0
6162
Газета Тенденции Интернет-версия

29.06.2016 00:01:00

Мигранты опровергают догматы Европы

Алексей Носков

Об авторе: Алексей Юрьевич Носков – журналист.

Тэги: миграция, евросоюз, ес, папа франциск, католическая церковь, мультикультурализм, беженцы, исламизация


миграция, евросоюз, ес, папа франциск, католическая церковь, мультикультурализм, беженцы, исламизация Католическое духовенство напоминает верующим, что каждый в этом мире может стать беженцем. Фото Imago/ТАСС

После арабской весны количество вынужденно перемещенных лиц в мире за несколько лет возросло более чем на 40%, достигнув почти 60 млн человек к концу 2014 года – больше, чем во время Второй мировой войны. Наибольший резонанс это вызвало в Старом Свете, где «миграционный кризис» превратился в один из главных вопросов повестки дня, а основными «экспортерами» мигрантов стали Сирия, Афганистан, Ирак и некоторые африканские страны.

Хотя с середины нулевых годов в Европе о миграции из Африки и Ближнего Востока заговорили на самом высоком уровне как о проблеме, события последних лет и особенно 2015 года показали отсутствие у ЕС четкой и эффективной стратегии по преодолению проблем подобного рода.

В ходе  «миграционного кризиса» обозначились новые вызовы и для христианского духовенства Европы, которые со временем могут превратиться в угрозу Церкви как институту.

Инструкция по милосердию

В европейском сообществе миграция с Ближнего Востока и Африки вызвала противоречивые чувства. Тысячи граждан желали помочь людям, спасающимся от последствий войны. Но появились и проблемы, связанные с переселенцами, в том числе угроза безопасности, исходящая от них.

Реакция европейских Церквей на эти события была предсказуемой: духовные лидеры заявили о важности проявления милосердия, сострадания и призвали верующих протянуть руку помощи лицам, страдающим от войн и кризисов. Позиции духовенства католических, протестантских и иных европейских Церквей схожи.

Взгляд Католической церкви на проблему миграции изложен в Апостольской конституции 1952 года, называемой Exsul Familia («Семейство в изгнании»), принятой на фоне проблемы наличия большого количества переселенцев и перемещенных лиц, остро стоявшей в Европе после Второй мировой войны. Ее общий смысл сводится к необходимости оказания различной помощи, заботе о мигрантах и проведения католическими епархиями «политики открытых дверей». Формальное обоснование такого подхода – ссылка на Евангелие, в котором описывается бегство Святого семейства, Марии и Иосифа с Иисусом, когда тот был в младенческом возрасте, в Египет ради спасения от избиения младенцев царем Иродом. Поэтому в мигранте видится образ Христа, который принес свет миру. Все переселенцы должны восприниматься как Божий дар, а обязанность Церкви состоит в том, чтобы способствовать их более полной интеграции в принимающее общество.

Подобная позиция в те годы соответствовала политике правительств Западной Европы, где уже начинались процессы интеграции, а последствия войны в виде разрухи и экономической отсталости необходимо было быстро устранять. И большое количество перемещенных лиц не должно было стать препятствием в развитии, а быстро интегрироваться и включиться в систему рыночных отношений.

Что касается протестантских и иных европейских Церквей, то они разделили позицию Ватикана в отношении мигрантов. В 1964 году усилиями Конференции европейских Церквей, объединяющей большую часть протестантских, старокатолических, англиканских, православных и иных Церквей Старого Света, создана Церковная комиссия по миграции в Европе, которая сегодня имеет филиалы в 18 странах. В первые годы существования штаб-квартира организации располагалась в Швейцарии, в 1977 году она была перенесена в Бельгию. В качестве приоритетных направлений комиссии сегодня указывается защита беженцев, помощь в предоставлении им убежища, контроль за соблюдением законодательства и гуманитарных аспектов при процессе трудовой миграции, противодействие современному рабству, борьба с проявлением дискриминации, способствование кооперации европейских стран при решении проблем с миграцией, оказание помощи в мониторинге южных границ ЕС с целью недопущения трагедии в виде гибели беженцев.

В 1988 году в Ватикане создан папский Совет по пастырскому попечению о мигрантах и странствующих, задачей которого является забота о духовном состоянии мигрантов и перемещенных лиц. В 2004 году совет выпустил инструкцию под названием «Любовь Христа к мигрантам». Согласно этой инструкции, масштабные миграционные процессы, ставшие объективной реальностью современного мира, открывают огромные перспективы перед человеческой цивилизацией, способствуя объединению людей разных национальностей, религий, культур, регионов. Построение мультикультурного общества есть воля Бога, так как оно должно способствовать прекращению разделения людей.

