Международному сообществу Су Джи представляют как пободника свободы и демократии в обновленной Бирме. Фото Reuters
В Мьянме с начала сентября с.г. осуществляется деятельность международной комиссии по разрешению ситуации с мусульманами – представителями народа рохинги. Председателем комиссии стал бывший генсек ООН Кофи Аннан, кроме него из иностранцев в комиссии работают экс-министр культуры Ливана Гассан Салам и нидерландский дипломат Летиция ван дер Ассам. Остальные шесть членов комиссии представлены бирманцами – по два мусульманина, буддиста и делегата правительства. По итогам работы комиссии должен быть составлен доклад.
В день прибытия комиссии в Ситуэ – столицу штата Ракхайн, где преимущественно проживают мусульмане рохинги, на демонстрацию протеста против деятельности комиссии вышло около тысячи буддистов и сторонников правящей партии Ракхайна – Национальная партия Аракана.
«Мы здесь, чтобы поделиться идеями и советами», – сказал экс-генсек ООН демонстрантам. Однако местные жители считают, что иностранцы не могут определять судьбу их страны. Представитель Национальной партии Аракана Аун Тан Вэй напомнил прессе, что «штат Ракхайн находится в Мьянме и у Мьянмы есть государственный суверенитет», поэтому демонстранты «не приемлют комиссию, сформированную из иностранцев».
Вместе с тем попытка разрешения проблемы народа рохинги важна для правительства, сформированного еще недавно оппозиционной Национальной лигой за демократию (НЛД) во главе с ее лидером Аун Сан Су Джи. «От Сун Джи ожидают действий, которые убедят международное сообщество в позитивных действиях правительства, побудят к терпению и оказанию поддержки его успехам», – написало американское издание Diplomat. Далее издание прямо говорит, на кого именно в международном сообществе Леди, как уважительно называют Су Джи, следует стараться произвести впечатление. В середине сентября прошла встреча лидера демократов Мьянмы, получившей титул государственного советника и пост министра иностранных дел, с президентом США Бараком Обамой, в ходе которой хозяин Белого дома пообещал, что санкции с Мьянмы будут сняты, а вместо них будут восстановлены торговые преференциальные соглашения, действовавшие до 1989 года.
Получается, что защита прав рохинги необходима Аун Сан Су Джи для того, чтобы продолжать пользоваться поддержкой международного сообщества. С другой стороны, учитывая, что военные, хотя и утратили полноту власти в результате реформ 2010 года, но сохраняют в парламенте страны четверть мест, поэтому на парламентских выборах 2015 года НЛД нужна была победа всухую, а для этого необходимо было заручиться поддержкой буддистского большинства страны. Если добавить к этому, что незадолго до выборов правительство бывшего президента генерала Тейн Сейна изъяло у рохинги удостоверения личности и голосовать они не могли, становится понятно, как борец за демократию и узник совести Су Джи оказалась обвиненной рядом западных СМИ в двойственной позиции и отказе от поддержки мусульман. В частности, газета Wall Street Journal отметила, что Аун Сан Су Джи «вообще избегает упоминать вопрос рохинги в своей избирательной риторике». «Когда речь идет о геноциде, молчание – это сообщничество», – вторит ему Al Jazeera.
Су Джи вменяется в вину отказ от поездки в лагеря беженцев-рохинги, которые оказались там после очередного всплеска межрелигиозного насилия в 2012 году. Еще большей критике подвергается отказ НЛД использовать в отношении мусульман собственно сам этноним «рохинги», ссылаясь на то, что среди 135 официально признаваемых этнических групп Мьянмы такого этноса нет. Вместо «рохинги» лидер демократов предлагает более эмоционально нейтральное определение – «мусульмане Ракхайна». Вопрос в данном случае имеет политические измерение, так как рохинги – самоназвание этноса, а его носители считают себя коренными жителями территорий, входящих в состав современной Мьянмы. В то же время ультраправые бирманские буддисты настаивают на названии «бенгали» для данной этнической группы, так как считают их выходцами с территории современной Бангладеш, власти которой тоже отказываются признавать рохинги своими. Telegraph приводит слова спикера НЛД У Вин Хтейна, который прямо назвал рохинги нелегальными мигрантами из Бангладеш, а их проблемы неприоритетными для правительства Мьянмы.
Этот казус ведет к третьему и главному аргументу критиков двойственной позиции Су Джи в отношении мусульман Ракхайна – отказу предоставить им бирманское гражданство, которого они были лишены по закону о гражданстве 1982 года.
Так рохинги оказались разменной монетой, а безупречная репутация многолетнего оппонента военной хунты Аун Сан Су Джи подмочена. Непонятно только, оказалась ли Аун Сан Су Джи в ситуации, когда у нее не было выбора в результате действий политических противников или прохладное отношение к мусульманскому меньшинству досталось ей в наследство от отца – основателя Коммунистической партии Бирмы и командующего прояпонской Армией независимости.