0
5583
Газета Тенденции Интернет-версия

15.03.2017 00:01:00

Польская власть теряет опору на Церковь

Тэги: польша, католики, беженцы, сирия, казимеж ныч, беата шидло, станислав гондецкий, гуманитарный коридор, папа франциск, caritas


польша, католики, беженцы, сирия, казимеж ныч, беата шидло, станислав гондецкий, гуманитарный коридор, папа франциск, caritas Кардинал Казимеж Ныч призвал открыть гуманитарные коридоры для беженцев. Фото Reuters

Великий пост в Польше начался с того, что в храмах Варшавской епархии зачитали обращение местного архиепископа кардинала Казимежа Ныча. Обращение получилось развернутым – с призывами к покаянию, молитве и милосердию, отсылками к «Преступлению и наказанию» Достоевского. Однако наибольший резонанс вызвали слова кардинала о помощи сирийским беженцам.

Казимеж Ныч рассказал о программе «Семья – семье». Суть ее в том, что польские католические семьи берут под опеку сирийские и поддерживают их материально. Однако эту программу кардинал считает лишь первым шагом в деле помощи беженцам. «Мы надеемся, – написал он в своем обращении, – что следующим шагом станет открытие гуманитарных коридоров. Эта программа предполагает, что Польша примет несколько сотен беженцев, нуждающихся в лечении и срочной помощи, необходимой для выживания». Кардинал Ныч подчеркнул, что реализовать такую программу готовы и католические благотворительные организации (прежде всего Caritas) и власти некоторых регионов. Нет лишь согласия государственной власти.

«Речь идет о сочувствии и милосердии, о которых говорит Иисус в заповедях блаженства и о которых напоминал нам святой Иоанн Павел II, – считает архиепископ Варшавский. – Речь идет о значимом символе нашей способности сопереживать людям, радикально нуждающимся в помощи. Речь также идет о том, как в мире будут воспринимать Польшу и Католическую церковь в Польше».

Казимеж Ныч – не первый польский иерарх, добивающийся открытия гуманитарных коридоров в стране. Председатель конференции католических епископов Польши архиепископ Познаньский Станислав Гондецкий еще осенью заявлял, что программу переселения нескольких десятков (тогда речь шла о десятках!) сирийских беженцев невозможно запустить из-за «сопротивления власти». Между тем власть в лице партии «Закон и справедливость» («ЗиС») неоднократно и однозначно заявляла, что размещать в Польше беженцев из Сирии не станет. Так, по словам министра внутренних дел Мариуша Блашчака, проблемы, с которыми сталкиваются другие европейские страны, «являются результатом многолетней политики мультикультурализма и приема иммигрантов, которые не в состоянии интегрироваться в общество. Правительство «ЗиС» придерживается другой политики, тогда как прежняя власть (имеется в виду период правления партии «Гражданская платформа». – «НГР») хотела принять беженцев».

Польский епископат с лета прошлого года ведет диалог с МВД. Министерство объясняет свое нежелание открывать гуманитарные коридоры тем, что не имеет возможности проверить всех беженцев на принадлежность к террористическим организациям. Епископ Кшиштоф Задарко в связи с этим побывал в Италии, где коридоры открыли. По его словам, власти установили лимит в тысячу виз. Речь шла прежде всего об инвалидах, семьях, оставшихся без кормильца, людях, преследуемых по религиозным причинам. Проверка документов заняла месяц. «То же самое можно было бы сделать и в Польше, – считает епископ. – Только помогать пришлось бы всего 40–50 людям».

Мэр Сопота Яцек Карновский и мэр Гданьска Павел Адамович, между тем, заявили, что их города готовы принять беженцев из Сирии. Адамович аргументировал это тем, что лагеря беженцев в Турции и Иордании, где находятся тысячи сирот, как раз и создают атмосферу фрустрации и ненависти. Дети, побывавшие в этих лагерях, по мнению мэра Гданьска, «захотят потом отыграться на бесчувственном мире».

