Для новых верующих образовательные услуги стали важнее служения в церкви. Фото с сайта www.ihopkc.org
Исследователи Центра религии и гражданской культуры (USC Center for Religion and Civic Culture) Брэд Кристерсон и Ричард Флори рассказали о том, как одна христианская конфессия стремительно растет и упрочивает свое влияние в США в разгар общего упадка религиозности. Под этим успешным движением они имели в виду «независимое сетевое харизматическое движение» (Independent Network Charismatic), как они сами его обозначили. Этой теме посвящена недавно опубликованная учеными книга «Рост сетевого христианства: как независимые лидеры изменяют религиозный ландшафт».
Говоря об особенностях вероучения независимых харизматов, авторы отметили, что это движение видит значимым взаимодействие со Святым Духом, включая исцеления и прочие сверхъестественные чудеса, получение прямых пророчеств от Бога. Однако, по мнению авторов, независимое сетевое харизматическое движение отличается от других харизматов следующими чертами. Во-первых, оно ориентировано в первую очередь не на создание общин, а на распространение веры и практики через СМИ, конференции и церковные школы. Во-вторых, для этого движения характерна концентрация внимания и сил не на проповеди христианства неверующим, а на преобразовании общества путем продвижения верующих христиан на важные позиции во всех сферах общества. В-третьих, движение организовано как сеть независимых лидеров, а не формально организованных деноминаций.
По данным World Christian Database, которые использовали Кристерсон и Флори, за 40 лет численность постоянных посетителей большинства протестантских церквей в США с 1970 по 2010 год снизилась на 0,5% в год, тогда как показатель роста независимых неохаризматических общин (куда входит независимое сетевое харизматическое движение) составил 3,24% в год. При этом исследователи настаивают, что влияние движения значительно и измеряется не посещением церкви, так как его лидеры более озабочены распространением веры и практики, а не строительством формализованной религиозной организации. По мнению авторов книги, доказательством влияния служат популярность сайтов и других медиа, большое количество посетителей на мероприятиях лидеров движения, а также миллионная прибыль в продажах их товаров и услуг (авторы иногда называют это христианское движение предпринимательским). Так, только Церковь Вефиль (Bethel), штат Калифорния, за 2013 год заработала 8,4 млн долл. на продаже музыкальных дисков, книг, dvd-дисков, веб-контента, а также 7 млн долл. за предоставление образовательных услуг в конфессиональном университете. Исследователи привели и пример веб-сайта Международного дома молитвы (International House of Prayer). По словам директора по оказанию услуг в сфере медиа, этот сайт посещает более 25 млн человек в год и ресурс входит в топ-50 лучших веб-сайтов в мире по объему просматриваемого видеоконтента.
Исследователи пришли к выводу, что рост независимого харизматического движения заключается именно в структуре сети: она позволяет принадлежащим к ней независимым организациям экспериментировать в отличие от других официальных Церквей, сосредоточенных на контроле и требующих строгой подотчетности от своих приходов. Эти эксперименты включают в себя «экстремальные» опыты сверхъестественного, неортодоксальные верования, практики и эксперименты в области финансирования наряду с маркетинговыми методами, использующими возможности Интернета.
Авторам книги кажется немаловажным и то, что, по их мнению, сторонники движения имеют принципиально иной взгляд на взаимоотношения христианской веры и общества, чем представители других конфессий. Им, как отмечалось выше, недостаточно просто распространять христианскую веру и повышать численность членов общин. Они стремятся к идеальному обществу путем размещения верующих христиан на высоких позициях в сферах общества, которые лидеры движения назвали «7 гор культуры». Это бизнес, правительство, СМИ, искусство, развлечения, семья, образование и религия. Некоторые лидеры публично заявляли, что обретение Дональдом Трампом поста президента США является частью «Божьего плана» по преобразованию Америки, так как такие верующие политики, как Рик Перри (министр энергетики), Бетси Давос (министр образования США) и Бен Карсон (министр жилищного строительства и городского развития США) заняли высшие посты в правительстве США.
Однако в США увеличивается численность не только независимых сетевых харизматов, но и религиозного движения, которое вовсе не довольно политикой Трампа и его команды. Christian Post сообщает, что после прихода к власти новой администрации растет число так называемых религиозных левых.
По данным Reuters, численность посетителей ежемесячных лекций в часовне Нью-Йоркской объединенной теологической семинарии возросла в три раза с момента избрания Трампа. Причина кроется в том, что политика республиканского президента в области здравоохранения, иммиграции и социального обеспечения не устраивает «религиозных левых». Ранее они выступали как разрозненная группа, но именно реформы нового президента привели к их сплочению. Пусть они пока что не являются такой мощной силой, как религиозные правые, они постепенно становятся влиятельным движением в США. Наступает новый подъем прогрессивных протестантов и католиков в США, многие из которых вдохновлены критикой, высказанной папой Римским Франциском в отношении политики в отношении беженцев и нуждающихся. В США резко увеличилось число конгрегаций, предоставляющих убежище иммигрантам, растет число религиозных организаций, призывающих республиканцев пересмотреть решение об отмене реформы здравоохранения Барака Обамы, и тех, кто говорит о необходимости сохранить затраты на помощь другим государствам на прежнем уровне. По информации Christian Post, возросла и финансовая поддержка религиозных левых, к примеру, у христианской организации Sojourners («Странники») на 30% выросли пожертвования после избрания Трампа.
Религиозные левые проявляют себя достаточно заметно в публичных акциях протеста, например, Reuters сообщает, что в январе с.г. 300 священнослужителей участвовали в демонстрации у Сената США, проводимой против назначения генеральным прокурором США Джеффа Сешнса, известного своими неоднозначными высказываниями по расовому вопросу. Также священнослужители активно участвовали в акциях протеста против отмены ObamaCare.
На активность религиозных левых реагируют не только пожертвованиями и посещением их мероприятий. В Washington Times вышла статья, в которой деятельность религиозных левых получила негативную оценку и представлена как движение прогрессистов и социалистов, прикрывающихся религией. По мнению автора, прогрессисты все чаще используют Библию исключительно как средство достижения политических целей. Религиозные левые пользуются приходом Дональда Трампа для продвижения своего влияния.
Политические решения Дональда Трампа критикуются некоторыми старыми религиозными организациями, чьи лидеры придерживаются левых убеждений, но растет число приверженцев нового христианского движения, чьи лидеры полагают, что есть другой путь получения желаемого: верующие христиане должны сами штурмовать политические вершины – а другие влиятельные христиане им в этом помогут.