Церковь признает право каждого человека на переселение, так как оно позволяет раскрывать способности личности и служить во благо человечества, сохраняя свою языковую, культурную и религиозную идентичность. Христианское же общество, знакомясь с представителями других народов и другой культуры, получает возможность обогатить свои знания и опыт. Указывается и на необходимость знакомства с христианской культурой и «правильным» содержанием Евангелия представителей других конфессий, которые «стучатся в наши дома». Задача Церкви состоит в том числе и в том, чтобы следить за правильностью этих шагов.

На европейских христиан возлагается важная миссия: оказать всестороннюю помощь мигрантам, проявить солидарность и построить гармоничное общество. И хотя это «нелегкая задача», следовать данным принципам Церковь призывает каждого верующего.

Подчеркивается и тот факт, что христианские страны стали одним из главных пунктов назначения мигрантов. Важно, чтобы беженцы и перемещенные лица встретили понимание и милосердие в европейских странах и не разочаровались в христианстве.

Данная инструкция соответствует провозглашенному в европейской политике нулевых годов принципу мультикультурности и интеграции во всех сферах общественной жизни.

На протяжении последних лет выступления папы Римского Франциска и  высших должностных лиц Римской курии в целом соответствовали описанным выше утверждениям. Согласно позиции Ватикана, люди, прибывающие в Старый Свет (под которыми в первую очередь подразумеваются беженцы и переселенцы с Ближнего Востока и Африки), должны восприниматься не как проблема, а как братья и сестры, которые призваны обогатить Европу своим талантом и культурой. Нынешний глава Католической церкви неоднократно озвучивал призывы к милосердию и отзывчивости в отношении мигрантов.

Особое внимание посвящено мигрантам, относящимся к католикам восточного обряда (Сирия, Ливан, Египет), к которым следует относиться со всем уважением, теплотой и которых недопустимо насильно принуждать к религиозным мероприятиям со стороны европейских Церквей.

Госпитальеры XXI века

Сложным вопросом для Ватикана представляется и проблема христиан на Ближнем Востоке. Гонение со стороны террористических группировок и вооруженной оппозиции, убийство христианских священнослужителей и простых граждан, разрушение храмов стали нередким явлением в охваченной войной Сирии, где до событий 2011 года христиане составляли 9% населения. Последовавший в связи с разразившейся войной отток христиан достиг 40% к текущему году. На фоне того, что ситуация с безопасностью в Сирии и Ираке еще далека от идеала, а гонение на христиан есть объективная реальность сегодняшнего дня, Ватикан не может ответить на вопрос сирийских и иракских христиан, что делать: остаться дома или бежать в Европу? С одной стороны, эти ближневосточные страны – неотъемлемая часть истории христианства, и исчезновение представителей этой конфессии в регионе просто недопустимо. С другой стороны, в условиях опасности для жизни невозможно и выступить с призывом ко всем христианам не оставлять свои дома.

Волонтерские организации (например, «Рыцари Колумба») проводят мероприятия по оказанию гуманитарной помощи представителям христианской общины, планируются проекты по восстановлению разрушенных храмов и церквей в Сирии и Ираке. С этой целью также рассматриваются возможности сотрудничества Римско-католической Церкви и Московского патриархата. Однако этого недостаточно для стабилизации обстановки. Что касается перспектив урегулирования конфликта на Ближнем Востоке, то Ватикан выражает надежду на его мирное разрешение, а участников антитеррористической коалиции глава Католической церкви призвал остановить террористов, но не военными мерами.

Также Ватикан выражает особую скорбь в связи с неоднократными фактами гибели беженцев и переселенцев в Средиземном море на пути в Европу. Папа Римский Франциск в знак особой озабоченности проблемой посвятил в 2013 году свой первый визит в качестве главы Католической церкви за пределы Ватикана на остров Лампедуза, где совершил богослужение в память об утонувших мигрантах и напомнил о важности сострадания к обездоленным.

По мнению священнослужителей, проблемы, которые приходят вместе с переселенцами, безусловно, существуют, но они не должны перевесить ценности и принципы христианского общества. Страх перед мигрантами они считают необоснованным. Упомянутый папский совет подвергал критике некоторые законодательные инициативы стран Европы, в том числе инициативу об ограничении строительства минаретов в Швейцарии и миграционное законодательство Италии.

Проблемы, которые создает миграция, сравниваются с родовыми муками при появлении на свет человека: в конечном итоге эти процессы должны привести к построению братского общества. С другой стороны, негативное восприятие миграции, по мнению священнослужителей, вскрывает несовершенство человеческого общества и его греховность, вызванную неравенством.

Сотни храмов по всей Европе откликнулись на призыв Ватикана приютить у себя как минимум одну семью беженцев. Ватиканом проведено несколько благотворительных акций по предоставлению гуманитарной помощи в лагеря беженцев. С призывами к правительствам стран ЕС смягчить подход в вопросах миграционной политики неоднократно обращалась и Церковная комиссия по миграции в Европе. Все это преподносится как пример проявления гуманности и милосердия, которому должны следовать все европейцы.

