0
3911
Газета Тенденции Интернет-версия

18.01.2017 00:01:00

След Гюлена в убийстве посла становится все бледнее

Тэги: фетхуллах гюлен, андрей карлов, реджеп эрдоган, пантюркисты, националисты, иг, теракт, убийство, россия, турция


фетхуллах гюлен, андрей карлов, реджеп эрдоган, пантюркисты, националисты, иг, теракт, убийство, россия, турция Теракт в новогоднюю ночь в Стамбуле унес жизни 39 человек. Фото Reuters

Отношения между Россией и Турцией в начале нового года проходят в «фарватере» расследования события № 1 конца года прошлого – убийства в Анкаре посла России Андрея Карлова. Власти Турции устами президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана категорично заявляют, что за убийством Карлова стоит организация проповедника Фетхуллаха Гюлена. Между тем Фетхуллах Гюлен принес соболезнование семье Карлова, публично продемонстрировав свою непричастность, и это признание стоит учесть. Ставит под сомнение гюленовский след и то, что убийца посла Мерт Мевлют Алтынташ был кадровым офицером полиции. После неудавшегося путча военных в июле 2016 года в турецкой полиции прошла массовая антигюленовская зачистка. А несколько дней спустя после убийства Карлова к нападениям на посольства РФ за рубежом призвали террористы из запрещенного в России «Исламского государства», что тоже размывает указанный Эрдоганом след. Гюлен и ИГ – антагонисты. О поисках виновных в убийстве Карлова, а также об общей религиозно-политической ситуации в Турции обозревателю «НГР» Артуру ПРИЙМАКУ рассказал преподаватель МГИМО, доцент Дипломатической академии МИД РФ Владимир АВАТКОВ.


– Владимир Алексеевич, версия о гюленовском следе убийства Андрея Карлова прозвучала в турецких СМИ и соцсетях практически в день преступления. Как вы считаете, не поспешило ли турецкое правосудие, делая такой категоричный вывод?

– Сейчас в Турции идет активная борьба против сторонников Гюлена. Но под удар властей Турции попадают и люди, которые никакого отношения к Гюлену не имеют. И турецкие власти, обвинив организацию Гюлена в убийстве Андрея Карлова, явно поторопились. Необходимо тщательно изучить биографию Алтынташа, его мотивационные идеологические корни. Возможно, что националистические корни и мотивацию к убийству надо искать в среде пантюркистской и националистической, и не факт, что гюленовской. Конечно, полностью гюленовский след исключать нельзя. Но для этого должно пройти соответствующее расследование.

– Могло ли так быть, что турецкие спецслужбы, проводя после июльского переворота чистки в полиции, просто проглядели гюленовца Алтынташа?

– Выявить людей, которые связаны с гюленовскими организациями, очень сложно. Идентификация производится на основе не просто косвенных, а очень косвенных улик. По этой причине, в частности, в Турции после июльского путча действует режим чрезвычайного положения, чтобы наделить власти большими возможностями в этом плане. Но сторонникам Гюлена легко залечь на дно, чтобы дождаться нужного момента и потом действовать. Гюленовцы так делали на протяжении всей истории своего движения. В этом их особенность, их сила. Разветвленность сети гюленовских организаций делает их сложновыявляемыми. Если их и выявляют, то сложно доказать их причастность к Гюлену. Фетхуллах Гюлен – человек, который всегда представляет себя борцом за мир, толерантность и диалог людей друг с другом. Но нужно быть внимательным к формулировкам, которые использует Гюлен. Например, когда Гюлен говорит о событиях 15 июля как о неудавшемся перевороте, он подчеркивает свое неприятие этого путча. Но, осуждая заговорщиков и сам факт заговора против Эрдогана, Гюлен при этом никогда не использует для обозначения тех событий слово «переворот» в негативном контексте. В этих аккуратных формулировках восточного типа и кроется весь Гюлен. Все, кто связан с его структурами,  тоже аккуратные и осторожные люди. Не исключено, что человек, убивший российского посла, был одновременно и гюленовцем, и националистом-пантюркистом. Эти вещи в нынешней Турции не исключают друг друга.

– Могло ли за убийством Андрея Карлова стоять «Исламское государство»? Спустя два дня после убийства Карлова ИГ призвало к нападениям на российские посольства за рубежом (см. «НГ» от 21.12.16).

– Во время парламентских выборов осени 2015 года в МГИМО проводили исследования. Нами было выявлено ранее не имевшее места явление: нестандартное для этой страны сращивание исламистов с националистами. Традиционный националистический электорат в Турции разделился на две части. Одна часть сращивается с радикальными и умеренными исламистами. Эта часть на выборах голосовала за правящую Партию справедливости и развития (ПСР). Другая часть, оппозиционная Эрдогану и ПСР, сращивается с гюленовцами. Националистическая повестка в Турции традиционно была в руках Партии националистического действия (ПНД), из недр которой вышли небезызвестные «Серые волки». До недавнего времени ПНД считалась одним из ярых противников Эрдогана и ПСР. А сейчас мы видим, что лидер ПНД Девлет Бахчели все больше поддерживает Эрдогана во всех его начинаниях.

