В Ясеневе уже есть храм, построенный на бульваре. Фото PhotoXPress.ru
Расположенный в московском районе Ясенево участок между улицами Тарусской и Ясногорской, более известный среди старожилов как «Бульвар-85», превратился в поле битвы между жителями района и православными активистами. Последние добиваются строительства на этом участке храма. Ясеневцы против храмостроительства в своем районе протестуют. Во-первых, как они говорят, совсем рядом с этим участком уже находится несколько православных храмов. Во-вторых, как считают жители, возведение второго храма нарушит экологический фон района, и без того не изобилующего зелеными насаждениями. Жители опасаются, что появление храма на данном участке может усилить пылеобразование, идущее от рядом проходящей трассы, и загородит ряд домов от солнечного света. В-третьих, «Бульвар-85» по документам является природоохранной зоной, где любое капитальное строительство запрещено по закону. А в-четвертых, густонаселенному району куда более важна социальная инфраструктура.
О том, что на «Бульваре-85» будут строить храм, стало известно в 2014 году, когда об этом сообщила префектура Юго-Западного административного округа столицы (ЮЗАО). Как проинформировали в префектуре, согласно распоряжению правительства Москвы от 20 октября 2010 года (в народе именуемому «200 храмов»), власти округа согласны выделить для строительства православных храмов два участка в районе Ясенева. Первый – на пересечении улиц Инессы Арманд и Голубинской, второй – на «Бульваре-85».
Инициатива префектуры вызвала среди жителей неоднозначную реакцию. Дело в том, что еще в 2011 году, когда проект «200 храмов» только начал столбить для себя юго-западные окраины Москвы, в Ясеневе проходили обязательные по закону публичные слушания на тему храмостроительства. Сторону Церкви представлял игумен Мелхиседек (Артюхин), настоятель храма апостолов Петра и Павла в Ясеневе. Общее мнение жителей района, которые участвовали в слушании, было таково: они не против храмов в Москве, но не на указанных префектурой местах. Жители акцентировали внимание на том, что «Бульвар-85» – это старейшая в районе зеленая зона, причем от бульвара идет запечатанный приток реки Битца, который питает основное русло реки. Ясеневцы твердили представителям Церкви, что в квадрате предполагаемого строительства уже есть два храма, стоящие неподалеку друг от друга. Один, уже указанный выше храм Петра и Павла, стоит на въезде в Битцевский парк со стороны Новоясеневского проспекта. Второй, Покрова Пресвятой Богородицы – на пересечении улиц Айвазовского, Тарусской и Литовского бульвара, к 2011 году проходил финальную стадию застройки. Расстояние между этими двумя храмами чуть более 3 км. На близлежащей к многострадальному квадрату Голубинской улице также есть храм-часовня в память погибших при трагедии аквапарка «Трансвааль» в 2004 году, открытый в 2008-м.
Судя по тому, что патриарх Московский и всея Руси Кирилл потом лично сделал игумену Мелхиседеку замечание по поводу недопустимости грубого обращения с москвичами, дискуссия была очень бурной. В итоге на новые храмы в Ясеневе власти взяли вынужденный тайм-аут. Тем более что в 2011 году в распоряжении Московского патриархата оказались градостроительные документы на «храмовые» участки в Ясеневе. Согласно этим документам, за год до выделения участка на «Бульваре-85» тот же участок был отдан частной фирме под строительство торгово-развлекательного комплекса, но к 2010–2011 годам никаких земляных работ там произведено не было. А до этого на вожделенную «зеленку» заключались договора аренды с другими подрядчиками-строителями – и с тем же нулевым результатом. Этот хозяйственный процесс периодически сопровождался протестами жителей против точечной застройки их района. Доходило до того, что некоторые взвинченные москвичи пытались ломать строительную технику. Кончилось тем, что мэрии Москвы пришлось заняться доработкой планов по благоустройству Ясенева. Как итог к 2014 году, когда префектура реанимировала «храмостроительный» проект в Ясеневе, выделенные под строительство участки застыли в решении своей участи. А ясеневцы утвердились в решении не допустить в своем районе не только строительства храмов, но и любых капитальных сооружений несоциального профиля.
«Жители улиц Тарусская, Ясногорская, Новоясеневский проспект в личных беседах жаловались мне на то, что у них в районе нет родильных домов, женских консультаций, детских поликлиник и других социальных объектов шаговой доступности, – рассказал «НГР» адвокат и общественный деятель Денис Меркулов. – Эти объекты им важнее и актуальнее, чем новые храмы. Ясеневцы считают, что православные храмы нужно строить там, где до ближайшего храма час-два ходу, а не 9–10 минут, как у них. Жителям Ясенева куда важнее, если власти обратят внимание на состояние рекреационных зон в районе. Я с ними согласен. Дети играют на не огороженных от проезжей части заброшенных пустырях, и там же взрослые граждане распивают спиртное».
Причину, по которой на «Бульваре-85» решили строить храм, Меркулов объясняет «патовой ситуацией». «Обязательные по закону публичные слушания по этому вопросу вроде бы были, и большинство собравшихся ясеневцев были за храм, именно на участке «зеленки» между Тарусской и Ясногорской. Но, как я понял из разговоров с местными жителями, легитимность этих слушаний очень спорная. Нагнали активистов, собрали наспех каких-то бабушек, и те по указке этих активистов высказались «за». С 2014 года идет противостояние. Из бесед с ясеневцами я понял, что неприятие ими нового храма подогревается агрессивным поведением околоцерковных активистов. Эти активисты, вместо того чтобы спокойно выслушать старожилов, проводят крестные ходы и шествия».
В свете изложенного интересна дискуссия, идущая более двух лет в контактовском соцсетевом сообществе православного движения «Сорок сороков», активно выступающего за «программу-200». Члены сообщества спорят, что важнее Москве – парки или новые храмы. Большинство активистов считают, что храмы важнее парков. «Если будут только парки, то не останется людей. А храм – это соль земли, которая не дает разложиться человечеству», – написал один активист. Его соратник ответил, что нужно строить храмы в имеющихся в Москве парках. «Храм никак не мешает отдыху в парке. Храм мешает только пьянству и прочему «культурному времяпрепровождению» в парках».
Есть и противоположное мнение, указывающее, что российское природоохранное законодательство запрещает строительство любых капитальных сооружений в охраняемых зеленых зонах. «В Москве и так мало зелени, зато много пробок, машин, нечем дышать, – написала член сообщества, жительница Москвы. – А хочется пожертвовать на храм – восстанавливайте разрушенные и те, которые находятся в аварийном состоянии. Не так давно была в Филях, там есть церковь, которая находится в очень плачевном состоянии. Вот куда свои силы надо направлять, а не строить новоделы». Пользователь соцсети упомянула, что в старину специально выбирали места для храмов. «А сейчас... какая благодать Божья может быть на местах столкновений с местными жителями, доходящих до кровавой расправы, как недавно на Торфянке?» Женщина имела в виду конфликт в московском парке «Торфянка», где уже несколько лет идет противостояние сторонников и противников возведения церковного комплекса. На эту тираду активист «Сорока сороков» ответил москвичке цитатой из послания апостола Павла к коринфянам: «Жены ваши в церквах да молчат».