Родовые муки новой Европы

Противники мусульманской иммиграции обращаются к образам героической эпохи христианства.	Фото Reuters
Противники мусульманской иммиграции обращаются к образам героической эпохи христианства. Фото Reuters

Однако 2015 год стал критическим в плане общественного настроения: наплыв более миллиона мигрантов в Старый Свет и неготовность  правительств европейских стран решить эту проблему, серия терактов во Франции и череда резонансных преступлений со стороны переселенцев всколыхнули общественное настроение. Мигранты зачастую стали восприниматься многими европейцами как угроза безопасности и даже сохранению Европы в ее нынешнем культурном и религиозном виде. Все чаще говорят об угрозе исламизации в Старом Свете.

Недовольство политиков в связи с отсутствием эффективных мер стало просачиваться в прессу, по многим европейским городам прокатились митинги и народные выступления, направленные против миграции и политики властей.

Критике стала подвергаться и Церковь. Обвинения в адрес религиозных институтов звучат со стороны активистов некоторых оппозиционных партий. Позиция Ватикана стала объектом критики даже со стороны некоторых европейских католических епархий (например, в Венгрии), которые не согласились с видением папы Римского Франциска и предпочли сделать заявления о необходимости ужесточить миграционное законодательство. Суть обвинений в адрес Римской курии в том, что Церковь обеспокоена лишь заботой о благополучии прибывающих беженцев, которые воспринимаются авторами критики как источник негативных социальных явлений. На этом фоне позиция Церкви, призывающей к толерантности и милосердию, по мнению критиков, вступает в разногласие с ее главной обязанностью как института – укреплением религии и защитой всех христиан. Скорее наоборот, Церковь не в состоянии защитить интересы своих верующих и способствует дальнейшей исламизации Европы.

Заявления церковной оппозиции нашли поддержку тысяч людей, и не только в католической среде. Так, в сентябре 2015 года глава Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии архиепископ Кари Мякинен призвал все христианские религиозные учреждения страны принять под своей крышей мигрантов. Спустя несколько дней прихожане, обнаружив в некоторых храмах размещенных там арабов и африканцев, с разочарованием отправились домой. В социальных сетях в связи с этим появились обвинения в адрес священнослужителей в том, что они «помогают террористам и боевикам», а «христиане Европы остаются без защиты». Похожие инциденты возникали и в некоторых других религиозных учреждениях Европы.

При развитии ситуации по негативному сценарию доверие к Церкви как к институту может впоследствии значительно пошатнуться, особенно в среде молодежи и радикально настроенных групп населения. Не исключен дальнейший раскол позиции духовенства (особенно протестантского) в отношении мигрантов с целью привлечь на свою сторону больше верующих.

Осознав всю серьезность ситуации, Ватикан частично изменил свою риторику. В январских выступлениях с.г. папы Франциска, наряду с призывом к проявлению доброты и толерантности, впервые прозвучали слова о том, что проблема миграции не должна влиять на безопасность европейцев. Папа призвал к единению христиан с целью преодоления миграционного кризиса и раскритиковал европейских политиков. По словам Франциска, негативных событий можно было бы избежать, а одна из их причин – неправильная политика Запада в регионе Ближнего Востока. Категорическому осуждению со стороны Церкви подверглись любые разговоры о возможном упразднении Шенгенского соглашения и распаде ЕС как единого политического образования.

Однако Ватикан пока осторожен в своих высказываниях в отношении мигрантов. Судя по всему, позиция прояснится после принятия более конкретных шагов со стороны правительств с целью разрешения кризиса. Но и промедление опасно: в случае повторения резонансных событий (теракт или хулиганские выходки со стороны мигрантов) призывы духовенства быть отзывчивыми и толерантными могут вызвать недовольство в обществе.

Апостольская конституция Ватикана о миграции, принятая более 50 лет назад и являющаяся основой для церковной политики в этом направлении, вероятно, уже не отвечает сегодняшней реальности: в послевоенной Европе проблема перемещенных лиц носила совсем другой характер, а термины «радикализм» и «исламизация» тогда вообще не существовали в Старом Свете.

Возможно, призывы духовенства могут полностью измениться: достаточно вспомнить, как в свое время Нидерландская реформатская церковь активно поддерживала политику апартеида в Южной Африке.

Очевидно, что в случае дальнейшего усугубления последствий миграционного кризиса позиция европейских Церквей будет меняться и дальше, а их руководству будет все сложнее решать эту проблему и одновременно следовать общехристианским принципам. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1278
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
811
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1546
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1496

Другие новости