В рамках этого явления у убийства нашего посла появляется три версии. О первой я уже сказал: за выстрелами в галерее стояли националисты плюс гюленовцы. Вторая: националисты плюс исламисты из числа сторонников Эрдогана. Но эта версия очень слабая, потому что это невыгодно сейчас правящей партии. Третья: националисты плюс радикальные исламисты из запрещенных организаций, не исключено, что сторонники ИГ или связанных с ИГ групп. Наиболее вероятными видятся первая и третья версии.

– В 2015 году некоторые западные СМИ со ссылкой на турецкое информагентство Anadolu сообщали: глава турецкой внешней разведки Хакан Фидан призвал своих западных коллег пересмотреть взгляды на ИГ и фактически готовиться к его признанию субъектом международного права. Но позже агентство Anadolu сообщило, что данная информация – фейк. Если это фейк, то с какой целью он был запущен и кем?

– Вы правильно отметили, что эта публикация появилась в западных СМИ. В турецком истеблишменте есть тревога по поводу отдаления Турции от Запада. Ощущают эту тревогу, в частности, многие ведущие генералы из спецслужб Турции. Чтобы преодолеть охлаждение между Турцией и Западом, эти военные и спецслужбисты готовы на крайние меры, в частности на силовой подрыв тех или иных действий властей. Глава турецкой разведки Хакан Фидан очень приближен к Эрдогану. Заявления о том, что устами Фидана Турция призывает Запад легитимизировать ИГ, могли быть инспирированы связанными с Западом силами с целью подрыва тех или иных процессов, за которыми стоит Эрдоган. Например, обвалить рейтинг правящей партии: в октябре 2015 года в Турции был финал предвыборной горячки. Сам Фидан вряд ли бы заявил подобное. Он вообще редко выступает публично. Есть тут и другое: турецкое руководство обладает большими связями с оппозиционными группировками, которые действуют в Сирии. В Анкаре держат постоянную связь со всеми оппозиционерами, как относительно умеренными, так и радикальными. Поэтому когда мы говорим «ИГ» и «терроризм», то должны понимать, что наше понимание этих явлений существенно разнится с турецким.

– Первый день нового 2017 года в Турции был омрачен нападением на стамбульский ночной клуб «Рейна». У этого теракта невероятно быстро определился след ИГ. Через неделю силовые структуры Турции выявили в провинции Мерсин ячейку ИГ, состоящую из четырех человек. Они были названы выходцами из Чечни, которые хотели через Турцию проникнуть в Сирию. Но возникают вопросы. Чеченская диаспора Турции отрицает, что задержанные в Мерсине – чеченцы. В самом ли деле ИГ была причастна к нападению на клуб «Рейна»? Ведь если верить католической прессе, накануне Нового года в Диянете заявили о неприятии празднования в Турции западного Нового года, а после теракта в турецких соцсетях звучали одобрения в адрес террористов.

– Во многих турецких городах есть целые кварталы, где на легальных основаниях живут сбежавшие из России исламисты. Как итог: исключать чеченский след нельзя. Но теракт в клубе «Рейна», как я считаю, связан скорее с националистами, индоктринированными исламизмом. Может, это и след ИГ, а может, постарались граждане Турции – не боевики ИГ, а обычные мусульмане, на которых, как вы говорите, могли повлиять те или иные заявления мусульманских авторитетов, может, даже и представителей Диянета. Раньше Диянет был агентством по делам религии, светским регулятором межрелигиозных отношений в стране. Сейчас это фактически министерство по делам ислама, и в числе его сотрудников много радикалов, настроенных не на медиацию, а на распространение ислама, в идеале – вообще на замену светского государственного устройства шариатским.

– Какая у Реджепа Эрдогана линия поведения по отношению к исламистским группировкам?

– Основной вопрос повестки дня в нынешней Турции – изменение Конституции страны. Эрдогану нужно перетянуть на свою сторону все возможные общественные группы. Группу сторонников западного, светского пути развития, которая находится в крайнем меньшинстве, он точно не охватит и не пытается ее охватить. Электорат Эрдогана – это консервативные сообщества, исламисты и националисты, и пиар турецкого президента в ближайшее время будет рассчитан на них. Среди этих людей есть те, кого российское правосудие квалифицирует как террористов или пособников террористов. С этими людьми Эрдогану будет сложнее. В Анкаре сейчас сильно завязаны на партнерство с Москвой. Вряд ли Эрдоган рискнет пойти на шаги, которые ухудшат его отношения с российским руководством.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1653
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1031
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
746
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1021

Другие новости