Премьер-министр Польши Беата Шидло подобные заявления считает политической игрой. Неудивительно: и Карновский, и Адамович – оппозиционеры. По мнению Шидло, на теме беженцев нельзя спекулировать, им нужно помогать, но помощь должна быть конкретной, лучше всего финансовой, а еще лучше – на месте, то есть в самой Сирии и лагерях в Ливане, Турции и Иордании. После того как кардинал Ныч распространил свое обращение, премьер-министр созвала пресс-конференцию и сообщила, что польское правительство при посредничестве организации «Помощь Церкви в нужде» передаст 3 млн евро на строительство больницы в Алеппо. Тем самым власть хотела подчеркнуть, что и беженцам она помогает не словом, а делом и с церковными структурами взаимодействует очень плотно.

Журналист Томаш Кшижак из газеты Rzeczpospolita написал в связи с этим, что само правительство занято имиджевыми играми, в которых оно упрекает других. «Помощь Церкви в нужде», по его словам, действительно является известной международной организацией, но в Польше у нее нет мандата на то, чтобы выступать от имени Церкви и епископата. Между тем предложения епископата совершенно конкретны – создание гуманитарных коридоров при посредничестве Caritas. Другими словами, власть вовсе не взаимодействует с Церковью, а пытается идти своим путем.

Кшижак прокомментировал и выступление францисканца Фераса Лофти, участвовавшего в пресс-конференции вместе с Беатой Шидло. Лофти заявил, что для жителей Алеппо гуманитарные коридоры уже не актуальны, так как город освобожден. Польский журналист, в свою очередь, пишет, что подобные утверждения уводят в сторону от действительной проблемы. Ведь в Польшу предлагают перевезти беженцев из ливанских лагерей, а не из самого Алеппо.

Rzeczpospolita также заказала социологический опрос, из результатов которого следует, что 54% поляков считают помощь, оказываемую их государством жертвам конфликтов на Ближнем Востоке, недостаточной. Газета делает вывод, что отношение граждан страны к беженцам меняется, что «на место страха перед лавиной исламизации приходят христианские милосердие и солидарность». В издании считают, что правительство пытается усидеть на двух стульях: с одной стороны, сохранить верность своему ядерному, антиисламски настроенному, электорату, с другой – учесть тенденции в общественном мнении.

Отказываясь от гуманитарных коридоров, власть прибегает и к довольно оригинальным аргументам. Так, по словам главы аппарата премьер-министра Беаты Кемпы, «все, кто знаком с исламской культурой, хорошо понимают, что дети, которых мы примем здесь и будем лечить, уже не смогут вернуться в свои семьи, потому что они находились среди так называемых неверных».

Партия «Закон и справедливость» – правопопулистская, и она всегда в период выборов могла рассчитывать на поддержку польского епископата, который предпочитал структуру братьев Качиньских более гибким и либеральным в плане общественной этики «Гражданской платформе» и социал-демократам. Сейчас же можно говорить чуть ли не о первом в современной польской истории случае, когда епископат и «ЗиС» ведут политическую борьбу. Как итог, партия власти может опираться лишь на довольно специфические, если не сказать, маргинальные католические круги, например, на «Радио Мария» Тадеуша Рыдзыка. Впрочем, политическое влияние Рыдзыка в Польше сопоставимо, если не превосходит влияние официальных иерархов.

Епископат в своей публичной позиции опирается на папу Римского Франциска. Он неоднократно призывал власти разных стран открывать гуманитарные коридоры для беженцев. Сделал он это и прошлым летом, когда приезжал в Краков на Всемирные дни католической молодежи. Правые публицисты отреагировали на эти призывы крайне агрессивно, не стесняясь в словах, что было бы совершенно непредставимо в случае с Иоанном Павлом II, да и Бенедиктом XVI. Самые спокойные обвинения сводились к отсутствию здравого смысла. Известный католический публицист Шимон Головня из умеренно-либерального еженедельника Tygodnik powszechny ответил на это, что в евангельском учении ничего не говорится о здравом смысле, зато говорится о милосердии. Примерно в этом ключе сейчас и развивается дискуссия между правящей партией и епископатом.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1084
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
669
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1302
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1297

Другие новости