Возможность попасть к святыням прямым авиарейсом станет весомым аргументом в пользу российского Крыма. Фото Reuters
Прозвучавшая в начале февраля просьба крымских мусульман о возможности летать в паломничество – хадж и умру – напрямую из Симферополя рассмотрена посольством Королевства Саудовская Аравия (КСА) в России. Посол КСА Абдулрахман Ибрагим Али аль-Расси, встречаясь с зампредом Совета Федерации, уполномоченным по хаджу при правительстве РФ Ильясом Умахановым, сообщил, что «пометил все вопросы, связанные с этим», и направил соответствующий запрос в саудовское Министерство хаджа. Аль-Расси сказал, что лично он принципиально поддерживает идею прямых хадж-туров, невзирая на непризнанный статус Республики Крым, которую западные партнеры Саудовской Аравии считают частью Украины.
«Саудовская Аравия решительно пресекает попытки некоторых государств политизировать хадж и принимать какие-то политические лозунги во время хаджа, потому что это вносит порчу в чистоту помыслов совершить хадж и негативно влияет на организацию безопасности», – заявил саудовский посол, комментируя свою готовность содействовать проблемам крымских мусульман.
Заявлению посла предшествовали следующие события. В январе с.г. король Саудовской Аравии Салман бин Абдулазиз одобрил предложения Министерства хаджа КСА насчет расширения числа паломников в 2017 году. Саудовское гостеприимство объясняется прагматическим расчетом. В прошлом году королевство приняло в Мекке чуть более 1,8 млн. паломников – наименьший показатель за последние 10 лет. Следовательно, снижение числа паломников прямо отразилось на поступлениях в бюджет королества и состоянии саудовского ВВП, который на 15% традиционно образуется из доходов от хаджа. В связи с этим правительство КСА предпринимает ряд антикризисных мер, одна из которых – повышение комфорта для паломников. Мусульмане Крыма до 2014 года следовали в КСА через Киев. После марта 2014 года – через Москву или Минеральные Воды.
Разумеется, последние два варианта, чреватые дополнительными расходами и затратами физических сил паломников, трудно назвать комфортными. В этом плане потребности мусульман Крыма совпали с желанием властей КСА пополнить бюджет за счет увеличения потока паломников, а также с аналогичными планами российских ведомств. В частности, вопрос о прямых хадж-турах из Симферополя поднимал в конце января с.г. глава Ростуризма Олег Сафонов. «В Крыму проживает большое количество граждан, исповедующих ислам, – заявил Сафонов на совещании в Росавиации. – При этом они не могут вылететь в Саудовскую Аравию с полуострова, а вынуждены сначала ехать в другой регион, что удлиняет их путь и создает дополнительные неудобства. Для них необходимо организовать прямые рейсы из Симферополя».
В контексте обещания посла КСА в России ходатайствовать о прямых хадж-рейсах из Симферополя возникает закономерный вопрос: не означает ли, что таким образом Эр-Рияд косвенно соглашается с тем, что Крым – часть России? «Я бы такого категоричного умозаключения пока не делал, – сказал «НГР» директор Центра партнерства Института международных исследований МГИМО Вениамин Попов. – Разрешение саудовских властей мусульманам Крыма летать в хадж напрямую через Симферополь – это пока не более чем демонстрация хорошего отношения саудовских лидеров к России, о котором саудовцы постоянно говорят, когда общаются с нами». Эксперт напомнил, что 8 февраля, накануне встречи посла КСА с Ильясом Умахановым, в КСА отправилась большая делегация из Татарстана во главе с президентом республики Рустамом Миннихановым – по совместительству руководителем стратегической экспертной группы «Россия – исламский мир». «В Медине Минниханов совершил умру – малый хадж и был принят королем Салманом. На встречах с королем и принцами Рустам Нургалиевич обсуждал вопросы сотрудничества России и КСА по широкому спектру отраслей, в частности по линии развития в России системы исламского банкинга. Встречи проходили по линии «Россия – исламский мир» – Организация исламского сотрудничества (ОИС), Исламский банк развития. Была достигнута договоренность, что российская сторона, возможно, в будущем году примет участие в заседании ОИС, которое пройдет в Джидде. Эта инициатива обсуждалась с королем Салманом и была им одобрена. В ОИС входят 57 стран, это станет важным этапом во взаимопонимании и сотрудничестве России с исламским миром».
