскрутка сирийского «заринового скандала» – предполагаемого использования режимом Башара Асада отравляющих веществ. Про асадовский зарин, послуживший причиной американской бомбардировки военной базы в Шейрате, говорил министр обороны США Джеймс Метьюс на встрече со своим израильским коллегой Авигдором Либерманом. Затем «нашли» зарин в Сирии и тем самым оправдали ракетный удар США по Сирии спецслужбы Франции.
Незадолго до этого в Москву приехали ассирийцы – христиане, представители сирийской оппозиции. Их цель – достичь договоренности с российскими властями по децентрализации нынешней Сирийской Арабской Республики (САР) и представленности ассирийского народа в будущей Конституции Сирии. При этом ассирийцы-оппозиционеры не хотят создания своего национального образования, наподобие Курдистана. По их убеждению, создание условной «Великой Ассирии», по примеру «Великого Курдистана», значительно осложнит вековые добрые отношения ассирийцев с остальными народами Ближнего Востока. В первую очередь – с курдами.
Возглавили делегацию известный в Сирии оппозиционный политик Нимрод Сулейман и председатель Ассирийской демократической партии Нинос Ишу. На состоявшейся 21 апреля пресс-конференции в МИА «Россия сегодня» ассирийцы подчеркнули: удар «Томагавками» по Шейрату был попыткой американцев превратить виртуальную угрозу в реальность и тем самым обнулить итоги прошлых женевских договоренностей по Сирии. Они цитировали главу МИД России Сергея Лаврова, сказавшего, что ракетный удар по Шейрату показал, что «созрел заговор против Сирии и США добиваются смены политического режима в Сирии». После «заринового скандала» в женевском российско-американском дуэте по Сирии наступило охлаждение. Ассирийцы надеялись на продуктивность запланированной на 24 апреля в Женеве «сирийской» встречи замглавы МИД РФ Геннадия Гатилова, заместителя госсекретаря США Майкла Рейтни и представителя ООН Стаффана ди Мистуры. Но, по словам ассирийцев, Мистура потом заявил о переносе Штатами встречи. При этом сирийские оппозиционеры сочли прошедший 12 апреля, пять дней спустя после бомбежки Шейрата, визит госсекретаря США Рекса Тиллерсона в Москву не лишенным продуктивности. «Рекс Тиллерсон долго беседовал по ситуации в Сирии с Сергеем Лавровым, встречался с Владимиром Путиным, – заявил Сулейман. – Если бы не существовало какого-то взаимопонимания, то встречи Тиллерсона с Лавровым и Путиным в Москве и не состоялись бы. Мы считаем, что нормализация ситуации в Сирии возможна только в российско-американском дуэте. Недопустимо, чтобы США, Великобритания, Франция и другие страны считали, что право решать судьбу Сирии принадлежит только им». Стабильность в стране может обеспечить российско-американский дуэт в «женевском формате» при участии представителей народов Сирии. А последние при достижении стабильности сами выберут, куда и как Сирии двигаться дальше
Нимрод Сулейман и Нинос Ишу рассказали об исторической и культурной роли ассирийцев в становлении текущей культурно-политической конфигурации Ближнего Востока. Ассирийцы – гегемон в определенный период истории Ближнего Востока и нынешней Сирии – в начале «арабской весны» заняли следующую позицию. Будучи народом ущемленным, как и все неарабы, в период правления в Сирии и Ираке партии «Баас» они поддержали протесты против правящего сирийского режима. Но в отличие от курдов оппозиционеры-ассирийцы не добиваются создания в Сирии и Ираке своих государственных образований наподобие Сирийского и Иракского Курдистана. Это обусловлено, в частности, тем, что в местах своего компактного проживания ассирийцы живут бок о бок с другими народами. Основанный в 1926 году бежавшими из Турции ассирийцами город Камышли на северо-востоке Сирии, центр провинции Хасака, курды считают столицей Сирийского Курдистана, и этого ассирийцы у курдов не оспаривают. Как сказал Нимрод Сулейман в личной беседе корреспонденту «НГР», ассирийская деревня Бейт Залин стала городом Камышли в ходе ее заселения армянами, курдами и другими народами: «Провинция Хасака расположена на стыке Сирии, Турции и Ирака. Когда ДАИШ (запрещенное в России «Исламское государство», ИГ. – «НГР») пыталось взять Хасаку под контроль, история в лице проживающих там народов встала на сторону ассирийцев. ДАИШ, последовательница «Аль-Каиды» (запрещена в РФ) – блюдо политической кухни, где повара из разных стран договорились о переделе сфер влияния в регионе, куда их «блюдо» пойдет. ДАИШ, как и ранее «Аль-Каида», предназначено для дестабилизации стран и регионов, национальной и религиозной розни. Ассирийцы-христиане, курды – мусульмане и езиды – мы все время были рядом с курдами и оказывали им помощь в борьбе против ДАИШ. У нас с курдскими политиками общая цель – децентрализация Сирии. Но у нас с курдами разное видение перспектив политического решения сирийской проблемы. Мы против предлагаемой ими децентрализации политической – привязки районов севера и северо-востока страны к курдам. Если курдское предложение – федерализация Сирии, то этот вопрос должен решать весь сирийский народ, а не отдельная его часть».
Ассирийцы при поддержке России выступают за участие курдских сил в «женевском формате». «Но расклад сил сейчас не в пользу нашего с Россией предложения по курдам», – сказал Сулейман «НГР», добавив, что против участия курдов выступает Турция. Участие в переговорах народов, не представленных ныне в «женевском формате», как считают ассирийские противники режима Асада, – залог общего сирийского урегулирования и противостояния ИГ. «Нынешние слабые арабские режимы в Египте, Ливии, Тунисе, Сирии все вместе не смогли противостоять ДАИШ. Но, к сожалению, ряд стран против того, чтобы курды и ассирийцы стали частью «женевского формата». Получается, те, кто ранее стоял за ДАИШ, отстаивают свои интересы», – считает Сулейман.
Апрельский визит ассирийской делегации в Москву стоит расценивать как стремление ассирийцев Сирии к новой Конституции страны, в которой бы учитывались интересы и равноправие всех народов Сирии, сказал «НГР» политолог Роланд Биджамов. «Сепаратистских устремлений у ассирийцев, несмотря на их исторически обусловленную оппозиционность правящему режиму, нет и никогда не было, – пояснил эксперт. – Ассирийцы Сирии, как и Ирака, хотят, чтобы их единая страна была демократической. В ходе выступлений Нимрод Сулейман и Нинос Ишу разделили понятия политической и административной децентрализации. Первая подразумевает будущий раздел Сирии по иракскому образцу, когда на севере создается курдский регион Рожава, где курдов – не более 40%, а с учетом осуществленных курдами территориальных захватов в условной курдской Рожаве курды вообще могут стать меньшинством. Поэтому ассирийская делегация в Москве выступила не за политическую децентрализацию на этнической основе, а за административную. Где бы повышалась самостоятельность не народов, а регионов, и много лет беспокоившие народы Сирии проблемы ушли бы на второй план». По словам Биджамова, основной причиной, толкнувшей ассирийцев Сирии в оппозиционный стан, было то, что более 50 лет режим партии «Баас» успешно решал религиозные вопросы и при этом игнорировал социальную сферу жизни неарабских народов страны. «Поэтому ассирийцы в 2011 году поддались эйфории «арабской весны». Когда тогдашних романтически настроенных ассирийцев предупреждали, что их постигнет судьба иракских христиан, они не верили. Время показало, что в Сирии оправдались самые худшие сценарии», – резюмирует эксперт.