Хотя в Эр-Рияде одобрили запрос от Ильяса Умаханова насчет прямых хадж-рейсов для крымских мусульман, по словам Вениамина Попова, не надо принимать желаемое за действительное и забегать вперед. «Мы высоко ценим добрые жесты Саудовской Аравии, стремление королевства помочь российским мусульманам, но тут нужно выдержать паузу. В мусульманском мире пристально следят за колоссальными изменениями, которые сейчас происходят в раскладке сил на мировой арене. Они понимают, что формируется многополярный мир, и в этом многополярном мире мусульмане все больше внимания уделяют России. Почему? Потому что остальные главные игроки, полюса и центры не так хорошо относятся к исламу, как Россия. Президент России Владимир Путин неоднократно говорил, что, во-первых, Россия – часть исламского мира, во-вторых, ислам – величайшая мировая религия, в-третьих – что сложение потенциалов России и исламского мира может стать великим фактором мира и стабильности на нашей планете».
Ситуация с хадж-поездками из Крыма внутри самого полуострова имеет характер околополитического свойства. Здесь действуют два муфтията – оставшееся с украинских времен Духовное управление мусульман Крыма (ДУМК) во главе с муфтием Эмирали Аблаевым и образовавшийся в 2014 году Таврический муфтият (глава – муфтий Руслан Саитвалиев). ДУМК пользуется поддержкой администрации Крыма. Несмотря на то что Таврический муфтият не заявлял претензий на какие-либо эксклюзивные права в мусульманской общине, ДУМК (и официальный Симферополь) демонстрируют, что в Крыму должен быть один муфтият, то есть само ДУМК. Задолго до того как ДУМК было зарегистрировано в Минюсте Крыма (начало марта 2015 года), Эмирали Аблаев неоднократно консультировал главу Республики Крым Сергея Аксенова по ряду ключевых вопросов, в частности по хаджу из Крыма. В феврале 2015 года Аблаев передал крымским СМИ слова Сергея Аксенова насчет будущего мусульманской общины Крыма. Если верить главе ДУМК, руководитель Республики Крым ему сказал, что ДУМК это «единственный легальный муфтият на территории республики» и «никаких параллельных структур в Крыму больше не будет». Ту же самую констатацию год спустя привел глава Госкомитета Крыма по делам межнациональных отношений Заур Смирнов. Летом прошлого года, выступая по крымскому радио, Смирнов сказал, что в 2016 году все желающие мусульмане Крыма смогут отправиться в хадж, но организацией хаджа будет заниматься только одна структура – ДУМК. Представители Таврического муфтията сочли это решение властей Крыма нарушением Конституции России. «Согласно статье 14 части 2 Конституции РФ, религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Ни один чиновник не имеет права указывать гражданам РФ, на какую религиозную организацию им ориентироваться. Однако в данном случае совершенно очевидно явное лоббирование ДУМК в ущерб остальным мусульманским общинам Крыма», – говорилось в официальном заявлении руководства Таврического муфтията. Хаджевая конфронтация между муфтиятами привела в итоге к курьезу: некоторые паломники – сторонники Таврического муфтията, который позиционирует себя как сугубо пророссийская организация, не желая иметь общих дел со структурой Эмирали Аблаева, решились отправиться в хадж… через Киев.
Политолог Олег Никифоров, доцент Крымского федерального университета (Симферополь) сказал «НГР», что на настоящий момент ДУМК действительно избрано российской властью как основной партнер и контрагент. «Монополия ДУМК выстраивается в Крыму, потому что юрисдикции Эмирали Аблаева такая функция предписана сверху». Хадж из Крыма, по словам Никифорова, скорее всего действительно будет «замкнут» на ДУМК. То, что в прошлом году некоторые мусульмане поехали в Мекку через Киев, Никифоров связывает со сложностями, которые испытывают нынешние крымчане при поездках за рубеж: «Крымчане всех национальностей и вероисповеданий, имеющие российское гражданство и российский загранпаспорт, зачастую не могут выехать за рубеж. Крымчанину, например, могут отказать в визе в страны Евросоюза. Не исключено, что ходатайство перед посольством Саудовской Аравии в России о прямых рейсах в хадж из Симферополя вызвано как раз этой причиной. Ведь и по линии деловых и частных поездок за рубеж из Крыма многие жители полуострова вынуждены прибегать к обходным маневрам: в частности, ездят через Киев. А нашим мусульманам – паломникам важнее совершить хадж или малый хадж, чем соблюсти формальности, которые Киев выставляет по отношению к статусу Крыма. Здесь приоритет смещен от политики к религиозным вопросам, которые по определению выше вопросов политических». «Другое дело, что поездки в Киев и вообще на Украину для крымчанина сегодня чреваты серьезным риском», – добавил эксперт.